Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

Реклама


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

Просмотров: 4440 Автор: admin
1. Числительное один согласуется с существительным в роде, числе, падеже (один студент, одна студентка, одни студенты, одно окно, одного окна). Остальные числительные, кроме тысяча, миллион, миллиард, в именительном падеже требуют формы родительного падежа существительного: два—четыре — единственного числа, от пяти — множественного (два дома, пять домов). В косвенных падежах они согласуются с существительным в падеже (трём студентам, на семи стульях).
2. Собирательные числительные двое — десятеро могут сочетаться в предложении со словами определенных групп: 1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (шестеро рабочих), детенышей (пятеро ребят, шестеро зайчат); 2) с имеющими только форму множественного числа (трое ножниц); 3) с называющими парные предметы (шестеро брюк, двое носков).
3. В дробных числительных, содержащих слово один, вторая часть согласуется с этим словом (одна вторая, одной второй, одну седьмую); другие дробные числительные подобным свойством не обладают (две третьих, двух третьих, двум третьим).
Исторический комментарий. В древнерусском языке категория числа была трехчленной, а не двучленной: различались формы единственного числа (жена), двойственного (жен-б) и множественного (жены). Форма двойственного числа употреблялась, если речь шла о двух или о парных предметах (очи. уши. берега и т. п.), а также в сочетании с числительными два, две, оба. обе (два брата, две кости, оба глаза).
Прочитайте. Составьте подобные предложения с собирательными числительными, в которых будет говориться о 5, 6, 9, 12, 20 сутках.

1. Геологи ехали двое суток. 2. Трое суток мела метель. 3. Четверо суток шёл бой.
Перепишите, заменяя цифры словами и раскрывая скобки. Используйте собирательные числительные.
1. В аудитории было 2 (юноша) и 5 (девушка).
2. 3 вывили из леса. 3. 6 (школьница) убирают класс.
4. С (обе) (сторона) обступал нас лес. 5. 2 (ботинок) на одну ногу. 6. Из тайги привезли 3 (медвежонок).
7. Оба (глаз) плохо видят. 8. 50 (пара) (туфля) сегодня в продаже. 9. Играли 9 (дети). 10. В экипаже
5 (лётчик). 11. В вагоне 3 (проводница). 12. 7 (утёнок) плескались в пруду.

249. Перепишите, заменяя цифры словами.
11-миллионный; 25-тысячный; 1,5-миллиардный; 2,7; 13,6; 100-летние; 8 Марта; 545-й.
241. (Проверочный диктант.) Прочитайте, заменяя числа словами и раскрывая скобки. Напишите текст под диктовку.
Зюзино у Глеба Ивановича было устроено по новой моде. Подмосковное именьице принесла ему в приданое первая жена. Место было красивое, и, желая потешить молодую Федосью Прокопьевну, Глеб Иванович денег на устройство парка и всяческих забав и потех не жалел. Состояние у него было немалое — (двор). У старшего брата против этого (в)трое больше, но брат — первый помощник царю и свояк.
За Борисом Ивановичем числилось 7254 (двор), самого Никиту Романова, царского дядю, превзошёл богатством, у того 7012 (двор). Столь же богат был и Яков Черкасский. Бояре того времени имели по 1,5 {тысяча )(двор), окольничие — по 500 с гаком, думные дворяне — по 300. (По В. Бахревскому.)

ТЕСТЫ

А. Почему почти все количественные числительные не имеют числа?
Б. Выберите из ряда слов числительные: вторичный, вторивший, во-вторых, второй, второразрядный.
В. Назовите правильные сочетания числительных с существительными: обоих дочерей, четверо девочек, пятеро комплектов, тридцать трое суток, с пятью сыновьями, с пятерыми внуками.
Г. Укажите неправильную падежную форму числительного:
с семидесяти тремя копейками — с семьюдесятью тремя копейками;
при шестьдесят одно очко выиграл — при шестидесяти одном очке выиграл;
с пятерыми племянницами — с пятью племянницами.

МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимение — это часть речи, слова которой указывают на предмет, признак, но не называют их: Здесь всё меня переживёт, всё, даже ветхие скворешни (Ахм.).

Различаются местоимения следующих разрядов:
л и ч н ы е (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они), возвратное себя, притяжательные (мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их), указательные (тот, этот, такой, таков, этакий, этот, сей), вопросительно-относительные (кто, что, какой, чей, сколько), определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой), отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей), неопределенные (некто, нечто, некий, некоторый, ктото, что-то, кое-кто, кое-что, кто-нибудь, что-нибудь, кто-либо, что-либо).
Местоимения изменяются по падежам, некоторые из них — по числам, а также по родам (я—меня— мне—мною—обо мне; который—которые; весь — вся — всё — все).
Склоняются местоимения по-разному. Так, личные местоимения сохранили почти полностью падежные формы древнерусского языка и обладают супплетивными основами (я—меня—мне—мной—обо мне; мы— нас—нам—нами—о нас). Возвратное местоимение себя не изменяется по числам и родам, не имеет формы именительного падежа; его исходной формой является форма родительного падежа (себя—себе— собой—о себе). Вопросительно-относительные местоимения кто, что и отрицательные никто, ничто изменяются только по падежам. Местоимения таков, каков, некто, нечто по падежам не изменяются. Неопределенные местоимения с элементами кое; -нибудь, -то, -либо склоняются по образцу вопросительно-относительных местоимений, сохраняя дефисное написание. Местоимения большинства разрядов изменяются по падежам наподобие прилагательных (каждый— каждого— каждому— каждым — о каждом).
Морфологический разбор местоимения
Я сам расскажу о времени и о себе (М.).
1. сам — местоимение.
2. Начальная форма — сам. о. Постоянные признаки: 1) разряд — определительное; 2) изменяется по падежам, как прилагательное с основой на твердый согласный.
4. Непостоянные признаки: 1) именительный падеж; 2) единственное число; 3) мужской род.
5. В предложении является обстоятельством образа действия.
Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выделите местоимения и произведите их морфологический разбор.
Ты обл. .ко моё, к.-торым день мой мрачен, Когда задумч-.во я мыслю (о) тебе, Иль изм..ряю путь, к.-торый нам назначен, И где суд..ба моя чужда твоей суд..бе.
(П. А. Вяземский.)

(Изложение.) Прочитайте, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Произведите фонетический анализ выделенных слов. Напишите по тексту изложение, сохраняя местоимения.
Моя мать ум..рла, когда мне было шест.. лет. Отец, весь о-.давшись своему горю, как будто совсем забыл о моём существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особен, .ю заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.
Местеч-.ко, где мы жили, называлось КняжьеВено, или, проще, Княж..-городок. Если вы подъезжаете к местеч.-ку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, луч..шее архитектурное украшение города. Самый город ра..кинулся внизу, над СОН..ЫМИ, заплесневевш.-ми прудами, и к нему проходится спускаться по отлогому шос..е, загороженному традиц-.он-.ою «заставой». Сон-.ый ИНБ..ЛИД, порыжелая на со..нце фигура, олиц..творение безмятежной дремоты, лениво поднимает шлагбаум, — и вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу.
Деревя.-ый мост, перекинутый через у..кую речу-.ку, кряхтит, в.-драгивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик. Но вот ещё минута и — вы уже за городом.
Тихо шепч.-тся б..рёзы над могилами кла..бища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит уныл.-ю, бе..конечн..ю песней в проволоках пр-.дорожного (теле) (графа). Ре..ка, через которую перекинут уп..мянутый мост..к, вытекала из пруда и вп..дала в другой. Таким образом, с севера и юга городок огр..ждался ш-.рокими вод-.ными гладями и топями.
Посредине одного из прудов находился остров. На острове — старый, (полу ^разрушенный замок. (По В. Г. Короленко.)

244. Перепишите, раскрывая скобки. Сформулируйте правила написания неопределенных местоимений.
1. Под давлением неодолимой скуки... хочу набросать (кое)что на память о моей личности, если она может кото(нибудь) занимать (Леек.). 2. Ночью вдруг думаю: исповедаться бы у к&кото(нибудь) простого, жалкого монаха гл,е(нибудь) в глухом монастыре (Бун.). 3. Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. Кт:о(то) тайным тихим светом напоил мои глаза (Ее.). 4. Это было в какой(то) праздник (Леек.). 5. Есть много богачей, которым смерть одна к чему^нибудь) годна (Кр.). 6. Вот чей(то) шаг — и перед ней явился... только не Андрей (Л.). 7. Всё лучше перед кемСнибудъ) словами облегчить мне грудь (Л.). 8. Всё прошедшее, всё будущее вдруг стушевалось, пропало — и осталось только то, что я во Франкфурте с кем(то) за ч'го(то) дерусь (Т.). 9. Басаргин слушал соображения своих помощников, ( кое-что записывал (Пауст.).
245. Просклоняйте местоимения он, себе, экий, ктолибо, наш, сам. Отметьте супплетивные формы. Сделайте выводы об особенностях склонения каждого местоимения.
246. Составьте предложения со словами всякий, каждый, любой. Укажите оттенки значений, которыми различаются эти местоимения.
247. Употребите в речи местоимения он, она, оно, они в формах косвенных падежей с различными предлогами (в, до, с, благодаря, около, вопреки, на, за, у). Проанализируйте предложные формы.
248. Выберите правильный литературный вариант падежной формы местоимений.
Тоскую по вас/по вам; переживаю за него/за ним; приду до вас/к вам; равняться с неё/на веё; соскучй лась по вам/по вас; заходи ко мне/до меня; сделал благодаря ему/благодаря его; сказал вопреки его/вопреки ему; ростом с неё/с её; про себя самоё/про себя саму; грущу о ней/по ней; требовать с его/с него.
249. Прочитайте. Оцените выделенные формы местоимений. Соответствуют ли они нормам русского литературного языка?
1. Это всё бездельники придумали... писатели там разные! Читали мы галиматью ихнюю\ 2. «Вот те крест святой! — божился парень. — Хмельного в рот не беру, а ежели што, так лупите нас прямо в морду... ради эвдакой красоты, как ваша, мы на всё согласны!» 3. Фенечка держалась с победным видом: «Можете не проверять. Нам чужого не надобно, своего хватает. Мм не какие-нибудь там... не воровки!» 4. «Может, и выйдем на Быкова». — «А где он, отряд-то евонкый?»
(По В. Пикулю.)

250. (Тренировочный диктант.) Прочитайте, обращая внимание на местоимения. Произведите морфологический разбор выделенных слов. Напишите текст под диктовку.
Я приподнялся на локте и взглянул на Марусю. Она сидела в том же положении, в каком усадил её Валек, и всё так же перебирала цветы; движения её тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице; длинные ресницы были опущены. Несомненно, кто-то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на её месте смеются. Но как же может сделать это серый камень?
Это было для меня загадкой, страшнее всех призраков старого замка. Как ни ужасны были турки, томившиеся под землёю, как ни грозен старый граф, усмирявший их в бурные ночи, но всё же они отзывались старою сказкой. А здесь что-то неведомое было налицо. Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жестокое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений. «Должно быть, это бывает по ночам», — думал я, и чувство щемящего до боли сожаления сжимало мне сердце. (По В. Г. Короленко.)

ТЕСТЫ

А. Можно ли согласиться с мнением, что местоимение как отдельная часть речи не существует, а имеются группы местоименных слов внутри различных имен?
Б. Меняется ли значение слова при переходе его в разряд местоимений? Объясните, какой из омонимов является местоимением и почему: в известном театре, в известном случае, в известном смысле, в известном деле.
В. Выберите единственно возможное местоимение для данной конструкции:
Кто-то/кто-нибудь/кто-либо из учащихся, закройте дверь;
Оставьте свои/ваши вещи при себе;
Весь/всякий день он ходил на вокзал.
4. Выделите среди слов другой, каждый, иной, всяческий, любой местоимения.
Так же читайте про Деловое общение

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП