Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?

Реклама


Системы контроля

Просмотров: 2298 Автор: admin
Системы контроля герметичности космических аппаратов.
Проект этой системы – второй пример бортовой контрольно-измерительной аппаратуры. Задача контроля герметичности отечественных космических аппарата остро встала в рамках проблемы жизнеобеспечения в начале семидесятых годов в связи с гибелью трех космонавтов Г.Г.Добровольского, В.Н.Волкова и В.И.Пацаева из-за разгерметизации спускаемого аппарата «Союз». На рис.16 показана созданная для этих аппаратов система контроля аварийной разгерметизации «Дюза». После успешных летно-конструкторских испытаний на нескольких аппаратах «Союз» система была введена в состав и орбитальных станций типа «Мир».

Основной элемент системы – датчик давления. В качестве его был применен хорошо известный дифференциальный емкостной датчик давления с высокочувствительной мембраной, закрепленной в корпусе между двумя керамическими изоляторами. Полости с двух сторон мембраны соединены с окружающей средой, причем одна из них периодически закрывается. Поэтому пока она закрыта изменение давления снаружи, передаваемое в открытую полость с другой стороны мембраны, вызывает деформацию мембраны. Измеряемая величина этой деформации и является мерой произошедшего изменения давления. В соответствии с назначением прибора при его создании прежде всего стремились получить наибольшую чувствительности и быстродействие. Для этого был особенно тщательно отработан чувствительный мембранный узел. Были разработаны специальные технологии прокатки мембранной пластины и лазерной сварки мембраны в корпусе датчика. Все это делалось первоначально в лабораториях кафедр нашего университета. В результате получился прибор уникальной чувствительности, настолько превосходящий реальные потребности, что в ходе ЛКИ ее пришлось в несколько раз загрубить. В окончательном варианте система имеет регулируемую уставку выдачи аварийного сигнала о возникновении утечки атмосферы аппарата в диапазоне 1-50 мкм рт.столба в секунду с погрешностью не более 0,1 мкм рт.ст./с. Масса – не более 5 кг, потребляемая мощность – 10 Вт, ресурс работы – 5000 часов. К 2000 году приборы системы «Дюза» безотказно наработали на орбите около 4000 часов. В 1998 г. на станции «Мир» именно система «Дюза» зафиксировала потерю герметичности при аварийном пробое корпуса ее модуля «Спектр».
Успешный опыт эксплуатации системы «Дюза» стимулировал дальнейшие разработки в этой области. Система «Дюза» была дополнена пьезорезонансными датчиками абсолютного давления. На их базе был создан унифицированный комплекс измерения давления КИД. Были выполнены разработки, с одной стороны, по снижению низшего порога уставок величины утечки (с коррекцией показаний по температуре), а с другой – по вычислению и выдаче на пульт пилота величины резервного времени для экипажа при больших утечках до 500 мкм рт.ст./с.
Дальнейшим развитием этих работ стало создание методик и соответствующей аппаратуры обнаружения мест утечек как изнутри, так и снаружи корабля.
Основной проблемой при наземных испытаниях разрабатываемых систем этого типа, обусловленной их уникальной чувствительностью, оказалось их метрологическое обеспечение. Для этого было подключено НПО «ВНИИМ» им.Д.И.Менделеева, где создаваемые приборы проходили метрологическую поверку.
Системы контроля герметичности – пример проектов, в которых применены ранее известные технические решения, но доведенные до существенно более высоких параметров прежде всего за счет новых технологий изготовления.



Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП