Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » ТЕОРИЯ ГУСТОТ Опыт христианской философии конца XX века - Панин Д.Н. - О положении в науке

Реклама


ТЕОРИЯ ГУСТОТ Опыт христианской философии конца XX века - Панин Д.Н. - О положении в науке

Просмотров: 2784 Автор: admin

Глава 6.  О положении в науке

 

Немало ученых презирают философию и метафизику как помеху поискам и отвлечение от дела. Однако в их головах гнездится ряд представлений, почерпнутых отнюдь не из научных источников. Большое значение имеет формирование ученого, его принадлежность к, определенному направлению, школе, его согласие или несогласие с общественным мнением, с предрассудками века. На­пример, мое недоверие в течение ряда лет к законам диалектики было вызвано скептическим отношением к ним в инженерной среде. Роль эпистемологии помимо изучения философских проблем, возникающих в ходе развития науки, - критиковать гипотезы и результаты исследования, выверять пределы их приложения к по­знанию мира. Теория густот предлагает систему взглядов, дающую ученому полную свободу поиска вне требований идеологий и без табу. Рассмотрим положение в некоторых областях наружи с позиций Теории густот:

— В XIX в. естественные науки, в первую очередь физика и химия, развивались по схеме: поиск — описание и символизация результатов — объяснение явлений. В XX в. в физике эта схема оказалась нарушенной: математические средства переплелись с по­иском, объяснение явлений с помощью моделей и соответствующих гипотез было объявлено устарелым. Применение в современной физике сложнейшей математики как орудия поиска оправданно, коль скоро это позволяет предугадать некоторые явления. Но од­ностороннее применение математических уравнений вызывает воз­ражений, поскольку физика изучает феномены, которые не следует подменять ноуменами*. Теория, дающая стройную картину мира и удовлетворительное объяснение ряду известных явлений, не может помешать математической струе и дает возможность современной физике, понятной лишь нескольким сотням ученых авгуров, стать доступной многим образованным людям.

— Присутствие в силовом поле исходных частиц (на котором настаивает Теория густот) объясняет взаимодействие масс и зарядов, позволяет вывести из одного принципа (густоты) уравнения Нью­тона и Кулона и объяснить физический смысл уравнений Максвелла, ибо представлять силовые поля в виде математической схемы не­правомерно.

— Усиленное применение в теории относительности четырех­мерных векторов и тензорного исчисления представляет собой на­стоятельную (хотя и бессознательную) потребность проникнуть через оболочку видимости в область истинной реальности (гл. 7). Примером может служить четырехмерный мир Минковского, по поводу которого наши соображения изложены в Приложении III.

— О сущности и происхождении жизни мнения современных ученых расходятся. Одни резко настроены против витализма, другие отрицают душу, третьи верят в химическое происхождение жизни, четвертые приходят в ужас при упоминании слова "финальность", пятые цепляются за неодарвинизм. Противники витализма в общем считают, что требуется "объяснить явления жизни, не прибегая к "витальному началу", к более или менее чудодейственной транс­цендентной сущности"[1].

Согласно закону движения вещей, густота живой природы воз­никает только из густот живой природы. Это означает, что жизнь передавалась и передается наследственным путем. Для создания жизни требуется творческая Густота огромного уровня. К тому же второе начало термодинамики обосновывает разрушительное энт­ропийное воздействие внешней и внутренней физико-химической среды на клетку. Для его устранения закон движения вещей требует наличия координирующего центра, способного обеспечить деятель­ность тончайших механизмов саморегулирования, репликации, ус­воения, выделения.

Рост кристаллов, так же как и жизнь, принадлежит к проти­воэнтропийным процессам. Однако никому не приходит в голову искать объяснение этому явлению в некоем "принципе кристалли­зации", поскольку кристаллизация определяется своей химико-фи­зической сущностью. Не следует также забывать, что кристалли­зация легко воспроизводится в лаборатории. Большое число попыток воспроизвести носитель жизни в лабораторных условиях окончилось полным провалом. Возможно, что ученые во всеоружии колоссаль­ных будущих достижений сумеют воссоздать простейший комочек жизни. Но для этого необходимо произвести всесторонние иссле­дования и создать недостающие отрасли наук. Неовитализм высо­кого уровня разрешит, возможно, эту проблему. Противники ви­тализма напоминают ученика, который, разбирая очень сложную машину, оставляет мотор без рассмотрения и тем самым не пони­мает, в чем ее двигательная сила. На современном уровне виталисты считают, что "явления жизни полностью не объяснимы через игру физико-химических факторов"[2]. Огромной загадочности факт жизни обосновывает это утверждение и дает витализму право на плодо­творное развитие.

Существует предрассудок, что витализм приводит к прекраще­нию поиска. Это неверно. Витализм, напротив, расширяет поле поиска, включая в него наиболее сложную область — изучение центра жизни. И за неовитализмом установление стройной связи между уже изученными подробностями деятельности клетки, от­крытие центра жизни, описание его силового и энергетического остовов. Виталисты вправе требовать от своих противников дока­зательства, что клетке не нужен центр жизни и что отсутствует громадный скачок между живым и мертвым. Это заставит их от изучения особенностей жизни перейти к изучению проявлений жизни.

— Основные положения позитивизма оставили следы в мышле­нии рада ученых. А именно: никакая реальность не может быть установлена путем умозаключений; считать непостижимым и по­тому бессмысленным поиск того, что называют причиной, перво­причиной, целью; игнорировать сущность природы каждого тела; придерживаться исключительно фактов, данных эксперимента; ис­кать естественные неизменные законы. В приведенных положениях здравая сущность тонет в море ошибок. Поэтому позитивизм питал самые бескрылые направления (как бихевиоризм), приводил первоклассных экспериментаторов к заблуждениям (Павлов), не под­вергал громогласному осуждению мировой науки шарлатанов, как, например, академик Лысенко, который в течение тридцати лет позорил в СССР биологию и агрономию.

— Дарвин опирался на передачу по наследству благоприобре­тенных признаков. Представитель неодарвинизма Жак Моно про­возгласил случайность мутаций и необходимость отбора. Случай­ность мутации означает ошибку в репликации генов. Но мелкие естественные случайные мутации дают лишь приспособление к среде, а не появление новых видов. Резкие же мутации неизбежно приводят к гибели, уродству или регрессу. Если даже допустить, что одна из резких мутаций дала образование нового вида, то случай, породивший ошибочную репликацию (мутацию), произве­дет новую ослабленную и болезненную особь. Как же слабые, квелые единичные особи победят в борьбе за существование своих многочисленных здоровых свирепых врагов? Взгляд на патологию как движущую силу эволюции не выдерживает критики. От пороков случайных мутаций свободна эволюция посредством творческих мутаций (гл. 20).

Порочное объяснение эволюции Дарвина породило вреднейший социальный дарвинизм. Основы дарвинизма — борьба за существо­вание и естественный отбор — привели к оправданию расизма, угнетению и уничтожению слабых, появлению пышущих злобой к человеку доктрин и восприятию общества в виде джунглей. Множество людей по причине дарвинизма утеряли веру.

— Ряд современных ученых (Поль Вацлавик, Илья Пригожий, Эдгар Морэн, Рене Жирар) развивают каждый в своей области мысль об организующем значении беспорядка, из которого воз­никает порядок. Мы пришли к тому же выводу для мышления. Правило толчков, сформулированное на основе закона движения вещей, состоит в наложении резких толчков (беспорядка) на спокойную постепенность (порядок). В ходе мышления резкие толчки создают искусственные скачки[3]. Наиболее действенными возбудителями мысли являются неожиданные "лишние" толчки[4]. Разумеется, правило толчков приложимо лишь к мышлению. Беспорядок вещей физического мира ничего ценного создать не в состоянии.

*        *        *

Особенность Теории густот в том, что ее универсальное и вполне реальное начало — густота — представляет собой образование из частиц любой природы. Густотами являются вещи макромира, ча­стицы микромира, содержимое полей, элементы души, мысль я ходе ее изменения в сознании, проявление воли и т.д. Поэтому Теория густот свободна от извечной борьбы между духом и материей, и в ее свете:

— Мир идей Платона относится к разряду густот символов (гл. 1), и они могут образовывать единства лишь в сознании за­интересованных в них людей. Абсолютный дух Гегеля в действи­тельности не существует. Данная выдумка с фантастическими свой­ствами лишена вещности (гл. 24, 3) и поэтому не есть густота.

Материя диалектического материализма также не густота и существует лишь в воображении верующих в нее людей.

— Субъективный материализм (типа солипсизма) ошибочен, так как густоты существуют сами по себе и лишь трансформируются в сознании (гл. 24, 7):

— "Вещь в себе" Канта не существует (гл. 24, 7).


Приложение III.   О   ЧЕТЫРЕХМЕРНОМ   МИРЕ   МИНКОВСКОГО

 

В четырехмерном мире Минковского время представляет собой самостоятельную четвертую координату. Чтобы избавиться от знака "минус", Минковский превращает время в мнимую величину: w = —V—it = — it. Однако это возможно при следующей оговорке.

В стакане воды молекула совершает тепловое движение вдоль мгновенного направления N, где образуется призма времени (гл. 4). Эту призму возможно рассматривать как ось времени. Движение молекулы вдоль направления N всегда можно отнести к трем произвольно выбранным осям х, у, z в евклидовом пространстве. Путь А N даст при этом три проекции Лх, Ау, az и А N = д х2 + А у2 + Дг2 • Однако при проектировании оси време­ни на оси х, у, z мы сталкиваемся с противоречием. Проекция времени 1 (вдоль призмы N) на каждое направление остается сама собой ( Д tx = A ty = Atz = A t). Только при этих условиях проекции скорости (Vx, Vy, Vz) образуют результирующую скорость вдоль оси N в виде VN = -г—. Таким образом, в данной системе отсчета

имеет место трехмерный мир с осями времени, совпадающими с направлениями  N.

При таrих условиях общая ось времени для всех частиц единства может рассматриваться лишь как мнимая ось.

Однако d общей теории относительности четырехмерный мир Минковского в неевклидовом пространстве дает поразительно точ­ные результаты. Видимо, здесь проявляется истинная реальность (гл. 7), в которой время как четвертая координата имеет место.


* Ноумен — постигаемое разумом в отличие от феномена, постигаемого чувствами. — Примечание. сост.

 

[1] P. Thuillier. Le darvinisme aujourd¢hui. Paris, 1979. Ed. du Seuil. P. 174.

[2] R. Collin. Panorama de biologie. P. 197.

[3] В виде догадок, обнаружения неожиданных возможностей и вкравшихся ошибок, пересмотра проблемы под новым углом зрения, повода к пересмотру исходных данных и принятых решений и т.п.

[4] В творческой работе полезно иметь таблицы толчков, помогающих мышлению. Примером может служить работа конструктора. Часто при взгляде на чужой чертеж бросаются в глаза недостатки и ошибки, не замеченные автором проекта конструкции. Нередко при этом возникают интересные и ценные предложения. Дело в том, что при разработке чертежа конструктор привыкает к своему решению, как бы сживается с ним, и его мысль течет постепенно, по проторенному руслу. Поэтому конструктор обычно должен пройти три стадии защиты проекта, и, кроме того, ведущий конструктор критикует чертеж во время всего процесса конструирования и предлагает новые варианты. Иногда составляют особые вопросники в помощь конструктору. Чем неожиданнее в них вопросы, тем более эффективно они выполняют роль толчков.


Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП