Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?

Реклама


ГЛАГОЛ

Просмотров: 8578 Автор: admin
Глагол — это часть речи, обозначающая действие или состояние лица, предмета.
Для глагола характерны следующие грамматические категории:
1. Категория вида: противопоставляются глаголы совершенного вида («что сделать?») и несовершенного («что делать?») (написать — писать, отрезать — отрезать). Глаголы также бывают одновидовые — только один вид (пихнуть) и двувидовые (казнить, телеграфировать — совершенный и несовершенный вид).
2. Глаголы бывают переходными — действие их переносится на объект, испытывается объектом (читать газету) и непереходными—действие их не переходит на объект (выливаться из ведра, лежать на песке, лететь в Париж, смеркается).
3. Категория наклонения: противопоставляются формы изъявительного наклонения, обозначающего реальное действие во времени (принесёшь, принёс)', повелительного, обозначающего приказ, просьбу, совет — любое волеизъявление (принеси, принесите); сослагательного, или условного, указывающего на возможное действие (принёс бы).
4. Категория времени: глаголы изменяются по временам (читал — читаю — буду читать).
5. Категория лица: глаголы изменяются по лицам (бегу — бежишь — бежит) и числам (едешь — едете). Изменение глаголов по лицам и числам называют спряжением: для окончаний
I спряжения характерна гласная е, для окончаний
II спряжения — и.
Исторический комментарий. Глаголы в форме прошедшего времени не изменяются по лицам, так как по происхождению они являются формами действительного причастия прошедшего времени, которые образовались от основы инфинитива посредством суффикса -л и оформлялись родовыми окончаниями (да-л-ъ, да-л-а, да-л-о). Эти формы причастий вместе с личными формами глагола быти в древнерусском языке представляли собой форму прошедшего времени — перфекта. Личные формы передавали грамматические значения лица, числа, а причастие — лексическое значение глагола (например: 1-е л. ед. ч. есмь далъ, -а, -о;
2-е л. ед. ч. ecu далъ, -а, -о и т. д.). Перфект постепенно утратил личные формы глагола быти, формы причастия женского рода двойственного числа и среднего рода множественного числа. Формы причастий единственного числа трех родов и множественного числа мужского рода стали формами прошедшего времени глагола, поэтому они не изменяются по лицам в современном русском языке.
Глагольные формы могут образовываться от двух глагольных основ: настоящего времени (условный термин) и неопределенной формы.
От основы настоящего времени — она выделяется путем «отбрасывания» личного окончания в форме глагола 3-го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени (нес-ут, co6u.pa.j-y т) — образуются формы настоящего времени, будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени, деепричастия несовершенного вида.
От основы неопределенной формы — она выделяется путем «отбрасывания» окончания -тъ (-ти) (угрожа-ть, вез-ти) — образуются формы прошедшего времени, сослагательного наклонения, причастия прошедшего времени, деепричастия совершенного вида.
Исторический комментарий. Основу неопределенной формы некоторых глаголов выделить далеко не просто, так как еще в праславянском языке она подверглась изменению в силу действовавших там законов. Поэтому, выделяя основу неопределенной формы таких глаголов, как печь, .мочь, плести, вести и т. п., следует обращаться к основе настоя-. щего времени, где конечный звук основы сохранился (например: стеречь — стерегу, значит, основа неопределенной формы стерёг-).

Морфологический разбор глагола

Вечерних окон свет жемчужный застыл, недвижный, на полу (Ход.).
1. застыл — глагол.
2. Начальная форма — застыть.
3. Постоянные признаки: 1) совершенный вид; 2) невозвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение.
4. Непостоянные признаки: 1) изъявительное наклонение; 2) единственное число; 3) прошедшее время; 4) мужской род.
5. В предложении является сказуемым.
251. В данных глаголах выделите основу неопределенной формы и основу настоящего времени.
Вить, сторожить, брать, выбирать, везти, нести, мести, глядеть, торговать, собрать, лечь, увлечь, свис* теть, лезть, обессилеть, обидеть, обижать, слышать, собирать, взвешивать, взвесить.

252. Прочитайте. Выделите глаголы и укажите их грамматические признаки. Определите состав морфем в выделенных словах.
Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома, Вдруг застал нас ливень далеко от дома;
Мы спешили скрыться под лохматой елью... Не было конца тут страху и веселью!
(А. Н. Майков.)

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

1. В окончаниях глаголов I спряжения пишется "буква е(ё), в 3-м лице множественного числа — у/ю (узна-ёшь, узна-ёт, узна-ём, узна-ёте; узна-ют).
В окончаниях глаголов II спряжения пишется буква и, в 3-м лице множественного числа — а/я (говор-ишъ, говор-ит, говор-им, говор-ите; говор-ят).
Примечание. Тип спряжения глаголов с безударными окончаниями следует определять по неопределенной форме (инфинитиву). Ко II спряжению относятся глаголы на -итъ (пилить, купить и др., кроме брить, стелить и ряда других исключений), семь глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть), четыре глагола на -ать (слышать, дышать, держать, гнать). К I спряжению относятся остальные глаголы (нести, купать, колоть, жечь. откровенничать, крикнуть и др.). Глаголы бежать и хотеть — разноспрягаемые, так как в системе их спряжения наблюдаются окончания и I и II спряжений. Специфически спрягаются глаголы есть, дать, создать и их производные (ср.: ем, ест, едят).
Исторический комментарий. Формы разноспрягаемых глаголов в древности принадлежали разным глаголам — б&жатгеи (П спр.) и б-Ьчч (I спр.):
ед. ч. — 1л. б1гу, б1гу
2 л. б-Ьжиши, б-Ьжеши
3 л. б-Ьжитъ, б^жетъ
мн. ч. — 1л. б-Ьжимъ, б-Ьжемъ
2л. бежите, б-Ьжете
3 л. бежать, б-Ьгутъ
Современный глагол бежать в настоящем времени сохранил личные формы, за исключением формы 3-го лица множественного числа, которую он заимствовал у глагола 6t4u (отсюда термин «разноспрягаемый глагол»).
Глагол хотеть в настоящем времени объединил формы глаголов xomhmu (II спр.) и хоти (I спр.).

Глаголы стлать и стелить имеют единую систему спряжения (стелешь, стелет и т. д.).

65| 2. Не следует смешивать окончания глаголов 2-го лица множественного числа повелительного наклонения, где пишется буква и независимо от спряжения глагола (пишите, крикните), и окончания глаголов 2-го лица множественного числа изъявительного наклонения, где пишется е (пишете, крикнете).

253. От данных глаголов образуйте формы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа. Выделите личные окончания; Определите спряжение глаголов.

Сменить, держаться, стать, целовать, класть, хотеть, начать, дуть, выслать, взвешивать, дёрнуть, бить, разбить, сновать, стрелять.
254. Прочитайте. Выпишите глаголы, образуйте от них формы 1—2-го лица единственного и множественного числа. Какие особенности (чередования звуков, изменение места ударения и т. п.) можно отметить у образованных форм в сравнении с исходными?
Наша семья жила очень дружно... моя бабушка, Прасковья Борисовна, и моя мать. Надежда Петровна, сидя по вечерам за работой, причем мама вышивала, а бабушка плела кружева, пели казачьи песни, а мама иногда читала вслух Пушкина и Лермонтова. Она и сама писала стихи... У неё была сафьянная тетрадка со стихами, которую после её кончины так и не нашли... Может быть, она сожгла её во время болезни? Я хорошо помню одно из стихотворений про звёздочку, которая упала с неба и погибла на земле.
(По В. А. Гиляровскому.)

255. Проспрягайте глаголы, выписанные в упр. 254, в настоящем-будущем времени. Назовите те глаголы, у которых образование форм 1—2-го лица затруднительно или невозможно.
256. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Графически укажите морфемный состав данных слов.
Бичу..шь, залива..м, смотр..те, зижд.-тся, бре.-шься, вид.-м, беле..т, буд-.шь, забрезж..т, зыбл.-тся, дым-.шь, держ.-т, реж..м, горю-.шь.

257. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание окончаний глаголов.
1. Парус белый та..т вдали (Бл.). 2. Там, где вечно дремл-.т тайна, есть нездешние поля (Ее.). 3. Солнце закат.. тся скоро (Бл.). 4. Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (Ахм.) 5. Тень ре. .т (В. Ив.). 6. На небе брезж-.т утренняя заря (Ч.). 7. Этнос рожда.-тся, мужа..т, старе.-т и умира..т (Л. Гум.). 8. Над вспененными конями факел стел-.т красный свет (Бл.). 9. Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темно..т, не густе-.т гроза; разве кое-где протян.-тся сверху вниз голубоватые полосы: то се..тся едва заметный дождь (Т.).
10. Слышишь, как стро..т одни? Слышишь, как ропщ.-т другие? (Бл.)

258. От данных глаголов образуйте формы повелительного наклонения (всеми возможными способами). От каких глаголов затруднительно или невозможно образовать формы повелительного наклонения?
Образец: читать — читай, читайте, пусть читает.
Одевать, реветь, торжествовать, засмеять, обессилеть, охлаждать, грызть, хотеть, белить, сиротеть, оросить, смеяться, угасить, ярить, заснежить, ненавидеть, оглупляться, изречь, славиться, расцвечиваться, тошнить, выучивать.
259. Вспомните или выпишите из фразеологического словаря русского языка, сборников пословиц В. И. Даля либо других источников пословицы и поговорки, содержащие глаголы в форме повелительного наклонения (типа Береги честь смолоду). Проанализируйте их: определите степень категоричности высказывания (приказ, совет, просьба, побуждение, увещевание и т. д.), приведите неопределенную форму глагола.
260. (Сочинение.) Прочитайте. Проанализируйте роль форм повелительного наклонения глаголов. Определите, возможна ли (теоретически) замена этих форм синонимическими конструкциями. Что изменится при замене? Напишите сочинение-миниатюру в диалогах.
I. Вышла хозяйка.
— Глянь-ка, малый, да ты ухо отморозил.
— И впрямь отморозил... Давай-ка снегу.
Хозяйка через минуту вбежала с комком снега.
— Накося, ототри! Да щёку-то, глядь, щёку-то. (По В. А. Гиляровскому.)

II. Погоди. Я тебя обещал есть выучить... Вот как:
возьми да переверни, клади бутерброд не хлебом на язык, а печёнкой. Ну-ка! (По В. А. Гиляровскому.)

261. От данных глаголов образуйте (если это возможно) формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения и 2-го лица изъявительного наклонения. Выделите окончания.
Беречь, выйти, свистеть, лить, сесть, взять, вынуть, вытирать, свистнуть, бежать, гонять, печь, стеречь, махать, мучить, видеть, баловать.
262. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание глагольных окончаний.
Диабаз. Я не слышал прежде этого слова. Он лежит сплошной, как пол, глад-кий и неприступный. Каж..тся, что земля — это просто круглый кусок диабаза. После взрывов он расход.. тся трещинами и оставляет за собой острые куски скал.
И вот мы вою-.м с диабазом. Отбойный молоток отшиба..т руки, стальной наконечник уход..т в диабаз и застрева.-т там. Отверстие и ещё отверстие выгрыза..т со скрежетом молоток.
Повернись, и ты увид..шь, что следом за тобой, на очищенной тобой площадке, подыма..тся бетонная перемычка. Эта работа завис..т от тебя. Сидит крановщик в будке и недовольно вод..т рычагами. И его работа завис..т от тебя. Шофёр вылеза..т из кабины, поглядывая на часы, говорит: «Разве тут разъезд..шься! Вы хоть давайте поскорее, мне за простой не плат..т».
(По А. Приставкину.)

263. (Творческий диктант.) Напишите под диктовку данные глаголы и образуйте от них форму 3-го лица единственного числа.

Выздороветь, зачерстветь, обезлошадеть, обеспамятеть, обмереть, обмерить, оплешиветь, опостылеть, опротиветь, опочить, остеречь, остолбенеть, остричь, подстелить, посуроветь, потчевать, почивать, слесарничать, соблюсти.

264. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите форму глагола. Разбейте выделенные слова на морфемы.
Образец: Пишите чище — повел, накл., 2-е л., мн. ч., П спр.; пиш-и-те.

1. Глагольных рифм, бракуя роль их, гонят вон:
«Из..ди, голь!» (Тат.) 2. Я бы встала в тот же миг. — Слыш-те, мой ученик? (Цв.) 3. Спасибо вам и сердцем и рукой за то, что вы меня — не зная сами! — так люб..те... (Цв.) 4. По улицам оставленной Москвы поеду — я, и побред-.те — вы (Цв.). 5. Как вид..те, из бронзы весь, и никаких таких камней вот здесь (Ис.). 6. А вы, друзья, как ни сад-тесь, всё в музыканты не год..тесь (Кр.). 7. Но, верьте, той земли не сыщ..те вы краше, где ваша милая иль где живёт ваш друг (Кр.). 8. Почт-те сон его священный, как пред борьбою сон борца (Од.). 9. Птица-феникс — я только в огне пою! Поддерж..те высокую жизнь мою! (Ц в.)

265. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание глаголов в форме повелительного наклонения.

1. «Э! — заговорил он, — да здесь должны быть тетерева. Слез-.те-ка» (Т.). 2. «На вот, воз..ми! ..бро.. в бурьян... да заме.. , где бросишь... чтобы взять после», — чуть слышно прошептал дед (М. Г.) . 3. Уж потеш.-те вы доброго боярина и боярыню его белолицую! (Л.) 4. Я сколько раз видал, примет.-те это сами:
когда боится трус кого, то думает, что на того весь свет глядит его глазами (Кр.). 5. Не плач.. , не плач.. , моё дитя, не стоит он безумной муки (Л.). 6. Вот вам моя рука, без перчатки, правая, деловая. Воз.-мите её — и вер..те её пожатию (Т.). 7. Скажет штормам: «Вы пыл свой умер..те!» (Тат.)

266. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание -тся, -тъся.
1. Сначала соседи смеялись между собой над высокомерием Троекурова и каждый день ожидали, чтобы незваные гости посетили Покровское, где им было чем поживит-.ся, но, наконец, принуждены были с ним согласи г.. ся и сознат..ся, что и разбойники оказывали ему непонятное уважение (П.). 2. Миражем кажет..ся столица — тень сквозь узорное окно проносит.. ся узорной дымкой, клубит..ся пар, и — мнит.-ся мне, я сам, как призрак, невидимкой уселся в тряской тишине (Я. П.). 3. На степь дожит.. ся красноватое освещение (М. Г.). 4. Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливают, .ся слезами (Г.). 5. Что за вечер! А ручей так и рвёт..ся. Как зарёй-то соловей раздаёт..ся (Фет). 6. Хозяин, всё ещё волнуясь и потирая руки, стал раздеваться (Ч.). 7. «Что ж твой сын?» — «Сейчас выйдет, обувает, .ся. Али ты прозяб? Взойди погрет .ся» (П.).
Так же читайте про Деловое общение

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП