Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ

Реклама


ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ

Просмотров: 7187 Автор: admin
3 1. Суффиксы -ова-1-ева- характерны для глаголов, которые в форме 1-го лица единственного числа оканчиваются на -ую, -юю (торговать — торгую, воевать — воюю).

Суффиксы -ыва-1-ива- оформляют основу неопределенной формы глаголов, которые в 1-м лице оканчиваются на -ываю/-иваю (воспитывать — воспитываю, настаивать — настаиваю}. Исключения: застрять (застреваю), затмить (затмеваю), продлить (продлеваю).
Примечание. Различаются значением и правописанием глаголы увещевать ('уговаривать') и усовещивать ('стыдить').

2. В форме глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и в основе неопределенной формы (сеял — сеять, верил — верить, видел — видеть).
3. Суффикс -и- характерен для переходных глаголов, а суффикс -е- — для непереходных глаголов в дарах типа обессилеть — обессилить, трухляветь — трухлявить, шершаветь — шершавить.
Запомните: обезголосеть, обеззубеть, обеспамятеть — всегда непереходные; ср.: обезвредить, обеззаразить, обезобразить, обесславить, обесценить — только переходные.

267. Укажите неопределенную форму данных глаголов. Объясните правописание ее суффиксов.
Командую, требую, танцую, завидую, беседую, заглядываю, советую, забрасываю, подписываю, разрисую, обследую, торгую, облагораживаю.

268. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните гласную в суффиксе глагола.
1. Пересматриваю опять письма и дневники А. К. Толстого (Бун.). 2. Вернулись в гнёзда громкие грачи, поскрипывают весело качели (Кузм.). 3. Матушка и Нюта усовещ-.вали и бранили меня, но из этого ничего не выходило, и я тосковала всё больше (Вод.). 4. Причина же отъезда была основательная, слава Богу, о ней никто не догадывался (Прист.).
5. На ровных местах собаки бежали почти вскачь и люди на лыжах едва посп.-вали за ними, отдыхая от бега только на торосах, где зато приходилось работать руками, помогая перетаскивать нарты (Обр.). 6. Отбойный молоток отшибает руки, стальной наконечник уходит в диабаз и застр-.вает там (Прист.).

269. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов глаголов.
Кле..л, дум..л, ве..л, завис..л, обид..л, се..л, хол..л, зате..л, чу..л, обид..лея, смер..л, намусор-.л, бле..л, нале..лея, занервнич..л, повес..л, чуд..лся, нач. .л, обезглав-.л, возненавид-.л, слыш-.л, выкро-.л, пример..л, высто.-л, вылож-.л, покрас.-л, езд..л, увид..л.
270. С данными словами составьте предложения, позволяющие различить значения глаголов. Определите переходность и спряжение глаголов.
Засинеть — засинить, кровенеть — кровенить, курчаветь — курчавить, леденеть — леденить, обезземелеть — обезземелить, обескроветь — обескровить, обезлюдеть — обезлюдить.

271. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите глагольные суффиксы. Выделенные слова проанализируйте с точки зрения словообразования.
1. В мыслях об ином, инаком, и ненайденном как клад, шаг за шагом, мак за маком — обезглав..ла весь сад (Цв.). 2. Свежий и влажный запах моря пересил.-л тёплый аромат молодой листвы (Соб.). 3. Война обескровила русский рубль (Пик.). 4. Уже совсем вызвездило, когда он выш-.л на крыльцо (Т.). 5. Мороза не было, и уже та..ло на крыше (Ч.). 6. Народ стро..л свои отношения со всеми другими людьми, с окружающим миром и ландшафтом (Л. Гум.). 7. Вспомним, что Николай Гумилёв, упрекая всех, кто измельчил, обескров.-л слово, тоже писал: «Позабыли мы, что осиянно. Только слово средь земных тревог» (Чалм.).
8. Поглядит — и словно обессил..т глазами (Con.).

272. (Изложение.) Напишите по тексту изложение, отмечая орфограммы, связанные с правописанием глаголов.
Когда объявляли рекрутский набор, наши крестьяне по своему приговору назначали, кому быть рекрутом, и сами зорко следили за тем, чтобы Соблюдалась очередь. И несмотря на это, родственники кандидата в рекруты — его отец, жена, мать — приходили к матушке, падали перед нею на колени, говорили о несправедливости мира, сельского общества, слёзно молили её не отдавать их сына в солдаты, указывали крестьянскую семью, которой легче будет перенести отсутствие лишнего работника. Но матушка отклоняла все подобные ходатайства, не желая вмешиваться в постановления общины. Многие помещики не следовали этому правилу и отдавали в рекруты крестьян, чем-нибудь провинившихся перед ними.
На того, кому предназначалось быть рекрутом, немедленно надевали ручные и ножные кандалы и сажали в особую избу. Это делали для того, чтобы помешать ему наложить на себя руки или бежать. С этою целью несколько человек крестьян садились с будущим рекрутом в избу и проводили с ним всю ночь, а на другой день ранним утром его отвозили в городское присутствие. В эту ночь сторожа не могли задремать ни на минуту: несмотря на то, что вновь назначенный в рекруты был в кандалах, они опасались, что он как-нибудь исчезнет с помощью своей родни. Да и воз можно ли было им заснуть, когда вокруг избы, в которой стерегли несчастного, всё время раздавались вой, плач, рыдания, причитания... Тот, кто имел несчастье хотя раз в жизни услышать эти раздирающие душу вопли, никогда не забывал их.
Ужас охватывал как того, кого сдавали в солдаты, так и его жену и его близких, вот почему тот, на которого падал тяжкий жребий быть солдатом, «удирал в бега», а случалось — и лишал себя жизни. Как тех, у кого укрывались беглецы, так и самих их жестоко карали. Вследствие этого редко находились охотники, решавшиеся прятать у себя беглецов, а потому последние чаще всего скрывались в лесах, канавах и в полуразвалившихся, заброшенных постройках.
(По Е. Н. Водовозовой.)

273. (Контрольный диктант.) Напишите текст под диктовку, обращая внимание на суффиксы глаголов.
Случай этот произошёл в самом начале моей практики, когда я, ещё никому не известный доктор, проводил приёмные часы в унылом одиночестве, расхаживая по своему кабинету и двадцать раз перекладывая с места на место один и тот же предмет. В течение целого месяца я имел только двух пациентов: дворника дома, в котором я жил, и какого-то заезжего, страдавшего нервными тиками. В тот вечер, о котором я рассказываю, произошло событие: явился новый, третий по счёту пациент. Ещё и теперь, закрыв глаза, я вижу его перед собой как живого. Это был>человек среднего роста, лысый, с важным, слегка рассеянным взглядом, с курчавой белокурой бородкой и острым носом. Сложение его выдавало наклонность к полноте, что составляло некоторый контраст с резкими, порывистыми движениями. Заметил я также две особенности, о которых не стоило бы упоминать, если бы они не указывали на сильную степень нервного расстройства: конвульсивное подёргивание век и непрерывное шевеление пальцами. Сидел он или ходил, говорил или молчал, пальцы его рук неудержимо сгибались и разгибались, как будто их спутывала невидимая вязкая паутина. (По А. Грину.)

ТЕСТЫ

А. Выберите правильную, литературную форму повелительного наклонения для данных глаголов:
лечь — ляг, ляжь, ложись;
ехать — ехай, езжай, едь, поезжай;
примерить — примерь, примеряй, примера;
хотеть — хоти, хочь, хоть, хочи;
стрекотать — стрекоти, стрекочи, стрекотай;
бежать — беги, бежи.

Б. Какому из парных глаголов несовершенного вида в данных словосочетаниях вы отдадите предпочтение? Мотивируйте свой выбор.
Замеривать/замерять расстояние;
подбадривать/подбодрять спортсмена;
накапливать/накоплять сбережения;
осмысливать/осмыслять прочитанное;
вылепливать/вылеплять игрушку;
изготавливать/изготовлять продукцию;
выкликивать/выкликать по списку.

В. Какая ошибка допущена при образовании в разговорной речи выделенных глагольных форм? Укажите правильную форму.
«Всыпет он тебе за это», — уныло обронил Витька;

Ничего, исправим: подсыпем сухого гипса и замешаем более густой гипсовый раствор;
Дреми, Эре ми, ещё долго ехать.

Причастие
Причастие— это форма глагола, которая обозначает действие в виде признака предмета, поэтому для причастия характерны и категории глагола (образование от глагольной основы, возвратность, залог, а также вид, способность управления теми же падежами, что и у исходного глагола), и категории прилагательного (способ согласования с существительным, изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой форм у страдательных причастий, функция определения).

Морфологический разбор причастия
Вдруг вошли они в залу, освещённую тремя большими хрустальными люстрами (Пог.).
1. освещённую — особая форма глагола — причастие.
2. Начальная форма — освещённый, глагол — осветить.
3. Постоянные признаки: 1) совершенный вид; страдательное; 3) прошедшее время; 4) невозвратное.
4. Непостоянные признаки: 1) полная форма; 2) женский род; 3) единственное число; 4) винительный падеж.
5. В предложении является определением в составе причастного оборота.
Так же читайте про Деловое общение

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП