Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » Комплексное применение ТРИЗ ФСА. Приложение.

Реклама


Комплексное применение ТРИЗ ФСА. Приложение.

Просмотров: 3224 Автор: admin
12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЗАДАЧ
(Анализ изобретательской ситуации)
Настоящие рекомендации предназначены для ведущего ВРГ при проведении ФСА, для преподавателя ТРИЗ и ФСА в качестве руководства по решению практических задач в аудитории, а также для самоконтроля при индивидуальном решении задач.
1. Объясните членам ВРГ (слушателям) правила формулирования практической задачи:
а) указать цель решения задачи;
б) описать существующее положение и его недостатки;
в) в формулировке задачи избегать терминов и стремиться к тому, чтобы ее условие было понятно ребенку 1214 лет.
2. Соберите предложенные задачи и предварительно рассортируйте их по темам (разделам) ТРИЗ.
П р м е ч а н и е . Этот шаг наиболее важен при обучении. При изучении того или иного инструмента ТРИЗ в качестве завершающего занятия по теме предлагается решать практические задачи с использованием этого инструмента.
3. Прослушайте вместе с остальными членами ВРГ (слушателями) рассказ задачедателя, который должен включать необходимые пояснения, рисунки, показ чертежей, по возможности образцов в натуре и т. п. Дайте возможность другим участникам работы дополнить рассказ, задать вопросы.
Рассказ задачедателя должен содержать также следующую информацию:
а) характеристику исходной системы, ее надсистем, подсистем;
б) сведения о ресурсах системы, надсистемы, среды;
в) описание функционирования системы (физику действия), ее полезные функции;
г) описание вредных функций и других недостатков исходной системы;
д) ограничения, налагаемые на решение, другие пожелания.задачедате ля по решению;
е) что будет хорошо, и что может быть плохо в случае решения задачи.
Примечание. Если по какомуто из пунктов у задачедателя нет ответа, остаются неясности, то для уяснения использовать методологию аналитического этапа ФСА: функциональный анализ, диагностические таблицы.
4. Проверьте правильность постановки задачи (отсутствие типовых ошибок, приведенных в приложении 15). При необходимости устраните ошибку и сформулируйте задачу заново.
5. Проверьте достаточность представленной задачедателем информации и степень своего понимания задачи. Для этого необходимо построить ряд простых моделей задачи (ситуации): вепольные модели, модель на базе метода ММЧ, с помощью простых механических аналогии. Изложите задачедателю и другим участникам работы суть задачи, как Вы ее поняли.
Примечания: 1. Если оказывается, что принцип действия ситстемы не вполне ясен, сформулируйте и решите исследовательскую задачу (с использованием приема обращения). 2. Если информации недостаточно для построения моделей, уточните ее и постройте модели повторно. 3. Если информации чересчур много (модели сложны и запутанны), попробуйте выявить основные конфликты.
6. Проведите экспресспрогноз развития исходной системы (см. приложение 13) с целью выявления дополнительных задач.
7. Выявите известные решения аналогичных задач в данной области, а
также в ведущей области техники. Выясните, чем они не удовлетворяют задачедателя. Уточните перечень ограничений по п. 3 д.
8. Проведите ряд упражнений на снижение психологической инерции:
еще раз проверьте условия задач на отсутствие терминов; используйте оператор числовой оси. Еще раз уточните перечень ограничений.
9. Если в результате анализа ситуации у Вас появилась группа задач, проведите свертывание и выявление ключевой задачи.
10. Выберите направление решения задачи и инструмент для ее решения в зависимости от условий:
а) если возможен перенос известного решения задача решена;
б) если исходная система признана неперспективной, необходимо использовать стандарты на синтез веполей, законы развития технических систем;
в) если исходная система остается и попытка использовать известные решения приводит к противоречию, следует рассмотреть возможность компромиссного решения;
г) если компромисс невозможен, то нужно рассмотреть решение задачи по АРИЗ.
13. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГНОЗА НА БАЗЕ ТРИЗ
Прогнозирование самый сложный вид работ по совершенствованию технических систем, поэтому для его успешного проведения необходимо уверенное владение всем аппаратом ТРИЗ. При выполнении шагов рекомендуется придерживаться следующих правил:
1. На каждом шаге необходимо выявлять и обязательно фиксировать не
ясности, проблемы, задачи (лучше всего в виде сформулированных противоречий), в том числе и кажущиеся неактуальными, неразрешимыми.
Каждую выявленную задачу следует обострить и попытаться решить.
Если решение сразу найти не удается, отложить его поиск на завершающий этап. Найденное решение зафиксировать, рассмотреть возможность получения от него сверхэффекта, пути его использования и новые задачи, которые при этом могут возникнуть.
2. Не следует прекращать работу, даже если получены идеи, удовлетворяющие заказчика. Наиболее интересные результаты, как правило, могут быть получены при выполнении завершающего этапа прогноза.
Этап 1. Предварительный прогноз (экспресспрогноз)
1.1. Ознакомиться с базовой технической системой (БТС) по .технической литературе, документации и в натуре: изучить ее принцип действия, конструкцию, историю развития (в том числе и возникавшие на разных этапах развития задачи, проблемы), альтернативные системы.
1:2. Построить ряд моделей, описывающих БТС: с помощью механических аналогий, метода ММЧ, вепольных преобразований. Выявить и сформулировать технические и физические противоречия, характерные для современного состояния БТС.
1.3. Использовать инструменты ТРИЗ для решения сформулированных задач, преобразования построенных моделей.
1.4. Провести простые морфологические преобразования БТС (см. АРИЗ85В, часть 8).
1.5. Рассмотреть надсистемы БТС, их влияние на развитие БТС.
1.6. Рассмотреть развитие БТС по основным линиям действия законов развития технических систем (см. приложение 14).
1.7. Подвести итоги предварительного прогноза: сформулировать основные возможные направления дальнейшего развития, перспективные технические решения и задачи, подлежащие решению.
Этап 2. Подготовка к углубленному анализу
2.1. Определить конечные цели работы и сформировать рабочий план прогноза. Отобрать экспертов для участия во временной рабочей группе (требования к экспертам аналогичны требованиям к членам ВРГ при проведении ФСА).
2.2. Провеет» прогноз с помощью традиционных методов.
Примечание. Традиционный прогноз играет служебную роль, его
результаты нужны для сопоставления в дальнейшем с результатами прогноза на базе ТРИЗ. Если такая цель отсутствует, можно обойтись без затрат времени на традиционный прогноз.
2.3. Провести анализ БТС с использованием методологии ФСА: по строить структурные, функциональные, технологические и диагностические таблицы.
2.4. Проанализировать тенденции развития надсистем, факторы, стимулирующие и (или) тормозящие развитие БТС, степень влияния их на БТС, ограничения, налагаемые надсистемами на БТС, вредные и полезные системные свойства (сверхэффекты), возникающие при работе БТС в составе разных надсистем.
Примечание. Среди факторов, влияющих на развитие БТС, следует рассматривать развитие потребности в БТС, технологии производства, развитие других систем, связанных или конкурирующих с БТС, развитие коллектива создателей БТС и т. п.
2.5. Рассмотреть развитие систем, аналогичных БТС, в других областях техники, в биологии, палеонтологии. Рассмотреть развитие систем, альтернативных БТС (систем с аналогичными функциями, но действующих на других принципах) и антисистем (систем противоположного назначения).
Этап 3. Прогноз по законам развития технических систем
3.1. Определить, на какой стадии развития по каждой из линий развития (см. приложение 14) находится БТС в целом, а также ее подсистемы; выявить основные проблемы, задачи данной стадии развития.
3.2. Рассмотреть возможность выполнения очередного шага или ряда шагов по каждой линии. Выявить трудности, проблемы, задачи (противоречия), возникающие при попытке выполнить шаги.
3.3. Выявить возможные ошибки в развитии (по списку типовых ошибок, см. приложение 16). Выявить возможные отрицательные моменты в развитии с использованием «диверсионного подхода» и инструментов ТРИЗ.
Этап 4. Завершение прогноза (суммарный прогноз)
4.1. Проанализировать все выявленные в процессе работы задачи, построить иерархию задач, провести поиск недостающих задач. Провести свертывание системы задач, выявить ключевые задачи.
4.2. Провести решение выявленных на предыдущем шаге ключевых за дач с помощью инструментов ТРИЗ. Выявить возможные сверхэффекты от полученных решений, рассмотреть возможности их использования и возникающие при этом задачи.
4.3. Свести полученные на разных шагах прогноза идеи и решения в блокипредсказания. Выявить противоречия между блоками и попытаться их разрешить с помощью инструментов ТРИЗ.
4.4. Выписать все задачи, решение которых оказалось невозможно на нынешнем уровне техники, технологии. Рассмотреть, как изменятся блоки, если эти ограничения будут сняты.
4.5. Составить сценарий будущего развития БТС: свести блокипред сказания в единую непротиворечивую картину (или ряд внутренне непротиворечивых альтернативных картин).
4.6. Составить перспективные планы развития БТС на базе полученного сценария.
14. ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
2, Вытеснение человека из ТС
Вытеснение на одном уровне:
Вытеснение между уровнями:
Увеличение степени идеальности ТС
4. Развертыванимвертывание ТС
Свертывание:

1. Этапы развития ТС

5. Повышение динамичности и управляемости ТС
Повышение эффективности действия поля:
Переход к мультифункциональности:
Увеличение числа степеней свободы:
7. Согласованиерассогласование ТС
Повышение управляемости:
Виды согласования:
Изменение степени устойчивости:
Согласование взаимодействия инструмента с изделием:
Согласование ритмики рабочих движений при обработке:
6. Переход на микроуровень и к использованию полей
Переход на микроуровень:
8. Дробление ТС
9. Развитие процесса сжигания
Топливо:
Окислитель:
Управление сгоранием:
15. ТИПОВЫЕ ОШИБКИ В ФОРМУЛИРОВАНИИ ЗАДАЧ И ПРИЕМЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
«Глобализм» — чрезмерно общая постановка задачи.
Пример. Задача формулируется так: «Как избавиться от заусенцев при механической обработке?» В такой общей постановке задача при нынешнем уровне техники, скорее всего, неразрешима. Но в том или ином конкретном случае избавление от заусенцев вполне возможно.
Для устранения ошибки специалистпоисковик должен конкретизировать задачу, «привязав» ее к конкретной ситуации.
«Избыточная конкретизация» слишком узкая постановка задачи, характерная для заводских темников.
Пример. Задача в темнике сформулирована так: «Усовершенствовать • деталь БК8.826.045».
В такой постановке задача понятна лишь тем, кто ее поставил. Специалистпоисковик должен предложить объяснить задачу «своими словами», с минимальным количеством терминов. Помогает требование сформулировать задачу языком, понятным ребенку 1214 лет.
«Тупик» постановка задачи направляет поиск в бесперспективном направлении. Психологически это вполне понятно: человек, решавший проблему, выбрал одно из возможных направлений ее решения, но успеха не добился. Вместо того, чтобы изменить направление поиска, он предлагает последователям искать решение в первоначальном, тупиковом варианте.
Пример. Формулировка задачи: «Разработать пневматическое приспособление для зажима детали». Решение задачи не получено, скорее всего потому, что неверна исходная позиция использования для этой цели пневматики. Но именно в такой формулировке она попадает в темник и может там оставаться в течение десятка лет без решения.
Для устранения ошибки специалистпоисковик должен реконструировать исходную изобретательскую ситуацию и выбрать другую задачу, решение которой обеспечит необходимый эффект.
«Тупиковые» постановки возникают также тогда, когда пытаются совершенствовать систему, ресурсы развития которой исчерпаны и ее «дожимание» уже неэффективно. Другой вариант: решение задачи требует нарушения аконов природы или материалов, технологий завтрашнего дня. В случае исчерпания ресурсов развития нужно переформулировать задачу на создание принципиально новой системы, решающей исходную проблему; для преодоления поставленных природой или уровнем технологии пределов необходимо реконструировать изобретательскую ситуацию и выбрать другую задачу, обеспечивающую достижение нужного эффекта без нарушения законов.
Пример. Задачу «Как поднять себя за волосы.» можно превратить в задачу «Обеспечить подъем за счет собственной мускульной силы».
Прожектерство вместо решения конкретной задачи пытаются решать проблему неизмеримо более сложную.
Пример. Не зная, как обеспечить имеющимися средствами подъем тяжелой детали, пытаются решать проблему антигравитации.
Для устранения ошибки необходимо реконструировать изобретательскую ситуацию и выбрать другую задачу того же либо несколько более высокого уровня, обеспечивающую получение нужного результата.
«Путанка» ситуация, когда под видом одной задачи прячется клубок взаимосвязанных задач.
Для устранения ошибки необходимо выделить все элементарные задачи, после чего решать каждую в отдельности в предположении, что остальные задачи из этого клубка уже решены. Если задачи не одного уровня иерархии, выбрать ключевую задачу.
Избыток информации — ситуация, когда специалист, ставящий задачу, пытаясь облегчить ее решение, выкладывает массу информации, среди которой нужная просто «тонет».
Для устранения ошибки необходимо выявить суть задачи конфликт, отбросив все несущественное.
Недостаток информации — ситуация, когда специалист при постановке задачи упускает важные сведения, например, об имеющихся ресурсах, считая их несущественными либо полагая, что они всем известны. Бывает, что задачу ставят «понаслышке», из чужой практики, просто не владея необходимой для решения задачи информацией.
Поисковик не должен браться за организацию решения задачи без соответствующего специалиста (если он сам не является специалистом в данной области). Всю необходимую информацию по ресурсам можно получить, работая по АРИЗ (шаг 2.3), либо с помощью схемы (рис. 5).
Разновидность недостатка информации отсутствие при постановке задачи сформулированных ограничений, налагаемых системой. Для выявления ограничения полезно предложить «задачедателю» ряд вариантов решения, известных или полученных с помощью простых инструментов ТРИЗ. Объясняя, почему то или иное предложенное решение не подходит, «задачедатель» раскрывает ограничения, не высказанные в первоначальной постановке.
Избыточные ограничения — постановка задачи с требованием «ничего не менять», либо решать строго определенным образом.
Пример. Ставится задача устранить трудности в процессе сборки некоторого узла. Ее легко решить, если принять соответствующие меры в механическом цехе, но изза сложностей внедрения предложений в чужом цехе
возникает требование решать задачу, не выходя за пределы сборочного.
Для устранения ошибки необходимо уточнить допустимость тех или иных запретов, их обоснованность. Формулируется новая задача, позволяющая обойти запреты.
«Вторичное объяснение» — ситуация, когда специалисты объясняют тот или иной эффект, особенность конструкции не реальными причинами, а ошибочными, но ставшими привычными, как бы «узаконенными» многолетним заблуждением, некритическим подходом.
Пример. Специалисты считали отверстия, появляющиеся в стенке обоймы насосов, промывом быстро текущей водой, хотя на практике часто встречались отверстия конусной формы с расширением кнаружи, где
вода не движется. Настоящая причина выявилась после анализа: это электрохимическое растворение.
Для устранения ошибки необходимо разобраться в физике процесса, не полагаясь на предлагаемые специалистами объяснения причин явления.
«Ложные» задачи — задачи, случайно попавшие в число требующих решения: при более подробном знакомстве оказывается, что решать их не нужно, так как это не даст никакого эффекта.
Пример. В темнике тракторного завода постянно фигурировала задача создания установки для автоматической распаковки подшипников от промасленной оберточной бумаги. При внимательном рассмотрении оказалось, что включение в производственный процесс такой операции усложнило бы работу.
Для устранения ошибки необходимо задать вопрос: какой эффект будет получен, если задача будет решена.
«Близорукая» задача — постановка задачи без учета изменения условий, которые могут произойти за время ее решения и внедрения.
Пример. В темник попадает задача по совершенствованию детали изделия, снимаемого с производства в ближайшее время.
Для устранения ошибки необходимо выяснить перспективы производства, ввести поправку на время, необходимое для внедрения, в частности, , несколько увеличить требуемые параметры.
Неучет масштабов и условий внедрения — постановка задачи без учета масштабов будущего внедрения: единичный образец, малая серия, большая серия. Установки, разработанные как единичный образец, часто не работают в условиях массового производства. На качество работы влияют и условия. Так, для эксплуатации в шахте не подходит установка, предназначенная для работы в исследовательской лаборатории.
Для устранения ошибки необходимо рассмотреть конкретные условия работы разрабатываемого устройства, учесть масштаб производства.
«Изобретение велосипеда» — попытка искать новое решение без пред верительного ознакомления с уже известными решениями, среди которых имеются и полностью решающие поставленную проблему.
Для устранения ошибки необходимо провести патентноинформационный поиск.
Ориентация только на известные решения — ситуация, когда пытаются использовать даже не очень подходящие известные решения, хотя предлагаются гораздо более перспективные, но новые, еще не. опробованные идеи, обычно вызываемая боязнью сложностей внедрения нового.
Для устранения ошибки необходимо попытаться решить минизадачу: избавиться от недостатков известных решений.
«Несистемная задача» — постановка задачи, лежащей на поверхности проблемы. После ее решения становится ясно, что предполагаемый эффект не будет достигнут, так как эта задача — лишь звено системы задач, задерживающих дальнейшее развитие системы. Аналогия: войска штурмуют стены крепости, убеждены, что взятие ее—победа. А за стеной оказывается новая стена...
Пример. Группе ФСА на машиностроительном предприятии было предложено улучшить работу станка для съема заусенцев после штамповки.
Но выяснилось, что решение этой задачи нисколько не изменило положение в цехе, он оставался «в прорыве». Анализ выявил целую серию новых проблем: чересчур большое время установки штампов, сложность их переточки, большой расход и т. п. Ключевой же проблемой оказалось низкая долговечность штампов изза плохого качества их изготовления, обязанного, в свою очередь, многократным необоснованным снижениям расценок. То есть корень зла оказался в доперестроечной экономике. Временный выход из положения был найден — наиболее ответственные штампы стали заказывать у соседей.
Для устранения ошибки необходимо выявить всю цепочку задач, найти среди них ключевую и рассмотреть возможность ее решения.
«Исправительная задача» — ситуация, когда предлагается усовершенствовать участок технологического процесса, созданный для устранения недостатков, возникших изза несовершенства предыдущей операции.
Для устранения ошибки необходимо проверить, не окажется ли более простым решение по устранению недостатков непосредственно на той операции, где они возникают.
16. ТИПОВЫЕ ОШИБКИ В РАЗВИТИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1. Технический волюнтаризм — убеждение, что развитие техники можно направлять и форсировать волевыми решениями.
Примеры. Страдавший манией величия Гитлер постоянно вмешивался в работу немецких военных конструкторов, требуя от них, чтобы немецкая техника превосходила технику других государств по мощности. Это привело к перетнжелению практически всех видов вооружения. Так, лучший немецкий танк «Королевский тигр» весил свыше 70 тонн, в связи с чем уступал в скорости, маневренности и в конечном итоге боевой эффективности вдвое более легкому советскому танку Т34.
Убыточными оказались попытки насильственного, без учета конкретной экономической ситуации, повсеместного внедрения роботов и гибких автоматизированных производств (ГАП).
2. Непонимание сути и роли противоречий в развитии техники, по пытки усиливать одно из качеств системы, не считаясь с ухудшением других, совершенствование элементов системы по отдельности, без учета системных эффектов.
Пример. В 20—30е годы авиаконструкторы создали немало рекордных машин: рекордсмен дальности, рекордсмен скорости, самолет с самым высоким «потолком» и т. д. Но соединить все эти качества в одном самолете оказалось невозможным. Попытки создания на базе рекордных машин серийных обычно оказывались неудачными.
3. Топтание на месте, разработка и внедрение мелких усовершенствований вместо серьезных изменений, которые требуются в соответствии с законами развития и вполне могут быть сделаны. Фактически подавляющее большинство изобретений таким образом опаздывает. Это расплата за поиск методом проб и ошибок.
Пример. С начала развития авиации взлет и посадка всегда осуществлялись против ветра. Когда же направление ветра иное, приходится выполнять развороты, что приводит к увеличению времени полета и лишнему расходу топлива. Только недавно было предложено отказаться от устаревшей традиции — ведь у современного самолета огромные энергетические возможности и скорость ветра до определенных пределов для него , малосущественна. Это предложение, экономящее ежегодно десятки миллионов рублей, могло появиться на несколько десятилетий раньше.
4. Забегание вперед — преждевременное внедрение новых элементов, решений, не обоснованных потребностью, не согласованных с другими подсистемами. Встречается довольно редко.
Пример. В одно время на спецмашины установили лампымигалки с достаточно сложной электронной схемой. Позже от них отказались, перейдя к использованию постоянно горящей лампы с вращающимся экраном. Фактически произошел возврат с микроуровня на макроуровень. Электронная система «не прижилась» на автомобиле изза несогласованности с его подсистемами по уровню сложности. Автомобиль — устройство в основном механическое, электроника же потребовала новых знаний от водителей, механиков. В то же время в самолетах, где много другой электроники, импульсная лампа вполне на месте. Возможно, она найдет себе применение в автомобиле будущего, в котором обязательно появится электроника — в системах регулирования двигателя, управления и т. п.
Помимо указанных выше типовых ошибок, характерных для любого этапа развития системы, известны ошибки специфические, характерные для конкретного этапа Sкривой.
Ошибки 1го этапа
1. «Дефицит новизны» — недостаточная смелость в использовании новых подходов при создании новой системы, снижающая ее эффективность.
Пример. Один из первых советских реактивных самолетов Як15 очень мало отличался от своего прототипа — поршневого истребителя. Самолет высоких результатов не дал. Правда, он оказался ценной учебной машиной для переучивания летчиков на реактивную технику, дал возможность конструкторам накопить некоторый опыт.
2. «Избыток новизны» — соединение в одной системе слишком большого количества новых решений, резко затрудняющее обеспечение работоспособности системы, ее наладку, доводку, эксплуатацию. Вместе с тем такие
системы могут быть полезны как «банк» новых идей, образец для конструкторовсерийщиков.
Пример. Все самолеты выдающегося советского авиаконструктора Р. Л. Бартини отличались очень высокой степенью новизны. По этой причине только одна его разработка (дизельный бомбардировщик ЕР2) выпускалась небольшой серией. Остальные его машины — более десятка типов — остались экспериментальными. Но блестящие решения Бартини, отработанные им элементы конструкции и технологии широко применялись в самолетах других конструкторов.
3. Включение в систему подсистем, хотя и выполняющих свои функции наилучшим образом, но не рассчитанных на совместную работу.
Пример. В свое время были неудачные попытки поставить паровую машину (наиболее совершенный в те времена двигатель) на самолет (А. Ф. Можайский, 1882 г.) и на подводную лодку (США, 1861 г., Швеция, 1886 г.).
4. Попытки подражания «взрослым» (находящимся на 2—3 этапах развития) системам, например, чрезмерное на 1 этапе усложнение системы, переход к динамичной, рассогласованной, свернутой системе до того,
как отработана основная функциональная цепь.
Примеры. Попытки создать самолет с изменяющейся геометрией крыла в 30х годах. Созданный и испытанный монобиплан конструкции В. В. Шевченко оказался менее эффективным, чем созданные в те же годы истребителимонопланы.
На заре авиации пытались создавать сложные устройства для обеспечения устойчивости самолета в воздухе, типа автопилотов. Решение же оказалось гораздо проще — использование аэродинамических стабилизаторов (хвостового оперения). Только в последние десятилетия начали появляться автопилоты, стабилизирующие полет.
5. Включение в систему подсистем (материалов, конструкций, технологий), применимых и полезных на данном этапе, но не имеющих до статочных ресурсов развития.
Пример. В 20х годах много спорили по поводу материала для создаваемых самолетов, что выбрать: дерево, которого было в достатке, или дюралюминий, которого не хватало. Правильный выбор металла был сделан благодаря четкой позиции А. Н. Туполева.
6. Попытки перейти к внедрению системы с высоким уровнем факторов расплаты: недостаточной надежности системы, дороговизне, необходимости в сложном обслуживании и т. п.
Пример. Попытки внедрения, электродугового освещения со свечами Яблочкова.
1. Попытки внедрить систему без соответствующего обеспечения в лице сопутствующих систем.
Пример. Попытки внедрения электроосвещения до Эдисона были обречены на неудачу. Эдисон сумел это сделать благодаря разработке, помимо лампочки, генераторов, регуляторов, выключателей, конструкций линий электропередач и т. п.
8. Ограничение возможностей системы какимто одним, не самым перспективным применением.
Пример. Эдисон фактически первым создал основу техники кино: кинетоскоп — прибор, способный показывать фильм на малом индивидуальном экране для одного человека. Он был глубоко убежден, что только так можно смотреть кино, и ожесточенно боролся против большого экрана общественного кинематографа.
Ошибки 2го этапа
1. Сохранение при переходе к массовому производству системы конструктивных и технологических решений 1го этапа, в частности, связанных
с индивидуальным производством и эксплуатацией, применением ручного
труда, «подгонки по месту» и т. п.
Пример. Завод в порядке исключения разработал и изготовил необходимую и очень важную установку. Проект установки был выполнен без участия компетентных в данной области специалистов, изготовление шло практически по эскизам, «по месту», без разработки технологической оснастки (это было оправдано, так как речь шла всего об одной единице продукции). Но через некоторое время потребовалось сделать еще одну установку, потом — еще и, наконец, министерство выделило заводу деньги на строительство цеха для выпуска крупных серий установок. И установка пошла в производство без коренной переработки конструкции и технологии под массовый выпуск. В результате продукция получилась очень дорогой, а добиться ее удешевления, автоматизации производства оказалось уже невозможным без существенной реконструкции цеха.
2. Непонимание неизбежного прекращения лавинообразного роста важнейших характеристик системы, возникновения ограничений в развитии и соответственно отсутствие попыток своевременной оценки воможных ограничений и принятия соответствующих решений.
Пример. В начале 70х годов ведущими советскими теоретиками и практиками был сделан прогноз развития турбогенераторостроения, предусматривающий появление в конце 80х годов турбогенераторов мощностью около 8 миллионов киловатт. Но мощность турбогенераторов, дойдя, согласно прогнозу, к началу нашего десятилетия до миллиона киловатт, перестала расти изза появления новых, не учтенных при прогнозировании факторов. Был сделан и прогноз развития криогенных турбогенераторов с обмотками, охлаждаемыми жидким гелием, предусматривавший развертывание в 90е годы на электростанциях таких конструкций. В их разработку было вложено около 20 миллионов рублей. Все эти затраты оказались бесполезными после открытия в 1987 г. явления высокотемпературной сверхпроводимости.
3. Неверный выбор направления совершенствования системы. Известно, что развитие системы приостанавливается, когда одна из ее ведущих подсистем исчерпала возможности роста. Для обеспечения дальнейшего развития необходимо заменить достигшую предела подсистему. Вместо это го на практике поступают иначе — форсируют развитие других подсистем, имеющих резервы развития и потому поддающихся совершенствованию.
Это никогда не дает кардинального решения вопроса.
Пример. На разных этапах развитие самолета приостанавливалось то изза несовершенства аэродинамики, то изза недостатков винта как движителя, то изза прямого крыла и т. п. Но во всех случаях вместо решительной смены не справляющейся подсистемы делались многократные попытки улучшить дело увеличением мощности двигателя.
373
Ошибки 3го этапа
1. Попытки любыми средствами продлить жизнь старой системы вместо переключения на развитие новой: компромиссы вместо разрешения противоречий, введение многоступенчатых компенсаций вредных эффектов. В результате происходит значительное усложнение системы, возникает «гигантизм» — бессмысленное, неоправданное увеличение размеров системы, то есть резкое возрастание факторов расплаты без существенного увеличения полезных функций. Идеальность системы резко понижается.
Примеры. По настоянию Гитлера немецкие конструкторы в конце войны разработали танк «Маус» массой 180 тонн и приступили к созданию «сухопутных броненосцев» массой в несколько сотен тонн.
В 60—70х годах резко усложнились механические и электромеханические счетные устройства. Образцы этих машин последних выпусков перед тем, как были вытеснены электронными вычислительными машинами, имели по нескольку тысяч шестерен, других сложных деталей.
2. Преждевременный отказ от дальнейшего совершенствования системы, еще не исчерпавшей свои ресурсы развития, и замена ее на новую, более сложную. Обычно причиной этого являются требования свое образной технической «моды».
Примеры. Использование сложных электронных, оптических измерительных устройств там, где достаточна точность, быстродействие механических измерительных приборов.
Неоправданное внедрение компьютеризованных робототехнических комплексов там, где вполне можно обойтись станкамиавтоматами, простыми манипуляторами, роторноконвейерными линиями.
3. Вместо перехода к системе, основанной на новых принципах, возврат на предыдущий, уже пройденный этап развития.
Пример. В 60х годах прошлого века выяснилось, что бронированные корабли неуязвимы для артиллерии. Вместо совершенствования артиллерии решили вернуться к таранам, существовавшим еще в античные времена. За 40 лет таранными ударами было потоплено немало кораблей, но не вражеских, а своих — при столкновениях во время маневрирования.
4. Имитация развития, то есть мелкое совершенствование второстепенных подсистем, порой внедрение просто декоративных элементов.
Пример. Джон де Лориан, бывший вицедиректор фирмы «Дженерал Моторс», крупнейшего в мире производителя автомобилей, в 1979 году писал, что в отрасли с 1949 года не была внедрена ни одна серьезная новинка. Машины не становились ни надежнее, ни долговечнее, ни безопаснее. Менялся только их внешний вид, добавлялись побрякушки и росли цены.
5. Борьба против новой системы. Преувеличивание ее недостатков, прямая дискредитация.
Пример. Эдисон отчаянно боролся против внедрения переменного электрического тока. Пытался доказать ненужность его для общества и даже... безнравственность!
Аннотированный указатель литературы
Литературы по методологии творчества и сопутствующим вопросам очень мною. Авторы отобрали из них наиболее доступные и информативные, правда, с учетом личных вкусов и опыта. .
1. Джонс Дж. К. Методы проектирования. 2е изд. доп., пер. с англ.
М.: Мир, 1986 г.
Эта кита представляет собой, по сути дела, справочник, в котором по единой форме кратко и доступно изложены 35 применяемых за рубежом методом повышения эффективности работы. Большая их часть не относится к поиску новых решений, включает мероприятия по улучшению организации работы, учету эргономических факторов, улучшению информационного обеспечения, исключению конструкторских ошибок и т. д. Интерес представляют имеющиеся в книге описание мозгового штурма, списки контрольных вопросов, в особенности описание стоимостного анализа в том ниде, и каком он был создан Л. Майлзом.
2. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества. Вопросы психологии, 1956, № 6.
Это первая публикация по ТРИЗ, в которой впервые сформулирован технический, основанный на знании закономерностей развития техники, подход к поиску новых решений в отличие от общепринятого в то время психологического подхода. В ней изложены основные теоретические положения ТРИЗ: понятия технического противоречия, идеального конечного результата решения, приемов разрешения технических противоречий; сформулирована программа дальнейшей работы по развитию ТРИЗ, активно выполняющаяся уже более 30 лет.
3. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения.— М.: Московский рабочий. 1е изд., 1969, 2е изд., 1973.
В этой книге, подводящей итог первому этапу развития ТРИЗ, подробно рассмотрены и обоснованы основные положения теории (на базе обширного материала из истории развития техники и анализа современного этапа, путем исследования патентных фондов). Приведены две модификации АРИЗ: АРИЗ61 и АРИЗ71, что позволяет наглядно увидеть направление и пути развития ТРИЗ. Подробно разобрано по АРИЗ71 решение ряда изобретательских задач. И хотя сегодня используются другие модификации, гораздо более эффективные, книга не утратила своей значимости. До сего дня сохранила свое значение приведенная в книге таблица использования приемов устранения технических противоречий.
4. Селюцкий А. Б., Слугин Г. И. Вдохновение по заказу.— Петрозаводск: Карелия, 1977.
Книга рассказывает о практическом применении АРИЗ71 для решения производственных задач. Большой интерес представляют две главы книги, посвященные изложению основ методики развития творческого воображения.
5. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука.— М.: Советское радио, 1979.
В книге обобщены все разработки по ТРИЗ начиная с 1973 года. Большую часть книги составил принципиально новый материал. Впервые опубликованы разработки по законам развития технических систем, вепольный анализ, первый вариант системы стандартов на решение изобретательских задач. В книге приведены 70 изобретательских задач, решение 60 из них снабжено подробным разбором.
6. Альтшуллер Г. С., Селюцкий A. Б. Крылья для Икара.— Петрозаводск: Карелия, 1980.
Данная книга продолжает и развивает предыдущую, в ней приводится более подробное обоснование некоторых разделов ТРИЗ. Приведен разбор 50 учебных задач.
7. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач.— Новосибирск: Наука, 1986.
Книга обобщает следующий этап развития ТРИЗ. В ней отражен опыт семинаров, проведенных в Москве, Баку, Новосибирске и других городах. Особое внимание уделено центральным этапам творческого процесса — анализу задачи и формирования новой идеи. Приведен фрагмент современной модификации АРИЗ85В, рассмотрены механизмы преодоления психологических барьеров, закономерности развития технических систем. Все положения проиллюстрированы примерами и задачами, большинство из которых снабжено подробными разборами.
8. Дерзкие формулы творчества. В серии «Техника—молодежь—творчество». Составитель А. Б. Селюцкий.— Петрозаводск: Карелия, 1987.
Книга открывает новую серию, созданную для пропаганды и изложения основ современной ТРИЗ. Содержит вступительную статью составителя «ТРИЗ в Карелии», обширную статью Г. С. Альтшуллера (давшую название сборнику), в которой изложены основные положения и идеи современной ТРИЗ, ряд статей, посвященных подробному рассмотрению некоторых наиболее полезных изобретателю физических эффектов, в том числе тепловых, электрических и магнитных полей, магнитных жидкостей, коронного разряда, пены, капиллярнопористых веществ и т. п. Третья часть книги — фантастика. Это цикл рассказов В. Журавлевой «Звезда психологии» о природе творчества, который может быть использован в качестве инструмента развития воображения.
9. Нить в лабиринте. В серии «Техника—молодежь—творчество». Составитель А. Б. Селюцкий.— Петрозаводск: Карелия, 1988.
Это вторая книга серии. В нее вошли статьи специалистов по ТРИЗ И. М. Верткина «Бороться и искать», посвященная вопросам формирования в человеке комплекса качеств творческой личности, и Ю. П. Саламатова «Подвиги на молекулярном уровне» об использовании в изобретательстве химических эффектов. Третья часть — статья Г. С. Альтшуллера «Маленькие необъятные миры» излагает систему 76 стандартов на решение изобретательских задач с примерами их практического применения. Заключительная часть — научнофантастическая повесть Г. Альтова «Третье тысячелетие», посвященная изучению возможных путей развития творческого обучения.
10. Правила игры без правил. В серии «Техника—молодежь—творчество». Составитель А. Б. Селюцкий.— Петрозаводск: Карелия, 1989.
Третья книга серии включает АРИЗ (Г. С. Альтшуллер); рассказ о применении в изобретательстве геометрических эффектов, (И. Л. Викентьев), практикум по ТРИЗ (Б. Л. Злотин и А. В. Зусман) и сборник фантастических рассказов (Н. В. Журавлева).
11. Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. Пер. с англ.— М.: Прогресс, 1987.
Директор компании «Маккинси» рассказывает о практике работы лучших американских компаний по внедрению новых изделий и технологий в производство, анализирует причины успехов и неудач в коммерческой деятельности разных компаний. Анализ основан на использовании Sкривых развития.
12. Половинкин А. И. Законы строения и развития техники: Постановка проблемы и гипотезы. Учебное пособие.— Волгоград, Волгоградский политехнический институт, 1985.
В книге дан обзор попыток выявления законов развития техники разными авторами и собственные гипотезы автора. К сожалению, многие из приведенных закономерностей не отвечают требованиям, приведенным на с., 22 настоящей книги, которым должны удовлетворять формулировки законов развития. Например, сформулированный автором «Принцип предпочтения» утверждает, что «...при переходе на новые принципы действия или изобретении новых функций и соответственно создании новых технических объектов вероятность использования конкретных физических эффектов тем выше, чем позднее они были открыты» (с. 56). Из этого утверждения следует, что предпочтение отдается более новым эффектам, что не подтверждается историей развития техники, анализом патентного фонда, который содержит огромное количество новых изобретений высокого уровня, использующих такие простые и давно известные физические эффекты, как тепловое расширение, коронный разряд, электромагнитная индукция и т. п. Статистический подход к использованию физических эффектов отражен в приложении 6.
13. Моисеева Н. К. Функциональностоимостный анализ в машиностроении. — М.: Машиностроение, 1987.
В книге подробно излагаются основы ФСА с точки зрения экономиста. Изложение ведется на высоком научном уровне, соответствующем современному состоянию экономической науки. Некоторое противопоставление автором ФСА и ТРИЗ, на наш взгляд, не вполне обоснованно.
14. Моисеева Н. К. Карпунин М. Г. Основы теории и практики функциональностоимостного анализа. Учебное пособие для вузов.— М.: Высшая школа, 1988.
Книга является первым в стране учебником по ФСА, раскрывающим в достаточно популярной форме основные положения метода. Отражая, как и предыдущая, экономическую точку зрения, книга более четко показывает роль методов поиска новых решений, в частности ТРИЗ, при проведении ФСА. Для практики представляет большой интерес раздел, посвященный организации, планированию, финансированию и стимулированию работ по ФСА.
15. Практика проведения функциональностоимостного анализа в электротехнической промышленности. Под ред. Карпунина М. Г.— М.: Энергоатомиздат, 1987.
Это сборник статей специалистов по ФСА, рассказывающих об опыте практического использования этого метода, в том числе на стадиях разработки и выпуска изделий, а также о ФСА технологий. Многие статьи представляют интерес, в особенности статья сотрудников Ленинградского производственного электромашиностроительного объединения «Электросила» Герасимова В. М. и Литвина С. С., в которой приведена разработанная авторами методика «свертывания» задач при проведений ФСА, показана на конкретных примерах эффективность применения элементов ТРИЗ.
16. Справочник по функциональностоимостному анализу. Под ред. Карпунина М. Г., Майданчика М. И.— М.: Финансы и статистика, 1988.
Книга содержит разнообразные справочные сведения по вопросам ФСА из официальных и методических документов (стандартов, методических указаний и др.). Обобщает опыт внедрения ФСА в нашей стране и за рубежом. Упоминаются методы поиска решений, в том числе ТРИЗ (рассказано об уровнях изобретательских решений и двух модификациях АРИЗ: АРИЗ77 и АРИЗ85 с сокращениями). Несколько подробнее рассказано о мозговом штурме и его модификациях, морфологическом анализе, синектике и некоторых других методах.
17. Велленройтер X. Функциональностоимостный анализ в рационализации производства. Сокр. пер. с нем.— М.: Экономика, 1984.
В книге западногерманского специалиста в общедоступной форме и без лишней формализации изложен ценный практический опыт организации работ по ФСА на предприятиях. К сожалению, практически не затронут вопрос поиска новых решений при проведении ФСА, но тем не менее книга полезна для специалистапрактика.
18. Соболев Ю. М. Конструктор и экономика: ФСА для конструктора.— Пермь, Пермское книжное издательство, 1987.
Автор, один и:» основателей ФСА, подробно излагает основы поэлементного анализа и показывает возможности его применения для совершенствования конструкций и снижения стоимости их изготовления. В книге множество практических примеров, она является своеобразным учебником по выявлению и решению изобретательских задач, как правило, невысокого уровня, но дающих большой экономический эффект. Книга чрезвычайно полезна для специалиста по ТРИЗ и ФСА, а также для любого инженера.
19. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Филатов В. И. Профессия — поиск нового.— Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1985.
Это первая книга, излагающая «технический» подход к ФСА, связывающая ФСА с ТРИЗ. В ней подбробно изложены основы ФСА и ТРИЗ, на практических примерах показана методология использования элементов ТРИЗ при проведении ФСА.
20. Мартыне Дж. Технологическое прогнозирование Пер. с англ.— М.:
Прогресс, 1977.
В книге изложены традиционные методы прогнозирования, такие как метод «Делфи», прогнозирование по аналогии, экстраполяция тенденций развития, нормативное прогнозирование и т. д. Рассматриваются также вопросы организации прогнозной работы, принятия решений на базе прогнозов и другие. Благодаря обилию примеров и другой фактической информации, хорошему языку, книга, читается с большим интересом и может служить прекрасным пособием по/изучению традиционных методов прогнозирования.
21. Рабочая книга по прогнозированию (Редкол.: И. В. БестужевЛада (отв. ред.).— М.: Мысль, 1982.
Книга является справочноинформационным изданием, в котором предпринята попытка обобщить многочисленные отечественные и зарубежные работы по теории и практике прогнозирования, вышедшие за последние 10—15 лет. Она содержит сведения о терминологии, методах и организации прогнозных разработок, об основных сферах прогнозирования, библиографические данные. Освещаются этапы развития прогностики как науки, дается классификация прогнозов, инструментарий прогнозирования, приводятся сведения об официальных и общественных" организациях в мире, ведущих исследования по проблемам прогностики. К сожалению, книга лишена примеров практического использования излагаемых методов, что затрудняет ее практическое применение.
22. Петрович Н. Т., Цуриков В. М. Путь к изобретению: "Десять шагов.— М.: Молодая гвардия, 1986.
Книга в популярной форме знакомит читателя с полным циклом работы изобретателя — от выбора темы до оформления заявки на изобретение. Большое внимание уделено описанию методов поиска новых решений, преодолению психологической инерции, использованию ЭВМ для поиска нового. Приведено множество оригинальных примеров и задач.
23. Альтов Г. И тут появился изобретатель.— М.: Детская литература. 1984, 1987 (переизд.), 1989 (изд. перераб. и доп.). Алтае Г. Ши атунч апаре инвентаторул. (На молд. языке).— Ки шинэу: Лумина, 1987.
Книга составлена по материалам рубрики в газете «Пионерская правда» «Изобретать — это так просто, изобретать — это так сложно» и излагает основы ТРИЗ для школьников. Ее можно использовать в качестве учебного пособия при проведении занятий со школьниками, а также со слушателями нетехнических специальностей. Полезна она и для инженеров благодаря большому количеству подробно разобранных изобретательских задач.
24. Иванов Г. И. ...И начинайте изобретать! — Иркутск, ВосточноСибирское книжное издательство, 1987.
Автор книги — изобретатель, много лет использующий ТРИЗ,— рас сказывает о своем опыте обучения изобретательству и решения разнообразных практических задач.
25. Злптин И Л.. Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения.— Кишинев: Лумина, 1988.
Книга представляет собой дневник месячного цикла занятий по ТРИЗ, проведенного литрами в летней школе научного общества учащихся Молдавии. Помимо подробной записи занятий, рассказывается и о других творческих мероприятиях школы — заседаниях дискуссионного клуба межнаучных контактов, соревнованиях юных изобретателей, вечерних беседах. В конце каждой главы — «вечерние размышления» авторов книги — рекомендации но проведению занятий по данной теме для преподавателей.
26. Злотин В. Л, Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок.— Кишинев: Лумина, 1990.
Книга рассказывает об использовании элементов ТРИЗ при изучении школьных предметов (физики, химии) для повышения интереса к ним учащихся, улучшения освоения, а также подготовки к использованию физики и химии при решении изобретательских задач. Приведено большое количество примеров применения различных физических эффектов, имеются рекомендации для учителей и родителей по. использованию книги при обучении.
27. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Деловая игра «Жизненная стратегия творческой личности». Рига, Изд. ЦК ЛКСМ, Латвия, 1987.
Брошюра представляет второй вариант деловой игры и является первой публикацией по вопросам жизненной стратегии творческой личности (первый вариант не публиковался). Включает помимо самой игры краткое введение, комментарии и сводную картотеку примеров к ходам игры.
28. Педагогический поиск. Сост. И. Н. Баженова.— М.: Педагогика, 1987.
Книга включает статьи педагоговноваторов: Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, Т. И. Гончаровой и др. Знакомство с их опытом чрезвычайно полезно для преподавателей ТРИЗ, занимающихся как со школьниками, так и со взрослыми слушателями.
29. Райт Дж. П. «Дженерал Моторс» в истинном свете: Автомобиль ный гигант — взгляд изнутри. Пер. с англ.— М.: Прогресс, 1986.
Книга написана на основании бесед авторов с бывшим вицепрезидентом фирмы «Дженерал Моторс» Джоном де Лорианом. В ней подробно рассказывается о различных сторонах деятельности одной из крупнейших фирм США. Приведено классическое описание коллектива, находящегося на третьем этапе развития по Sобразной кривой, тяжело пораженного болезнью застоя. Книга наглядно показывает, что застойные явления могут возникать при разных социальных системах, когда исчерпываются ресурсы развития Дела, для которого создан коллектив.
30. Питере Т., Уотермен Р. В. В поисках эффективного управления: Опыт лучших компаний. Пер. с англ.— М.; Прогресс, 1986.
Книга посвящена изучению опыта развития нескольких лучших американских компаний. Авторы выявили и показали ряд высокоэффективных механизмов антиторможения, приводят конкретные и инструментальные рекомендации по улучшению деятельности предприятий, полезные и для нашей страны.
31. Исикава К. Японские методы управления качеством. Сокр. пер. с англ.— М.: Экономика, 1988.
Несмотря на узко сформулированное название, книга затрагивает гораздо более широкий и интересный круг проблем. Фактически она посвящена вопросам управления коллективом предприятия таким образом, чтобы в нем не могло возникнуть состояние застоя, а развитие шло непрерывно и эффективно Многие изложенные в книге элементы управления качеством являются по сути механизмами антиторможения.

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП