Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Реклама


ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Просмотров: 5852 Автор: admin

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ




Язык, речь, речевая деятельность.

Формы речи: устная и письменная. Вопрос о специфике устной речи. Формы речевой деятельности: монолог и диалог. Жанры речи.

Устная и письменная речь. Книжные и разговорный стили.

Специфика публичной речи.

Публичная речь.

Результативность публичной речи (психологические факторы, информационные факторы, речевая культура).

Педагогическое общение.

Специфика речи учителя (дидактическая и воспитательная направленность, речь-образец).

Понятие об общей и профессиональной речевой культуре. Основные требования, предъявляемые к речи учителя. Основные характеристики речи: формально-содержательные, языковые, технические. Задачи речевой подготовки студента-филолога: развитие общей культуры и мышления студентов как основы и средства развития речи; овладение сведениями о требованиях, предъявляемых к профессиональной речи учителя; практическое овладение техническими, языковыми и формально-содержательными характеристиками речи; формирование у студентов профессиональных речевых умений и навыков как подготовка к формированию речевой культуры учащихся.

Стиль педагогического общения. Ролевая установка человека. Учебно-речевые ситуации.

Речевой этикет. Формулы речевого этикета.

Психологические аспекты общения.

Понятие о коммуникативной ситуации, ее структура.

Психологическая характеристика оратора. Основные качества оратора (экстраверсия, или открытость, уравновешенность, уверенность, подвижность характера, чувство юмора, самоирония и др.). Психологическая установка. Кредитность, пути ее повышения.

Психологическая характеристика аудитории. Понятие об аудитории. Поляризация. Основные параметры характеристики аудитории (состав слушателей, образовательный уровень, настроенность на контакт, количественный состав, размещение слушателей и др.).

Помехи, нарушающие коммуникацию, и их устранение (инерция включенности слушателя в круг своих проблем; высокая скорость умственной деятельности, которая оставляет значительную часть внимания при восприятии речи свободной; неустойчивость внимания; антипатия к чужим мыслям).

Эффект ленивого реципиента

Приемы организации и поддержания внимания (предварительная установка контакта; композиционные приемы построения высказывания; драматизация (диалогизация) речи; интонационное богатство речи, разнообразие тональных рисунков фразы и эмоциональная насыщенность речи; паузы-разрядки).





2. ПОДГОТОВКА РЕЧИ



Этапы подготовки речи и их содержание

1. Знакомство с предметом предстоящего выступления. Формулировка

темы.

2. Формулировка цели выступления. Составление плана.

3. Формирование текста выступления.

4. Работа над речевой стороной выступления.

5. Редактирование и запоминание выступления.

6. Психологическая подготовка.

Подготовка публичного выступления.

Работа над подготовительными материалами. Основные этапы работы: определение темы, цели высказывания, подбор источников, сбор фактического материала.

Правила ведения личного архива. Основные правила работы с книгой. Выписки. Цитаты. Составление выписок, конспектов. Аннотация и рецензия. Тезисы, реферат.

Работа с книгой. Основы библиографической культуры. Библиографическое описание книги и статьи. Библиографические указатели. Личная картотека.

Работа над текстом .

Основные элементы текста и их содержание.

Этапы работы над текстом.

Подготовка к выступлению.

Составление плана высказывания. Виды планов (простой и сложный, назывной, вопросный и тезисный).

Композиция. Основные элементы композиции (введение, основная часть, заключение), их содержание и соотношение.

Правила текстового оформления выступления. Редактирование.

Специфика монологической речи и ее разновидности.

Подготовка и параметры оценки монологической речи. Доклад. Лекция. Диалог. Различные организационные формы диалога: круглый стол, пресс-конференция, симпозиум.

Дискуссия. Структура дискуссии. Правила организации и проведения дискуссии .

Полемика. Полемические приемы в дискуссии. Допустимые и недопустимые уловки.

Вопросы и ответы. Структура вопроса. Виды вопросов. Приемы уклонения от ответов (пропуск вопроса, ответ вопросом на вопрос, отложенный ответ, индивидуальный ответ после завершения встречи, урока, лекции). Недопустимые приемы уклонения от ответов (ирония над вопросом или спрашивающим, ответ не по существу).





3. ОБЩЕНИЕ В РАЗНЫХ СТИЛЯХ



Стилистическая дифференциация языка. Стили и жанры речи. Система функциональных стилей современного русского литературного языка.

Официально-деловой стиль. Общая характеристика, языковые черты стиля. Основные жанры официально-делового стиля (заявление, протокол, расписка, доверенность и др.) Правила составления документов, требования к их языку. Неоправданное использование средств официально-делового стиля за пределами официального общения ("канцелярит").

Научный стиль. Общая характеристика, языковые черты стиля. Основные жанры. научного стиля (реферат, статья, доклад, сообщение, тезисы, рецензия, обзор). Подстили научного стиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный. Термин и терминология. Анализ образцов научного стиля с точки зрения содержания, композиции, языка. Подготовка реферата по одной из научных проблем.

Публицистический стиль. Общая характеристика, языковые черты стиля. Основные жанры публицистического стиля (заметка, статья, репортаж, очерк). Специфика публицистического стиля по сравнению с другими книжными стилями. Анализ образцов публицистического стиля с точки зрения их содержания, композиции, языка. Школьная стенгазета.

Учебный подстиль. Школьное сочинение как особый жанр. Типы сочинений. Сочинение-рассуждение, описание, повествование. Композиция сочинения-рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Подготовка к сочинению, сбор материала, определение темы, составление плана. Редактирование написанного. Основные справочники и словари.

Разговорный стиль. Основные особенности, формы и жанры реализации. Разговорная речь в художественной литературе.

Эпистолярный жанр. Эпистолярное наследие великих людей. Языковые особенности и этикет переписки.





4. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ РЕЧИ



Понятие о технике речи. Основные элементы техники речи: дыхание, голос, дикция. Выразительность звучащей речи. Значение технической стороны речи в формировании культуры устной речи учителя.

Речевой аппарат и его функционирование. Речевой аппарат (органы

речи), широкое и узкое понимание термина. Дыхательные органы, голосовой аппарат (гортань), надгортанные полости, резонаторы (состав, строение и функционирование).

Подготовка речевого аппарата к работе: активизация основных групп мышц, резонаторов, подвижных органов речи (гимнастика, общий, гигиенический и вибрационный массаж, артикуляционная гимнастика).

Гигиена органов речи и речевой деятельности. Общие и специальные гигиенические требования. Отдых и расслабление (поза и маска релаксации).

Методика работы над технической стороной речи. Основные виды упражнений: общая гимнастика, гигиенический массаж, вибрационный массаж, артикуляционная гимнастика, релаксационная гимнастика, мимическая гимнастика.

Речевое дыхание. Понятие о физиологическом дыхании. Фонационное (речевое) дыхание. Произвольный характер речевого дыхания, его структура. Типы физиологического дыхания: плечевой, грудной, реберный, диафрагмальный. Диафрагмально-реберное дыхание.

Основные правила работы над речевым дыханием. Упражнения для тренировки речевого дыхания.

Профессиональные качества голоса учителя. Образование голоса, его важнейшие характеристики (тембр, высота, сила, темп, диапазон, регистр). Важнейшие профессиональные качества голоса учителя: благозвучность, полетность, суггестивность, выносливость).

Понятие о постановке голоса. Методика развития основных качеств голоса учителя. Основные виды упражнений.

Дикция. Понятие о дикции. Артикуляционные характеристики гласных и согласных русского языка. Отличия в артикуляционных характеристиках русских и белорусских звуков.

Методика работы над дикцией. Основные виды упражнений.

Средства выразительности звучащей речи. Понятие о выразительности звучащей речи. Специфика выразительности устной речи учителя. Два пласта выразительности: логическая и эмоциональная выразительность.

Основные элементы логического анализа: синтагма, паузы (логические, психологические и т.д.), логическое ударение, тональный рисунок (интонационные конструкции). Порядок основных операций логического анализа.

Эмоциональная выразительность речи. Эмоциональные окраски устной речи ("интонации"). Проблема работы над эмоциональной выразительностью речи, "предлагаемые обстоятельства".

Дополнительные средства выразительности: поза, мимика, жесты. Их значение в педагогическом общении. Особенности речевого поведения учителя на разных этапах урока, во внеурочной работе.

Методика работы над выразительностью устной речи. Основные виды упражнений.





5. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ



Культура речи как лингвистическая дисциплина.

Коммуникативные качества речи. Понятие о коммуникативных качествах речи. Система основных коммуникативных качеств речи.

Норма. Понятие о языковой норме и ее основных признаках (лингвистическая и экстралингвистическая обусловленность, устойчивость и динамичность, обязательность). Норма и вариант. Специфика функционирования нормы в рамках различных функциональных разновидностей литературного языка. Типы норм современного русского литературного языка (орфоэпические , акцентологические - нормы устной речи; орфографические и пунктуационные - нормы письменной речи; лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические, синтаксические) - нормы, проявляющиеся как в устной, так и в письменной форме речи. Стилистические нормы - нормы выбора языковых единиц с учетом их стилистической окрашенности. Неоправданность расширительного употребления термина "стилистическая норма". Норма в различных функциональных стилях.

Понятие речевой ошибки. Определение речевой ошибки. Классификация речевых ошибок. Проблема классификации речевых ошибок в научной литературе. Классификация речевых ошибок в школьной практике. Основные параметры классификации: причины возникновения ошибок (в т.ч. интерференция), соотнесенность речевой ошибки с определенным языковым уровнем, соотнесенность со стилистической окрашенностью языковых единиц и стилистической принадлежностью текста (высказывания).

Виды ошибок: орфоэпические, акцентологические, лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические, синтаксические), стилистические, орфографические, пунктуационные.

Правильность и уместность как коммуникативные качества речи.

Нормы произношения и ударения. Орфоэпическая норма. Нормы произношения русских гласных. Произношение согласных в русском языке. Произношение групп согласных. Акцентологическая норма. Особенности ударения в русском языке. Основные отличия орфоэпических норм русского и белорусского языков.

Фоника. Стиль произношения.

Орфоэпический словарь.

Морфологические нормы. Употребление форм имен существительных. Употребление предлогов с именами существительными. Полная и краткая формы имени прилагательного. Употребление форм имен числительных. Сочетание числительных с существительными. Употребление форм местоимений в речи. Употребление глагольных форм в речи.

Грамматические ошибки, морфологические ошибки. Морфологическая интерференция.

Нормативные пособия и справочники.

Нормы синтаксиса. Трудные случаи согласования и управления. Правила согласования сказуемого и подлежащего. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Порядок слов в предложении. Нормы построения простых и сложных предложений. Предложения с прямой и косвенной речью.

Синтаксический строй речи. Инверсия. Синонимика синтаксических конструкций.

Синтаксические ошибки.

Нормативные пособия и справочники.

Нормы словоупотребления.

Точность как коммуникативное качество речи. Лексическое значение слова. Лексическая сочетаемость. Полисемия. Многозначные слова. Омонимы, синонимы. Паронимы, паронимия и парономазия.

Каламбур. Оксюморон.

Ошибки словоупотребления.

Толковые словари русского языка. Словари синонимов, омонимов, антонимов, паронимов, эпитетов.

Логичность как коммуникативное качество речи. Понятие логической сочетаемости слов. Условия логичности высказывания.

Нарушения логичности высказывания. Алогизм.

Чистота как коммуникативное качество речи. Краткость речи. Лексическая неполнота и избыточность речи. Общеупотребительные слова. Лексика, ограниченная в употреблении (архаизмы, историзмы, неологизмы; иноязычные слова; диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы; жаргонизмы, бранные слова) в разговорной речи, в книжных стилях, в языке художественной литературы.

Чистота речи и проблема интерференции. Типы интерференционных ошибок.

Ошибки, связанные с многословием: плеоназм, тавтология. Клише, штампы, слова-паразиты.

Нормативные пособия и справочники.

Уместность как коммуникативное качество речи. Речевая ситуация и выбор языковых средств. Стилистическая окрашенность языковых средств (общее понятие). Стилистическая уместность.

Ошибки, связанные с нарушением уместности речи. Канцеляризмы.

Выразительность как коммуникативное качество речи. Виды выразительности: языковая, интонационная, композиционная. Выразительные и изобразительные средства языка на звуковом, лексическом и грамматическом уровнях: звукопись, тропы, фигуры. Выразительные возможности морфологии. Выразительность и стилистическая принадлежность текста. Выразительность в художественном произведении. Выразительность речи учителя.

Богатство как коммуникативное качество речи. Синонимия как основа богатства речи. Словообразовательная, лексическая, грамматическая и стилистическая синонимия. Использование синонимов в речи. Фразеологическое богатство речи. Интонационное богатство речи.

Художественная литература, фольклор как источники богатства речи.

Справочные пособия.








Практические умения и навыки



Практические умения и навыки, которыми студенты должны овладеть в

результате обучения, подразделяются на три группы.

1. Общие речевые умения и навыки формируются на основе представлений специфике устной публичной речи учителя, о порядке подготовки к выступлению, важнейших приемах воздействия на аудиторию и общения с ней процессе речи.

Студенты должны уметь определить конкретную тему предстоящей публичной речи в той или иной предметной области, разработать стратегию сбора и обработки материала, самостоятельно организовать библиографический поиск, грамотно работать с литературой, уметь проводить композиционную работу с текстом; уметь выступить перед аудиторией с самостоятельно подготовленным сообщением, беседой, заинтересовать слушателей, вступить с ними в живой контакт, вести диалог на заданную тему.

Итогом работы должно стать формирование умений создавать тексты определенной жанровой принадлежности и готовить публичное выступление, умения общаться с аудиторией и отдельными собеседниками.

2. Технико-речевые умения и навыки формируются на основе знаний о строении и функционировании речевого аппарата, основах гигиены речевой деятельности, важнейших элементах техники речи (речевом дыхании, основных характеристиках голоса, дикции), о приемах создания выразительности звучащей речи, о различии орфоэпических норм русского и белорусского языков.

Студенты должны уметь следить за своей и чужой речью, определять тип дыхания и корректировать свое дыхание в соответствии с требованиями техники речи, уметь изменять характеристики голоса в пределах имеющегося диапазона, следовать дикционным и орфоэпическим нормам речи, уметь вкладывать в звучащую речь дополнительную эмоциональную и интеллектуальную информацию, уметь подбирать дидактический материал для занятий по технике речи, проводить речевую разминку в студенческой аудитории.

В итоге всей работы у студентов должны быть сформированы навыки техничной речи и контроля за технической стороной своей и чужой речи.

3. Нормативность речи формируется на основе знаний студентов о том, что такое норма, стиль, коммуникативное качество речи, а также знакомства с системами норм, стилей современного русского литературного языка и коммуникативных качеств речи, понятием речевой ошибки.

Студенты должны соблюдать нормы русского литературного языка, строить свою речь в соответствии с ее основными коммуникативными качествами, пользоваться справочной литературой и словарями, уметь анализировать речь, находить и исправлять речевые ошибки (в т.ч. связанные с интерференцией норм белорусского языка), анализировать тексты с точки зрения их стилевой принадлежности, соблюдения норм литературного языка, использования языковых средств выразительности, владеть элементарными приемами редактирования текста.

В результате должны быть окончательно сформированы навыки грамотной литературной речи и анализа нормативности чужой и своей речи.







Методический комментарий



Раздел "Общие закономерности речевого общения" носит вводный характер. Его основная задача - дать общие сведения о речи, речевой деятельности. Несмотря на теоретическую направленность, при работе над данным разделом следует уделить внимание формированию навыков анализа речи (в частности, аспектов психологии общения, жанровых и композиционных особенностей текстов и др.).

Раздел "Подготовка речи" имеет преимущественно практическую направленность. Содержание практических занятий складывается из нескольких тематических блоков.

Тема "Работа над подготовительными материалами" предусматривает знакомство с методикой создания программы подготовки к речи, выработки этапов работы, определения средств достижения цели. Так как важнейшим источником материала для публичной речи служат различного рода печатные издания, особое внимание следует уделить основным правилам работы с книгой, составления выписок, конспектов, правилам цитирования. Одновременно с поиском материала должна решаться проблема его отбора, сортировки, уточнения темы предстоящего выступления по мере знакомства с проблемой и накопления информации. Составным элементом данной темы является повторение правил библиографического описания.

Тема "Работа над текстом выступления" должна содержать обобщение сведений, которые изучены ранее, о композиции, плане, жанровых особенностях текстов, их стилевой принадлежности. Далее в рамках названной темы следует сконцентрировать практическую работу на формировании текста выступления (от первоначальных набросков плана до записи окончательного полного текста). Особое внимание должно быть уделено приемам композиционного оформления материала.

В рамках темы "Подготовка к публичному выступлению" отрабатываются приемы общения с аудиторией и корректировки текста выступления на этой основе. Основное время отводится подготовке выступлений, их прослушиванию и обсуждению. Используется также анализ образцовых публичных выступлений. Наряду с отработкой практических навыков публичной речи одной из важнейших задач этого этапа является формирование психологической волевой установки на речевое общение с аудиторией. Наряду с работой над монологом ведется отработка приемов диалогической речи. Формируются представления о беседе как основной форме диалога, приемах ее организации и проведения.

Раздел "Общение в разных стилях" базируется на изученных основных коммуникативных качествах речи, понятиях нормы и стиля. Здесь рассматриваются конкретные жанровые реализации основных функциональных стилей. Таким образом, изучение стилистики в целом в рамках данного курса повернуто в практическую область.

Теоретическая часть курса "Основы техники речи" включает сведения о строении и функционировании речевого аппарата, которые важны для последующего знакомства студентов с основными элементами техники речи и требованиями гигиены речевой деятельности. Четкое представление об устройстве речевого аппарата позволит усвоить эти знания осознанно, облегчит их применение, выработку практических навыков.

Знакомство с правилами речевого дыхания, особенностями голосообразования, основными характеристиками голоса проводится с учетом профессионализирующей направленности курса. Внимание студентов концентрируется на таких моментах, которые имеют первостепенное значение для педагога: настройка речевого аппарата и его релаксация, полетность и суггестивность голоса и т.д.

Представление о дикции изначально формируется на сопоставительном русско-белорусском материале. Учет реалий двуязычия позволяет не просто познакомить студентов с особенностями русского произношения, но дать сравнительную картину, опираться в дальнейшем при формировании правильного произношения на существующую артикуляционную базу, корректируя, уточняя и изменяя ее в случае необходимости.

Наконец, теоретическая часть курса содержит сведения о средствах выразительности звучащей речи. Подбор материала, опирающийся на концепцию К.С.Станиславского, в то же время профессионально ориентирован, т.е. обращается внимание прежде всего на те моменты, которые связаны с непосредственными профессиональными потребностями педагога. Особое место отводится так называемым интонациям.

Весь теоретический материал отбирается в минимально необходимом объеме с учетом практической направленности всего курса. Практическая часть по содержанию повторяет теоретическую: разработка речевого аппарата, постановка речевого дыхания, формирование важнейших характеристик голоса, отработка дикции. При этом формируются не только собственно технико-речевые умения и навыки, но и профессиональные. Студентам предлагаются упражнения, которые ставят их в роль педагога, требуют умения общаться с аудиторией, слушать и анализировать свою речь и речь других. Формирование самостоятельности, снятие комплекса боязни публичного выступления, боязни аудитории должно быть непременным элементом именно этих занятий. В них мы видим условие для решения общей проблемы "зажимов", мускульных спазмов, которую приходится решать всегда при формировании первоначальных навыков публичного общения.

Теоретическое содержание раздела "Нормы литературного языка и речевые ошибки" формируется на основе современных представлений, выработанных лингвистическими дисциплинами культура речи и стилистика.

В первую очередь следует обратить внимание на общие вопросы, проблемы терминологии и классификации. У студентов должны быть сформированы представления о требованиях, предъявляемых к речи, на этой основе вводятся понятия нормы, коммуникативного качества речи, речевой ошибки.

Весь курс предпочтительнее сформировать на основе рассмотрения системы норм в соответствии с уровнями языковой системы. Тогда после предварительного знакомства с терминологией дисциплины студенты могут перейти к более детальному рассмотрению важнейших качеств речи. Такую работу удобнее всего осуществлять в форме практических занятий, на которых студенты закрепляют нормы современного русского литературного языка.



Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП