Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » Организационно- методические указания.

Реклама


Организационно- методические указания.

Просмотров: 2112 Автор: admin

Организационно- методические указания.
 


Организационно- методические указания.

Важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки спе-циалистов является способность ясно, четко, логично и доходчиво излагать свои мысли.

Умение донести свою речь до аудитории, состоящей из одного слушателя или из сотен людей, укрепляет в человеке уверенность в себе; обладая такой уверенно-стью, он может добиться всего, чего захочет.

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Греческий софист Гор-гий замечательно сказал: “Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание про-будить...”. Воздействующая сила слова всегда внушала удивление и уважение.

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия слов, врожденный ли это дар или результат обучения. Ответ на эти и многие другие вопросы дает специальная наука – риторика. Она имеет множество определений: искусство речей, наука о законах изобретения, расположения и выражения мыслей в речи и др. Авторитет этой науки в древности был столь велик, влияние ее на жизнь общества было столь значительно, что ее называли “искусством управления умами” и ставили в один ряд с искусством полководца.

Это мнение не изменилось и сегодня. Один из известных американских орато-ров Даниэль Уэбстер подчеркивал: “Заберите у меня всё, чем я обладаю. Но оставь-те мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел”. Всеми признается, что человек, вращающийся в деловом мире, должен владеть методами и приемами убеждения. Через вашу речь друзья и коллеги по работе узнают вас, ваш круг знаний, умений, интересов и т.п. Сделайте так, чтобы в вашей речи на первый план вышли ясность мысли, направленность, решимость. Не допускайте того, чтобы ваша речь исказила истинную картину ваших способностей.

Сейчас многие институты в нашей стране вновь обратились к проблемам ри-торики. Человек, овладевающий искусством красноречия, приобретает нечто очень важное и полезное не только для себя, он также становится и непосредственным участником реального возрождения отечественной речевой культуры. В результате изучения риторики и на этой базе – практической работы над собой, своей речью – вы сможете увереннее чувствовать себя в ситуациях, когда от вас требуется “встать и сказать”, свободней и убедительней общаться с людьми.

Главная основа этого умения – личность самого оратора. Как достичь цели, поставленной оратором? Из чего слагается успех хорошей ораторской речи? Какие способы убеждения следует считать наиболее эффективными? Как отбирать и об-рабатывать деловую информацию? Как отстаивать свою позицию, поддерживать или корректно опровергать доводы противника, какие аргументы применять в поле-мике? Основу этих и других умений составляет самостоятельность мышления ора-тора, его “деловая хватка” – умение действовать в быстро изменяющихся условиях, ориентироваться в ситуации общения, предвидеть реакцию партнера, уметь быстро принимать решение, сохраняя и инициативу и возможность компромисса.

Чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности речи, учитывать множество фак-торов, влияющих на оратора и аудиторию и т.д.

Найти ответы на эти проблемы помогает риторика. Будущему оратору следует постичь общую логику речевого поведения, приемы воздействия на партнеров в про-цессе межличностного или группового воздействия. Вместе с тем не обойтись и без глу-бокого изучения истории и теории риторики, без знакомства с трудами известных

мастеров устного слова, и, особенно, – без серьезной практической работы над собой: своим голосом, дикцией, интонацией, жестами и т.д.

Немаловажным элементом культуры общения является и культура деловой, официальной переписки. Следует рассмотреть основные требования, предъявляе-мые к ней, что повысит производительность труда делового человека, улучшит его конечный результат. В процессе работы над официальной перепиской анализируют-ся стандарты деловых писем, рассматриваются общие правила моделирования, структуры писем и их оформления.

В основной перечень наук, с которыми тесно связана риторика, входят прежде всего философские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, лингвисти-ка, физиология, психология – общая и специальная, актерское мастерство и др.

Данная программа предназначена для тех, кто только начинает изучать рито-рику, помогает обобщить имеющиеся точки зрения по основным вопросам риторики, перевести эти проблемы в практическую плоскость, дать рекомендации по подготов-ке и произнесению речей и знанию этикета делового письма.

Основные цели курса риторики:

- сформировать представление о риторике как предмете;

- повысить уровень владения речью;

- научить публично выступать с подготовленным текстом;

- развить коммуникативные умения вести деловые переговоры; отстаивать свою позицию, опровергать доводы противника и т.п.

Программа рассчитана на 60 часов.

Программа разработана на основе изучения отечественного опыта препода-вания риторики для студентов нефилософских специальностей.

Рубежный контроль – зачет.

Данная программа соответствует требованиям Государственного образова-тельного стандарта высшего профессионального образования РФ.

Риторика как наука и учебная дисциплина.

Определение риторики и современной риторики как дисциплины. Её предмет. Общая и частные риторики. Структура современной общей риторики. Риторический канон. Риторика в современном мире. Риторика как мировоззрение. Понятие рито-рического идеала. Основные категории риторики: пафос, этос, логос.

Ораторское искусство как комплекс знаний и навыков, необходимых для под-готовки и произнесения речи, с целью наиболее эффективного выражения мыслей и желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторское искусство – важнейшая составная часть подготовки современного руководителя, специалиста любого профиля, пользующегося устным словом как средством решения практических задач. Виды и жанры ораторского искусства. Ри-торика как научная и учебная дисциплина.

Использование в теории ораторского искусства познавательных возможностей философии, логики, социологии, социальной и индивидуальной психологии, этики, эстетики, теории коммуникации, языкознания, журналистики, а также основ сцениче-ской речи.

Содержание, объем и задачи курса. Характеристика основных тем. Литерату-ра по ораторскому искусству.

Литература: [(1) стр.7-14]; [(2)стр.5-11]; [(6) стр.8-40, 40-56]; [(7) стр.3-4]; [(8) стр.14-18]; [(9) стр.3-20]; [(10) стр. 4-6]; [(12) стр. 3, 10-11]; [(16) стр. 8-40]; [(22) стр.3-5].



Методические указания

Рождение риторики как дисциплины связано с периодом демократии в Афинах около 5 века до н.э., с философской и ораторской деятельностью софистов.В пере-воде с греческого – риторика – мастерство/искусство ораторской речи. Риторика – дитя демократии: она родилась тогда, когда появился выбор, когда от умения убе-дить сограждан с помощью публичной речи стали реально зависеть принятые реше-ния о судьбах демократии, ее отдельных граждан. Риторику определяли как умение, искусство убеждения; как искусство говорить хорошо; как искусство украшения речи. Эти определения риторики отражают объект (речь) с разных сторон и учитывались всеми риторами. Риторика есть искусство воздействия на других людей словом. Ри-торика – это деятельность, речь. Это наука о законах публичной речи. Это наука о способах создания речевого поступка. В наши дни риторика рассматривается как теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизи-рующей) речи. Это понятие часто рассматривалось как синоним понятий «красноре-чие», «ораторское искусство». Действительно, у них есть много общего, но это не тождественные понятия. Красноречие – это природный дар, которым наделен в раз-ной степени каждый человек. Ораторское искусство связано со способностью выде-лять приемы красноречия, анализировать их уместность и путем подражания вос-создавать их в собственной речи с учетом специфики различной аудитории. Ритори-ка учитывает, что человеческое мышление развивается в двух формах – логической и образной, им соответствуют две разновидности познания – наука и искусство и они взаимно дополняют друг друга. Риторика изучает речь и рекомендует правила и за-коны искусной, целесообразной и убедительной речи. Понятие риторика шире по-нятия ораторское искусство. Оно охватывает широкий спектр знаний, умений и на-выков от возникновения идеи до непосредственного речевого процесса. "Красноре-чие – дитя знаний", поэтому стимулами развития риторики выступают те области гуманитарного и социального знания, которые имеют прямое отношение к процессу человеческого общения: философия, логика, психология, социальная психология, социология, этика, эстетика, теория коммуникаций, языкознание, лингвистика, сце-нарное искусство и др. Риторика открыта для любых дополнений и изменений.

История античной риторики, развитие теории красноречия в средние века и Новое время.

Цели и задачи изучения истории риторики.

Предпосылки формирования красноречия в Древней Греции. Принцип состя-зательности. Софистика и скептицизм. Демократия и риторика.

Зарождение и расцвет ораторского искусства в античности.

Великие ораторы древнего мира: Демосфен, Сократ, Платон, Аристотель, Ци-церон. Диалог Платона “Горгий”: риторика и этика. Диалог “Федр”: гносеология и эс-тетика риторики. Аристотель и его “Риторика”. Два основных направления риторики эпохи эллинизма: аттикизм и азианизм. Причины их возникновения, основные харак-теристики.

Красноречие Республиканского Рима, красноречие Императорского Рима. Ри-торическое учение Цицерона, его основные трактаты “Оратор”, “Об ораторе”, “Брут”. Обобщение опыта античного красноречия в двенадцати книгах риторических на-ставлений Марка Фабия Квинтиллиана.

Риторика и раннее христианство. Особенности ораторского искусства в сред-ние века. Гомилетика – учение о церковном проповедничестве. Крупнейшие бого-словы-проповедники: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин, Фома Аквинский.

Ораторы эпохи Возрождения.

Знаменитые ораторы французской буржуазно-демократической революции: Марат, Робеспьер, Мирабо. Ораторы английского парламента.

Трибуны рабочего класса: А.Бебель, В.Либкнехт, Д.Ибаррури, А.В.Луначарский, С.М.Киров и др.

Литература: [(1) стр. 64-100, 209-215]; [(2) стр. 15-20]; [(7) стр. 5-11]; [(8) стр. 19-32, 58-105, 109-148, 158-165]; [(12) стр.5-13]; [(14) стр. 3-153]; [(15) стр.8-27]; [(16) стр. 17-19,124, 379-385]; [(18) стр.12-22]; [(22) стр. 8-31.]



Методические указания

Профессиональных учителей красноречия называли софистами. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать может лишь искусно составленная речь, при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста – научить "делать слабое мнение сильным". Чтобы овладеть красноречием, предлагались определенные приемы: речи не должны быть ни длин-ными, ни короткими, но соблюдающими меру; использовали противопоставление (антитезу) и созвучие окончаний (поэтический прием); обращали внимание на сжа-тость и закругленность мыслей, ритм речи, изучали воздействие речи на чувства. Отношение к софистам было двойственным. Против софистов выступил Сократ (его мнение в своих диалогах "Пир", "Софист", "Горгий", "Федр" и др. воспроизводит фи-лософ Платон). По мнению Сократа и Платона, софист – мнимый мудрец, а софис-тика – лженаука, потому что софисты равнодушны к истине и готовы убедить слуша-телей в чем угодно, а для этого широко использовали софизмы – преднамеренно ложные выводы. Сократ разработал метод поиска истины путем постановки так на-зываемых "наводящих вопросов" (диалектика и "майевтика"). Ученик Сократа Пла-тон противопоставил софистам учение о подлинном красноречии (риторика как средство убеждения). По его мнению, составляя речь, оратор должен четко опреде-лить предмет речи, познать истину, познать души людей, для которых речь предна-значена. Композиция речи, по Платону: вступление, изложение, доказательства и выводы. Крупнейшим теоретиком античной риторики являлся Аристотель. Он опре-деляет риторику как "способность находить возможные способы убеждения относи-тельно каждого данного предмета". В своей "Риторике", состоящей из трех книг, Аристотель подробно рассматривает три рода речей: совещательные (политиче-ские), судебные и эпидейктические (торжественные). Выбор способов доказательст-ва зависит от назначения речи.Так, в политической речи уместны примеры, факты, притчи, басни, исторические примеры. В судебной – энтимемы (сокращенные умо-заключения), законы, свидетельские показания, клятвы и т.д. В торжественной – преувеличения, сравнения. Риторика рассматривает стиль и композицию речи, мно-го внимания уделяет эмоциям (страстям).

Самым знаменитым оратором Древней Греции был Демосфен, преодолевший свои природные недостатки и ставший великим оратором. Риторический идеал со-фистов обладал следующими особенностями:1) это риторика "манипулирующая", монологическая;2) это риторика состязания, спора, обязательно направленного на победу одного и поражение другого, для чего используются любые средства; 3) это риторика относительности – нет истины, а есть различные мнения и важно лишь до-казать правильность своего мнения. Риторический идеал Сократа, Платона и Аристотеля можно определить как: 1)диалогический; 2) гармонизирующий – глав-ная цель разговора, спора объединение усилий для достижения согласия по поводу смысла, цели и результатов общения; 3) цель разговора – поиски и обнаружение истины, инструментами поиска были – знаменитая ирония Сократа и "майевтика".

Красноречие в Древнем Риме развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особенного расцвета во время могущества Римской республики. Наибо-лее известным оратором и теоретиком риторики в Древнем Риме был Марк Туллий Цицерон, свои взгляды изложивший в трех трактатах – "Об ораторе" (посвящен вос-питанию оратора, целям и основным категориям риторики), "Брут" (история римской риторики) и "Оратор" (стиль, ритм, каноны и идеал риторики). По его мнению, осно-вой ораторского искусства является глубокое знание предмета, для этого необходи-мо знание многих наук, особенно филосоaфии, логики, права. В задачу оратора вхо-дит: расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключении придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противни-ка. По мнению Цицерона, необходимо следовать четырем принципам: говорить пра-вильно, ясно, красиво и соответственно содержанию. Идеал оратора для Цицерона – политический деятель, которому внимает весь народ на форуме. Канон риторики включает пять частей: 1) (inventio) инвенцио – найти, что сказать; 2) (dispositio) дис-позиция – расположить найденное; 3) (elocutio) элокуция – украшение словами, как сказать; 4) (memoria) мемория – запоминание; 5) (actio) акт – произнесение. Это де-ление риторического поступка сохранится до наших дней.

Не менее известен другой римский оратор Марк Фабий Квинтиллиан – автор сочинения в 12-ти книгах "Наставления оратора", или "Образование оратора", где учтен весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт преподавате-ля риторики и адвоката. Идеал оратора для Квинтиллиана – хороший стилист, для которого особое значение имеет узкий круг просвещенных.

Родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме рито-рика не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в средние ве-ка, в эпоху Возрождения и Нового времени. При этом востребованность риторики пошла на убыль: сферой ее приложения остались лишь торжественные, хвалебные речи и проповеди (гомилетика). Много внимания уделяется психологии, страстям, эмоциям, стилю речи. Возникает университетское, деловое, парламентское, дипло-матическое красноречие.

Развитие ораторского искусства Древней Руси, в Петровскую эпоху, в России ХХ века.

Первые русские риторики и влияние античности. Возникновение и развитие красноречия как части культуры русского народа. Ораторское искусство Древней Руси. Церковное проповедничество, воинское и дипломатическое красноречие. Пер-вая русская “Риторика” 1620 г. и её особенности.

Ораторское искусство в Петровскую эпоху. М.В. Ломоносов – основоположник теории русского ораторского искусства и его “Краткое руководство к красноречию...” как продолжение античных традиций.

Использование идей античной риторики в теории и практике русского красно-речия в ХIХ – ХХ вв. “ Правила высшего красноречия” М.М. Сперанского, работы Н.Ф. Кошанского, К.П. Зеленецкого по риторике.

Расцвет судебного красноречия в России после реформы 1864 г. Ораторское творчество выдающихся судебных ораторов А.Ф.Кони, Ф.П.Плевако и др.

Расцвет университетского красноречия: Т.П.Грановский, Д.И.Менделеев, К.А.Тимирязев и др.

Литература: [(2) стр. 20-28]; [(7) стр. 24-37]; [(12) стр. 13-20]; [(13) стр. 89-378]; [(15) 46-67, 90-111]; [(16) стр. 308-314, 388-398]; [(18) стр. 38-69, 71-90, 154-165]; [(22) стр. 31-40, 41-42];



Методические указания

В Древней Руси практика устного публичного выступления не была широко распространена, произведения ораторского искусства были рассчитаны прежде все-го на чтение и обдумывание, распространение. Важнейшей целью слова в Древней Руси было объединение разрозненных людей и княжеств в целостный мир. Эта за-дача объединения определяла и пафос слова и требования к нему. В древнерус-ском красноречии преобладают следующие жанры: "Слово", "Поучение", "Панегири-ки", "Плачи". Развивается военное красноречие ("Золотое слово" князя Святослава). Религиозно-духовное красноречие (проповеди Кирилла Туровского, Симеона Полоц-кого). XVI век связан с духовной полемикой между "нестяжателями" и "иосифляна-ми"; роль слова резко возрастает в Смутное время (речи патриарха Гермогена). XVII век – "Послания" протопопа Аввакума – главы раскола; дискуссии Иоанна Грозного и князя Курбского.

Риторический идеал Древней Руси тесно связан с христианскими заповедя-ми: 1) беседуй только с достойным; 2) выслушай собеседника; 3) в беседе следует быть кротким, не крикливым; 4) осуждается многословие, пустословие, гру-бость.Первая русская «Риторика» появилась в 1620 г. как перевод с латинского язы-ка на древнерусский немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона. Петровская эпоха придает особое развитие риторики. Знаменитые риторы этого времени – Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Последний написал «Духовный регламент», тре-бующий от речи простоты, доступности, наглядности и образности. На основе "Ду-ховного регламента" Петр I издал в 1724 г. указ, запрещающий чтение доклада по тексту. В 1748 г. М.В.Ломоносов издал свое "Краткое руководство к красноречию", выдержавшее 9 изданий. Он рассматривал красноречие как искусство убеждения, отмечая, что оратору должны быть присущи 5 основных качеств: 1)природные даро-вания (разделяемые на душевные – остроумие и память и телесные – владение го-лосом, дыханием и внешний облик оратора); 2) изучение законов красноречия; 3) изучение образцов выступлений ораторов прошлого; 4) упражнение в сочинении ре-чей; 5) знание других наук. Много внимания М.В. Ломоносов уделял логике, "цветам красноречия" и страстям (эмоциям). Другая известная работа, оказавшая влияние на развитие теории риторики – "Правила высшего красноречия" М.М.Сперанского. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, – "склонить ум и тронуть сердце". Красноречие есть дар потрясать души. Большое внимание уделял композиции, логи-ке, фигурам речи и страстям. XIX век можно считать веком расцвета преподавания риторики – книги А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского и др. Значительных успехов достигает академическое и судебное красноречие. Новым явлением было создание в 1918 г. в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли А.В. Луна-чарский, А.Ф. Кони, В.З. Мейерхольд, Л.В. Щерба и др. Была начата разработка тео-рии красноречия, теории спора, теории словесности, организовано обучение лекто-ров. А.Ф. Кони дает ряд советов лектору. В 30-х годах XX века Институт живого сло-ва слился с Институтом языкознания и надолго была прервана разработка теории красноречия, развивался лишь один ее аспект – культура речи и стилистика. Лишь в 60-70-х годах XX века вновь обращаются к риторике: огромные массы людей оказа-лись втянутыми в процессы политических преобразований.

Неориторика. Риторика в эпоху компьютеров.

Изучение ораторского искусства в США в ХIХ – ХХ вв.

Неориторика. Понимание риторики как науки об убеждающей коммуникации. Обучение риторике в эпоху компьютеров.

Литература: [(5) стр.6-32]; [(12) стр.102-149]; [(15) стр. 68-90].



Методические указания

В 30–80 гг. XX в. в России риторика не преподавалась почти нигде, лишь от-дельные рекомендации этой науки вошли в теорию литературы, культуру речи, ис-пользовались при обучении выразительному чтению и рассказыванию. Риторика утратила целостность и самостоятельность. Кризис не коснулся лишь церковной ри-торики (гомилетики), она преподавалась в богословских учебных заведениях все эти годы. Но уже в 50-е гг. XX в. подспудно начали назревать те факторы, которые при-вели к ренессансу риторики в конце 80-х годов. Это: потребности демократического развития общества, осознание роли речевых умений каждого члена общества; успе-хи наук об общении, о речи, достигнутые в последние 50 лет; острый и быстро рас-тущий интерес молодежи к риторике; требования делового общения; пример разви-тых стран Запада. Современная, обновленная риторика получила название неори-торики. Неориторика представляла собой прямое продолжение риторики классиче-ской, несмотря на существенные различия в содержании. Сходство классической и новой риторики в их целях: цель риторики – наиболее эффективное воздействие, убеждение слушателей в правоте оратора. Неориторика определяется как поиск наилучших вариантов общения, воздействия, убеждения. В неориторике, как и в традиционной, выделяются следующие этапы: подготовки – работа над темой, сбор материалов, овладение темой; расположение материала; тщательное языковое оформление текста. Сохранены и получили новое развитие и такие установки, как нацеленность стиля речи на уровень аудитории, поиск контакта с ней, изучение ин-тересов слушателей, мастерство оратора, умение "на ходу" вносить изменения в текст, анализ собственной речи. Появился и ряд новых моментов: изучение структу-ры общения, изучение ролей слушателей, процесса коммуникации; изучение меха-низмов каждого вида речи, ее мотивов, целей и т.д. Неориторика проявляет интерес к теории и опыту, накопленному радио, телевидением, прессой, рекламой; к по-строению теории диалога, к вариантам обратной связи в общении. Много занимают-ся проблемами текста. Исследуются индивидуальные особенности понимания тек-стов, изучаются функционально-смысловые типы речи, особенности их построения, их стилистики. Огромную роль в неориторике играет новая отрасль языкознания – лингвистика текста. Много внимания уделяется анализу содержания высказывания – так называемому контент-анализу, применяемому, главным образом, в коммерче-ском деле (рекламе); развивается речевая коммуникация – спич-коммуникейшен. Активно развивается и частная риторика – риторика документа. В обучении ритори-ке применяются различные компьютерные программы.

Общие понятия о видах речевой деятельности.

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека. Основные ее фазы. Речевая ситуация. Общее понятие о видах речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Речь устная и письменная, особенности этих видов, дос-тоинства и недостатки.

Литература: [(5) стр. 10-16]; [(12) стр. 106-111, 114-119]; [(16) стр. 45-66, 95-100].



Методические указания

Речевая деятельность рассматривается как один из видов деятельности челове-ка, характеризуется целенаправленностью и состоит из последовательных фаз: ориен-тировки, планирования, реализации и контроля. В соответствии с этими фазами осуще-ствляется каждое отдельное речевое действие. Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, т.е. такое стечение обстоятельств, которое побу-ждает человека к речевому действию. Например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо и т.д. Видами речевой деятель-ности принято называть: говорение, слушание, письмо и чтение. Эти виды речевой дея-тельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько развиты у человека навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успеш-ность речевого общения.



Роды и жанры ораторской речи. Основные функции и законо-мерности ораторского искусстваа.

Роды (социально-политическая, судебная, социально-бытовая, академическая, духовная и церковно-богословская речь), виды речей (парламентская, митинговая, во-енно-патриотическая, дипломатическая, агитаторская, политическое обозрение, доклад на съезде, конференции, заседании; прокурорская, или обвинительная, адвокатская, или защитительная; юбилейная, приветственная, застольная или тост, поминальная или надгробная, речь на приеме; вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция; проповедь, официальная церковная речь на соборе или встрече). Жанры речей (информационные, аналитические, художе-ственно-публицистические и др.).

Литература: [(6) стр. 57-75]; [(7) стр. 39-40, 41-47, 47-48, 48-49, 51-56]; [(18) стр.225-242, 256-266, 267-305, 306-328, 380-446, 447-453, 454-489]; [(22) стр.538-557].



Методические указания

В Древней Греции и Древнем Риме выделяли совещательные, судебные и эпидейктические речи. М.В.Ломоносов добавляет духовное красноречие, особенно развитое на Руси, а также академическую и надгробную речь. Но при этом М.В.Ломоносов отмечал, что судебные речи распространения в России не имеют. В зависимости от содержания, цели и условий высказывания выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духов-ное или церковно-богословское, академическое. В каждом роде красноречия суще-ствует несколько видов. Так, среди социально-политических речей можно выделить парламентскую, агитационную, митинговую, агитаторскую, дипломатическую, воен-но-патриотическую, политическое обозрение, доклад; среди судебных – прокурор-скую (обвинительную) и адвокатскую (защитительную); среди социально-бытовых – юбилейные, застольные (тосты), речь на приеме, приветственные, поминальные (надгробные); среди духовных – проповеди и официальные церковные речи; среди академических речей можно назвать вузовскую или школьную лекции, научные док-лады, обзоры, сообщения. Роды красноречия не изолированы друг от друга, между ними существует широкое взаимодействие, границы между ними подвижны.

Речь, ее взаимодействие с языком, мышлением.

Социально-психологическая модель процесса ораторской речи как совокупность и взаимодействие ряда элементов (оратор – сообщение – аудитория). Ораторская речь как прямая, монологическая форма коммуникации с обратной связью. Общее и специ-фическое в ораторской речи и средствах массовой коммуникации.

Комплексность и использование различных знаковых систем в ораторской ре-чи: лингвистической (язык), паралингвистической (голос, интонации, темп, паузы) и кинетической (поза, мимика и жесты). Основные требования к ораторской речи. Ос-новные функции ораторской речи: познавательная, пропагандистская (агитацион-ная), эмоциональная.

Функции языка и речи (информационная, агитационная, эмотивная, метаязы-ковая). Язык и его разновидности (литературный, территориальные диалекты, про-сторечие, жаргоны).

Литература: [(5) стр. 7-10, 17-31]; [(7) стр. 127-130]; [(16) стр. 55-62, 75-93.]



Методические указания

Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важ-нейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Основными функциями языка являются : 1) информаци-онная; 2) агитационная; 3) эмотивная; 4) фатическая; 5) метаязыковая. Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выра-жения мысли. Речь неотделима от мысли. Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Есть три типа внутренней речи – внутреннее проговаривание, т.е. "речь про себя"; собственно внутренняя речь; внутреннее программирование. Внешняя речь – это то, что мы произносим, слышим, читаем. О результатах речевого дейст-вия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. обратной связи. Она прохо-дит ряд этапов.

Законы общей риторики. Правила слушания и говорения.

Коммуникативность оратора, ее составляющие: разговорный стиль, зритель-ский контакт, голосовой контакт. Четыре закона общей риторики: закон гармонизи-рующего диалога, закон продвижения и ориентации адресата, закон эмоционально-сти и закон удовольствия. Основные составляющие этих законов. Правила слушания и говорения. Отличие понятий «слушать» и «слышать». Взаимодействие сторон во время процесса разговора.

Литература: [(1) стр.30-43]; [(5) стр.75-93]; [(10) стр. 120-129]; [(16) стр.80-94].



Методические указания

Риторика утверждает, что "речь должна быть сшита по мерке слушателя, как пла-тье по мерке заказчика". Все законы риторики связаны именно с необходимостью для го-ворящего учитывать особенности аудитории, психологии и восприятия слушателя. Законы риторики отражают общериторический идеал: обеспечить гармонию между основными участниками речевой ситуации – оратором и аудиторией. Первый закон рито-

рики – закон гармонизирующего диалога – гласит: эффективное (гармонизирующее)

речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников ре-чевой ситуации. Речь идет о том, чтобы слушатель был не пассивным, а активным уча-стником общения, диалога. Этот закон связан с демократическим взаимоотношением участников диалога. Отсюда – внимание к адресату, конкретность, учет близости со-держания речи интересам участников общения. Второй закон риторики – закон про-движения и ориентации адресата. Адресат должен хорошо знать, куда ведет его гово-рящий, сколько еще до завершения речи, где на этом пути находится оратор и слушаю-щая его аудитория. Третий закон риторики – закон эмоциональности речи – требует, чтобы говорящий "не только рассудком творил свою речь, но и переживал эмоциональ-но", чувствовал то, о чем он говорит. Отсюда и четвертый закон риторики – закон удовольствия. Еще античная риторика отмечала, что речь тогда действенна, когда дос-тавляет удовольствие слушателю, делает общение приятным. Отсюда очень важно умение слушать, которое следует отличать от "слышать" (просто воспринимать звук, не вдумываясь в смысл речи). Эффективность слушания зависит от объективных (шумы и помехи, акустические характеристики помещения, климат в помещении) и субъективных (пол слушателя, тип нервной системы слушателя, интеллектуальные способности) фак-торов. Многочисленные пособия отмечают правила слушания и говорения, которые взаимосвязаны.



Методика подготовки речи.

Основные фазы ораторского искусства: докоммуникативная (подготовка речи), коммуникативная (произнесение речи), посткоммуникативная (оценка речи).

Определение темы и цели ораторской речи как начальное звено докоммуни-кативной фазы. Основные факторы, влияющие на выбор темы. Проблема подготов-ленности оратора.

Основные группы источников материала для ораторской речи. Личные знания, опыт оратора, личные контакты, пресса, радио, кино, телевидение – источник опера-тивной и глубокой по содержанию информации. Лекторский архив. Использование каталогов, энциклопедий, справочников и т.п.

Литература: [(6) стр. 76-121]; [(7) стр. 88-101]; [(11) стр. 47-71], [(12) стр. 22-48]; [(19) стр. 18-20, 25-27, 33-42, 69-79, 80-99]; [(20) стр. 15-74]; [(22) стр. 413-464].



Методические указания

Нужна ли подготовка к публичному выступлению? С чего начинается замысел речи, где его истоки? Ораторская речь – речь подготовленная, это довольно сложный процесс, продукт длительного творческого труда. Существуют три стадии, фазы ора-торского искусства: докоммуникативная (подготовка речи), коммуникативная (произне-сение речи) и посткоммуникативная (оценка речи). Лишь тот оратор, который прошел через все эти этапы, добивается успеха. Всякое устное выступление строится по за-конам мышления и ораторского искусства и базируется на 7 вопросах:1) зачем гово-рить? 2) о чем говорить? 3) сколько говорить? 4)кому говорить? 5) где говорить? 6) как говорить? 7) что говорить? Последовательный ответ на эти вопросы позволяет орато-ру сформулировать: 1) цель, 2)основной тезис, 3) вопросы выступления, 4) выбор так-тики воздействия на данную аудиторию, 5) продумывание условий произнесения речи, 6) выбор подходящего способа убеждения и вариантов аргументации, 7) подбор фак-тов, примеров, аргументов для достижения цели выступления.

О чем говорить – это тема. Цель речи определяется видом реакции, которую оратор намерен вызвать у слушателей и зависит от того, хочет ли он развлечь слуша-телей, дать им информацию, убедить, воодушевить, склонить к действию. Целевая ус-тановка речи складывается как бы из двух компонентов: задачи, направленной на разъ-яснение, оценку тех или иных фактов, позиций, и сверхзадачи, имеющей эмотивно-побудительный характер.При этом задача как бы предъявляется слушателям, а сверх-задача – это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание. Подбор материалов для речи требует определенного времени и навыка отбора литературы. Необходимо делать выписки (автор, название книги, год издания, страница) на одной стороне листа. Далее необходимо отобрать по разделам и темам материал, оформить его. Затем : писать или не писать полный текст речи? Есть различные варианты: полный текст, конспект, тезисы, план, импровизация. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Очень важно проанализировать свою речь, как бы она не закончилась (успешно, не очень...). Каждый может это сделать, опираясь на та-кие вопросы: 1) насколько серьезно меня интересует тот предмет, о котором я хочу го-ворить; 2) достаточно ли я знаю об этом предмете; 3) будет ли интересен предмет моей речи слушателям и достаточно ли я знаю об их интересах и уровне подготовленности к восприятию моей речи; 4) убежден ли я в том, в чем хочу убедить других, и на чем стро-ится мое убеждение?

Планы и композиции речи.

Композиция как логика развития темы. Центральная идея как основа построе-ния речи. Основные элементы композиции ораторской речи – вступление, главная часть и заключение.

Психологические задачи вступления. Приемы возбуждения внимания и их ис-пользование во вступлении. Прием сопереживания, прием парадоксальной ситуа-ции, апелляция к непосредственным интересам аудитории, прием соучастия, юмо-ристические замечания, апелляция к событиям, к речи предыдущего оратора и т.п. Лаконичность вступления как условие его успеха.

Главная часть речи, ее основные задачи. Возможные ошибки в исполнении основной части речи. Приемы, используемые оратором. Общие правила изложения: правдоподобность, приемлемость, легкость, последовательность, завершенность. Обращение к выразительным примерам.

Заключение как логическое завершение речи. Цели заключения и приемы, исполь-зуемые в заключительной части речи. Краткое повторение основных пунктов содержания, обобщение утверждения, итоги и вывод, иллюстративная концовка.

План ораторской речи и его особенности. Виды планов. Отличие плана от композиции. Правила цитирования в речи.

Литература: [(6) стр. 143-164]; [(7) стр. 102-116]; [(11) стр. 93-95, 135-149, 150-157]; [(12) стр. 38-42]; [(19) стр. 197-232, 274-298]; [(22) стр. 436-443].



Методические указания

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и за-мыслом расположение всех частей выступления. План – модель, прообраз проекти-руемого произведения, основа композиции, взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. План предусматривает полноту и ясность содер-жания, композиция, опираясь на план, допускает перестановку частей, введение до-полнительных эпизодов, лирических отступлений и т.п. Планы могут быть построены в связи с основными способами рассуждения: 1) дедуктивный 2)индуктивный 3) сме-шанный 4) аналогия. Кроме того: 5) на сопоставлении теории и практики 6) факт и его практическое значение 7) зло (потребности) и преодоление его 8) долг и выгода и т.п. Существуют многочисленные типы композиции: 1) хронологический; 2) темати-ческий; 3) системно-последовательный; 4) транзитивный; 5) экстенсивный; 6) инте-гральный; 7) выделение решающей проблемы и др. В речи самый ответственный момент – привлечь слушателей (зачин), затем – вступление (по объему оно должно быть небольшим – не более 1/8 всей речи, пишется обычно после всей речи); глав-ная часть речи, заключение и концовка. Существует множество приемов, с помощью которых вызывается интерес у аудитории: прием сопереживания, парадоксального цитирования, апелляции к непосредственным интересам аудитории, постановка проблемного вопроса, апелляции к авторитетам или личности и др. Существуют четыре основных способа произнесения речи: чтение текста, пересказ, рассказ наи-зусть, импровизация. Заканчивается любое выступление рефлексией, когда анали-зируются сильные и слабые стороны выступления, чтобы избежать ошибок в буду-щем.



Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП