Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » . НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Реклама


. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Просмотров: 11876 Автор: Angel
Раздел 1. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Задание 1. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант.

Неправильный вариант Правильный вариант
1. Автор сказал рецензенту, что вы не можете
  не замечать того нового, что имеется в ра¬боте.
  2. То, что происходит сейчас на факультете, это
настоящий анонс.
3. Профессор показал мне курсовой проект 
и сказал, что он уже устарел.
4. Следует отметить следующие особенности.
5. Устав после лекций, мне не работалось.
6. Можно согласиться с теми главами этого ре¬ферата, 
  где не содержится никаких внут¬ренних противоречий.
7. Это исследование имеет большую роль
  в раз¬витии современной науки.
8. Они уже сейчас готовые к экзамену.
9. Не всегда существует взаимопонимание ме¬жду народом
 и их представителями в Зако¬нодательном собрании.
10. В январе месяце начнется выдача 
  удостове¬рений нового образца.
11. Я попросил подругу принести свои записи лекций.
12. Правильно определив цели и задачи
  иссле¬дования, эксперимент показал следую¬щее...
13. В курсовых работах допускаются орфогра¬фические ошибки.
14. Условия для достижения положительных результатов 
были созданы, однако тем не ме¬нее испытания прошли 
неудачно.
15. Эта статья содержательная и интересна.

Задание 2
Укажите, как произносится в приведенных ниже словах согласный перед е. При наличии вариантов дайте их нормативно-стилистическую характеристику. 

Образец выполнения задания: анемия [н'э], антитеза [тэ и допустимо т'э], депо [д'э, уста¬ревает дэ].
Аннексия, агрессор, альтернатива, апартеид, атеист, бандероль, бассейн, берет, бизнес, бифштекс, гантели, дебаты, дегенерат, деградация, дезорганизация, декан, деквалификация, демаскировать, демилитаризация, де¬мобилизация, дефект, дефис, дефицит, деформировать, интенсивно, интервал, интервент, кодекс, конденсация, корректный, музей, нетто, Одесса, пионер, пюре, резерв, резервуар, рейс, реквием, реле, сессия, тезис, темп, тен¬денция, теннис, тире, тоннель, фонема.

Морфологические нормы 

Задание 3. Объясните, почему в одних случаях имена существи-тельные в родительном падеже ед. числа употреблены с оконча¬нием -а(-я), а в других ѕ с -у(-ю).
I. Плантация чая, экспорт чая, стакан чая, налить чаю, выпить стакан горячего чая. Продажа сахара, купить са¬хару, килограмм сахара, чайная ложечка сахарку. Нет дыму без огня; без году неделя.
II. Допишите окончания. Укажите возможные варианты.
1. Килограмм сыр... . Купить сыр... . Продажа сыр... . Съесть сырк.... Кусок ярославского сыр... . Сделать из воск.... Кусок воск... . Хочется сок... . Стакан сок.... Вы¬пить стакан яблочного сок... . Много снег... . Таяние снег....
2. Поднять с пол... . Уйти из дом... . Выйти из лес.... Задохнуться от дым.... Умереть с голод.... 3. Ну и на¬род... на площади! 4. Сколько снег... намело! 5. Квас... мне, да поживей! 6. На столе стоял стакан холодного квас... . 7. Наделать шум... . 8. Сбиться с панталык... . 9. Не давать проход... . 10. Девушки покатились со смех... .11. Они сидели за столом и пили чай с больши¬ми кусками сахар.... и черными сухарями. 12. Здесь нет лес...: кругом одна степь.

В случае затрудне¬ний обращайтесь к словарям, а также к кн.: Розенталь Д.Э. Прак-тическая стилистика русского языка (любое издание).
Раздел 2.
Задание 1
Исправьте текст.
1. На вокзале висит объявление: «Касса для ко¬мандировочных на втором этаже». 2. Господа ко¬мандировочные, получите командировочные удосто¬верения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4, Пред¬седатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись кни¬ги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень; как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактичес¬кое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Ав¬тор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Тол-стого к языку — о требовании простоты и ясности, понятливости. Задание 2
 
Задание 2 
Найдите ошибки в предложениях и определите их характер. Отредактируйте предложения.
1. Давайте сличим наши часы.
2. Вы сфотографировались на фотографии?
3. А теперь сказанное поясню словами.
4. Идем мы по минному полю — то он впереди, то я сзади.
5. На поле боя раздавались крики и стоны мертвецов.
6. Риэлтерские фирмы и люди в этих фирмах зарабатывают весьма приличные деньги.
7. И все это происходит на фоне любимой у средств массовой информации темы безумно криминального рынка недвижимости, регулярно раскручиваемой на все лады везде, где только можно и нельзя.
8. Наша страна построена руками народных сердец.
Задание 3 
Прочитайте текст. 1. Выпишите любые 5 из подчеркнутых слов и подберите к ним синонимы. 2. В каждом ряду синонимов отметьте знаком плюс (+) слова с положительной оценкой, знаком минус (-) — слова с отрицательной оценкой, буквой «н» — стилистиче¬ски нейтральные слова. 3. Расставьте слова в синонимическом ряду по степени увеличения интенсивности действия, признака там, где это возможно. Объясните свой выбор.
В начале прошлого века знаменитый французский физик, астроном, математик, естествоиспытатель, а также дипломат Доминик Франсуа Араго, сменивший в жизни своей множество постов, начиная с директора обсерватории и кончая чле¬ном временного французского послереволюционного правительства 1848 года, написал очень интересную книгу. Название ее, как отмечают многие, напоминает морское проклятье — «Гром и молния», да и содержание — в большой мере — проклятье небесам, насылающим на беззащитное население бесчисленные кары в виде громов и молний. Книга содержит несметное количество фактов, относя-щихся к разновидностям молний и громов, которых Араго насчитывает сотни — редкая наблюдательность!
(Карцев В. Приключения великих уравнений.
М., 1970)
1) 
2) 
3) 
4) 
5) 


Задание 4
Напишите предложения с приведенны¬ми ниже фразеологизмами. Объясните значение фразеологизмов: блудный сын, сизифов труд, ящик Пандоры, пиррова победа.

Человек с большой буквы, телеграфный столб, абсо¬лютный ноль, ветер в голове, светлая личность, ума палата, блудный сын, сизифов труд, ящик Пандоры, пиррова победа, не робкого десят¬ка, собака на сене.

Задание 5
Найдите речевые ошибки в употребле¬нии фразеологизмов (неоправданная замена компонен¬тов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме); исправьте текст.
1. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета. 2. Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, почувствовали облегчение, 3. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

Задание 7 
Замените выделенные слова близки¬ми по значению.
1. Мой друг недавно купил себе баше. 2. Для художника баки или баксы не были глазным в жизни. 3. Иностранец заплатил за картину пят¬надцать чистых американских гринов. 4. Одна из особенностей нерыночной экономики — дефицит товаров и услуг. 5. Задача правительства — сдержать, обуздать инфляцию. 6. Юбиляру подарили модный кейс. 7. После долгих дебатов на совещании дос¬тигли консенсуса. 8. Необходимо придать протесту легитимную форму. 9. Когда покупаешь импорт¬ную вещь, обязательно изучи лейбл (лейбл), 10. Ус¬троители театральных представлений, всевозмож¬ных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.
Задание 8. 
Прочитайте текст и впишите в таблицу пропущенные пункты плана.
Брось сигарету!
Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Федоро¬вич наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайло¬вич, запретил курение законодательно.
Японские ученые установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1 % определенного германийорганического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину.
Как сообщил в 1985 году журнал «Clinical Farmacology and Therapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект проявляет 3 %-ный рас¬твор... самого никотина. Через полтора часа после нанесения малого количества такого растбора на кожу заядлых курильщиков концентрация никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это в свою очередь притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же ее наконец закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое действие, чем обычно. Прав был Парацельс: все есть лекарство, и все есть яд — все дело в дозе! Ученые из Мичиганского университета (США) установили, что никотин содержат некото¬рые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1 г баклажанов со¬держит такое же количество никотина, какое получает некурящий, проведя 20 минут в прокуренной комнате.
(Воронков М. Г., Рулев А. Ю. О химии с улыбкой или Основы пегниохимии. СПб., 1999. С. 49)

Назывной план Вопросный план Тезисный план Цитатный план
1. Отношение к нико-тину как к яду 1. Как обычно относятся к никотину? 1. 1. ...Издавна на Руси табак называли са¬танинским или анти¬христовым зельем
2. Вещества, вызываю-щие отвращение к никотину 2. 2. 2.  
3. Присутствие нико-тина в привычных пищевых продуктах 3. Всегда ли ни¬котин являет¬ся ядом? 3. Никотин не всегда является ядом 3.
Методический комментарий. 
Назывной план (в виде назывных предложений). Содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последующего развер¬тывания всей информации данной смысловой части.
Вопросный план (в виде вопросов). Содержание каждой смы¬словой части текста является ответом на вопрос плана.
Тезисный план (в виде тезисов). Содержание каждой смысло¬вой части текста кратко формулируется в одном-двух предложени¬ях (тезисах). Можно сказать, что тезис — это краткий ответ на во¬прос, который мог быть представлен в вопросном плане.
Цитатный план (в виде цитат, то есть предложений, выписан¬ных из текста).
Тезисный план и цитатный план — разные виды планов! Те¬зисный план не предполагает прямого цитирования.
Раздел 3. Функциональные стили речи.
Задание 1 
Исправьте ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний.
1. Специфика узлов машин и механизмов, использующих газовую смазку, состо¬ит в том, что при их проектировании крайне затруднен физический экспери¬мент и на первые позиции выходит математический эксперимент или методы математического моделирования.
2. Полученные распределения освещенностей для каждого полигона упаковы¬ваются в световую карту, которая представляет из себя дополнительную тек¬стуру.
3. Астрономия и ее методы играют большое значение в жизни современного об¬щества.
4. Большую роль в изучении поверхности и атмосферы планет имеют астрофи¬зические методы — спектроскопия и фотометрия в различных диапазонах, включая ультрафиолетовую и инфракрасную области, а также радиоастроно¬мия.
5. Общество не может существовать без «предпринимателей», структурирующих «человеческий материал» и показывающих поведенческие и символические образцы в области экономики.
6. Постройка трансатлантического телеграфа, прокладка линии по «телеграф¬ному плато» на дне Атлантического океана производили воздействие на умы людей совершенно особым образом; человек почувствовал свои силы, его власть над своей планетой внезапно обрела новый символ.
7. Большое значение в этом процессе играют электромагнитные поля гидроди-намических источников.
8. Эта операция имеет под собой целью наведение порядка в налоговом законо-дательстве.
Задание 2.
Заполните таблицу жанров. Используйте материал для справок.

Стили речи
Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный
   
   
   
   
   
   
Материал для справок: монография, доклад, репортаж, рефе¬рат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведе¬нии научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо.
Задание 3 
 Прочитайте текст тезисов. Подчеркните языковые средства, ха¬рактерные для научного стиля.
Управление переходным процессом генератора кратковременного действия
рассматривается переходный процесс синхронного генератора кратковременного действия, сопровождающийся существенным падением угловой скорости. Генера¬тор включен на активно-индуктивную нагрузку и работает за счет кинетической энергии предварительно раскрученного маховика, механически связанного с ро¬тором. Определен закон изменения напряжения возбуждения, обеспечивающий заданное изменение мощности в течение рабочего процесса, за исключением ма¬лого интервала времени после включения генератора на нагрузку. Показано, что для получения постоянной мощности на нагрузке необходимо вре¬менное снижение напряжения в начале рабочего процесса вплоть до его ревер¬сирования и лишь затем постепенное его увеличение.  
  А. Д. Саблин.Д. Ю. Скубов
Раздел 4
Деловой стиль речи
Задание 1. Напишите одну из деловых бумаг (справку, заявление, докладную записку, отчет, протокол и т.д.), используя характер¬ные для деловых документов языковые средства.

Задание 2. Прочитайте юмористический рассказ 0. Новожилова «Не Чехов». Определите нарушения требований к официально-деловому стилю в первом и втором письмах. Используя факты, упомянутые в двух письмах, составьте текст делового письма в соответствии с требо¬ваниями стиля и структуры этого речевого жанра.
Директор механического завода делал третью попытку прочесть официальное письмо, подготовленное его заместителем.
«На Ваш № 475/16 от 16.12.77 г. в настоящем сообщаем, что в силу того, что фактическое наличие запрашиваемых сведений в части частей к редуктору РМ-250 подтвердилось частично, обращаемся с просьбой разрешить пролонги¬ровать с целью увеличения наличия существующего сог...» —Директор сломал карандаш, швырнул обломки и поднял телефонную трубку.
— Антон Палыч, зайди, пожалуйста, ко мне... Через минуту заместитель появился в кабинете.
— Ты, Антон Палыч, деловой человек, опытный работник, но, послушай, когда я отучу тебя от этого бюрократического стиля? Пишешь письмо, причем в мини¬стерство, и что ты думаешь, там твои спирали читать будут?
— Так ведь я... не Чехов, — привычно буркнул Антон Палыч.
— Возможно, ты не Чехов и не Анатоль Франс, но простое письмо ты написать мо¬жешь?
Заместитель сокрушенно молчал. Директор посмотрел на него и смягчился.
— Вот что... Бери это письмо и переделывай. Пиши просто, никаких «увеличения
наличия». Небось в личных письмах изъясняешься нормальным языком? Посмот¬
реть письмо я уже не смогу: вызывают в Москву на совещание.
Через пять дней, в разгар совещания, заместитель министра прочел «для разряд¬ки» официальное письмо, адресованное ему механическим заводом. «На Ваш № 475/16 от 16.12.77 г. Здравствуйте!
В первых строках своего письма спешу сообщить, что письмо Ваше мы получили, за что большое Вам спасибо. Все живы-здоровы, чего и Вам желаем. Погода у нас стоит хорошая, правда, вчера выпал снег, но он растаял. Насчет дела, о котором Вы спрашивали, могу сообщить, что эти вахлаки с заво¬да запчастей совсем перестали посылать шестерёночки, а когда если и при¬шлют, то у них зубешки не сходятся. Так что из запасов, которые были, скоро останется шиш с маслом. Очень прошу, рявкните на них между делом, а то ника¬кой нет управы и возможностей в смысле обуздания с нашей стороны.
До свидания. Ждем ответа, как соловей лета. Заместитель директора механического завода А. П. Чечкин».


МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Текст любого письма состоит из следующих частей: 1) обраще¬ния, 2) вводной части, 3) основной части, 4) заключения.
Структурная схема делового письма

Структура текста Речевые конструкции
1. Обращение
Используется стандартное обращение (должность, фамилия, имя, отчество) Возможно использование прилагательных Если не предполагается конкретное лицо, обращение можно опустить Уважаемый (многоуважаемый, вы-сокоуважаемый (к вы-сокопоставленным чи¬новникам)) Дорогой (к хорошо знакомому адресату) Уважаемые господин Иванов! 
господин директор.
Фридрих!
дамы и господа!
господа!
коллеги!
2, Вводная часть
Излагается повод для письма В связи с...
Согласно контракту от 21.01.02 № 15/10...
Нами рассмотрены Ваши предложения
3. Основная часть
Формулируется главная цель письма:
• сообщение;
• предложение;
• отказ;
• ответ;
• запрос;
• просьба;
• гарантия;
• напоминание;
• приглашение;
• благодарность;
• рекламация. 
Суть дела излагается от первого лица в ед.ч. или мн.ч., а также от третьего лица. Необходимо четкое деление на абзацы Рады сообщить Вам...
Информируем Вас о том, что...
Извещаю, что...
Ставлю Вас в известность, что...
Сообщаю Вам, что...
Имеем честь предложить Вам...
К сожалению, мы не можем принять...
Компания не может принять Ваши условия...
Со своей стороны хотели бы попросить Вас...
Просим рассмотреть вопрос/ подтвердить
заказ/ сообщить о решении...
Прошу ответить...
Просим выслать...
Направляем Вам...
Высылаем Вам...
Напоминаем Вам...
Подтверждаю, что...
4. Заключение
Выражается надежда на ответ, на положи¬тельное решение вопроса, выражается признательность, пожелание, чтобы пере¬писка была продолжена и т. п. Надеемся получить ответ в ближайшее время... Просим ответить в двухнедельный срок... Ожидаем Вашего согласия... Выражаем надежду (надеемся) на дальнейшее сотрудничество (продолжение нашего со-трудничества) ... Заранее благодарны... Искренне Ваш... С уважением...


Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП