Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?

Реклама


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Просмотров: 3443 Автор: admin
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи дисциплины

Цель курса – формирование у студентов необходимого уровня профессиональной коммуникативной компетенции.

Задачи:

· познакомить студентов с основными речеведческими понятиями курса, углубить представления о тексте и его жанрово-стилистических разновидностях;
· сформировать основные коммуникативные умения вести деловой разговор, характеризовать его с точки зрения деловой (в том числе и педагогической) эффективности, выявлять типичные недостатки общения и предлагать способы их преодоления в устной речи;
· сформировать у студентов умение конспектировать письменную и устную речь, готовить рефераты, доклады, создавать тексты некоторых профессионально значимых жанров;
· развивать умение анализировать чужую и свою собственную речь, формировать психологическую готовность эффективно взаимодействовать с партнерами по общению, стремление найти свой стиль и приемы общения, вырабатывать собственную систему речевого самосовершенствования;
· способствовать формированию открытой для общения (коммуникабельной) личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных ценностей;
· совершенствовать орфографические, пунктуационные и грамматические умения. 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения курса студенты должны получить знания:

· о сущности языка как универсальной знаковой системы, являющейся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащей важнейшим средством общения людей, их взаимодействия;
· о связи языка и общества, о роли языка в развитии культуры и становлении личности, о той роли, которую он играет как государственный язык Российской Федерации;
· о формах речи (устной и письменной), о ее диалогической и монологической разновидностях, о дифференциации русского языка и его подсистемах (литературный язык, жаргоны);
· о компонентах речевой ситуации, стилях речи и связанных с ними речевых жанрах;
· о речевой деятельности, ее структуре и разновидностях (говорение – слушание, письмо – чтение);
· об основных коммуникативных качествах речи (богатство, точность, выразительность и т. д.);
· об особенностях делового общения (в том числе педагогического);
· о речевом этикете.


На основе полученных знаний у студентов должны сформироваться следующие умения:

· ориентироваться в различных речевых ситуациях;
· адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;
· владеть такими жанрами устной и письменной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности и создания официально-деловых документов;
· вести индивидуальную беседу и организовывать дискуссию;
· соблюдать правила речевого этикета;
· править (редактировать) подготовленные высказывания. находить орфограммы и пунктограммы, формулировать правила, объясняющие их написание.

Курс рассчитан на один семестр, завершается зачетом.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Язык как универсальная знаковая система, служащая важнейшим средством общения людей. Структура речевой коммуникации.

Кодирование информации. Обратная связь. Речь и взаимопонимание.

Язык как средство общения, сообщения и воздействия; язык как средство познания, хранения и передачи из поколения в поколение общественной информации. Язык и культура.

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Русский литературный язык как обработанный и нормированный вариант русского языка, обслуживающий разнообразные культурные потребности всего народа. Норма и речевой вкус.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Норма в лексике. Лексическая норма и качества речи (правильность, богатство, смысловая точность, выразительность). Стилистические нормы как нормы выбора языковых средств в соответствии с целью, условиями общения и требованиями жанра.

Текст. Признаки текста: содержание, структура, языковые средства. Типы текста. Текст и речевая ситуация. Тематическое и смысловое единство текста. Заголовок. Ключевые слова в тексте. Микротемы. Абзац. Идея (основная мысль) текста. Формулирование идеи словами автора. Идея и подтекст. Структурное единство текста. Деление текста на смысловые отрезки и называние их. План, тезисы, конспект. Использование прочитанного текста для собственного высказывания: адаптация, переструктурирование, цитирование.

Стили языка: высокий, средний (нейтральный), низкий. Функционирование языковых единиц определенной стилистической окраски в текстах разных функционально-смысловых типов речи (в повествовании, описании, рассуждении); в разных жанрах. Правила выбора средств языка в тексте в зависимости от их стилистических свойств.

Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль. Сфера функционирования, жанровой разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов, коммерческой корреспонденции, инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Устная и письменная формы речи. Особенности устной речи. Линейность, спонтанность устной речи.

Свойства и средства устной речи. Постановка голоса, техника речи. Дикция. Темп речи. Тон. Интонация. Благозвучность. Диапазон высоты, громкости и тембра. Гибкость подвижность. Полетность, выносливость. Адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.

Жанры речевого общения. Этика речевого общения и этикетные формулы речи. Роль внеязыковых факторов.

Невербальные средства общения (язык внешнего вида). Жесты, мимика, позы, телодвижения. Умение пользоваться жестами и читать жесты собеседника. Учет невербального фактора в оценке эффективности коммуникации. Выработка правильной осанки, регуляция жестомимического поведения. Оценка и самооценка языка внешнего вида.

Устная деловая речь: деловой телефонный разговор; деловая беседа; устный отчет, его структурно-смысловые части, особенности речевого оформления. Анализ речевых ситуаций в бытовой и деловой коммуникации. Коммуникативное намерение и речевой акт (этапы). Условия успешного общения. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы. Причины коммуникативных неудач.

Говорение. Монолог. Построение монологического высказывания. Формулирование тезиса. Аргументация. Вывод.

Слушание. Установка на слушание. Средства установления контакта со слушателями. Диалог в монологе.

Диалог. Виды диалогов. Спор. Диспут. Дискуссия. Полемика. Дебаты. Роль ведущего в дискуссии. Аргументы и контраргументы. Логические уловки в споре. Формулирование вывода.

Речевая коммуникация в деловых переговорах. Постановка цели. Стратегия и тактика переговоров. Контроль и оценка деловых контактов.

Педагогическое общение как разновидность деловой речи. Стили, жанры. Особенности педагогического диалога. Спор и конфликт в педагогическом общении.

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП