Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?

Реклама


ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Просмотров: 6764 Автор: admin
Имя числительное — это часть речи, указывающая на отвлеченное количество или порядок предметов при счете (пять линий, пятая линия). Различаются следующие разряды числительных: количественные (семь, семьдесят, четыреста пятнадцать), порядковые (второй, трёхсотый, пятимиллионный)1, собирательные (трое, девятеро, десятеро) и дробные (две третьих, шесть седьмых).
Не все согласны с отнесением этих слов к числительным:
существует мнение, что это особые прилагательные со счетным значением.
По морфемному строению различаются простые (два, сорок, шестой), сложные (шестьдесят, шестьсот) и составные (сто восемь, три пятых, девятьсот восемьдесят седьмой) числительные.
Неопределенно-количественные слова сколько, столько, несколько, мало, много, немало, немного, близкие по значению к неопределенным местоимениям или наречиям, примыкают к числительным, называя неточное число (множество).
Числительные изменяются по падежам (от семи, к семи, с семью), некоторые имеют род (два — две, один — одна — одно), несколько числительных изменяются по числам (один — одни).
У числительных нет единой системы склонения:
1) один склоняется по образцу местоимения этот',
2) два, три, четыре склоняются по особой системе (двух, двум, двумя и т. д.);
3) от пяти до двадцати и тридцать изменяются по образцу существительных III склонения;
4) сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста имеют указанную форму для именительного и винительного падежей, а для остальных — формы сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста;
5) числительные от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот при склонении изменяют обе части;
6) числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются, как имена существительные I и II склонения;
7) составные числительные количественные изменяют при склонении все слова и все их части, а порядковые — только последнее слово.

Исторический комментарий. Имя числительное как особая часть речи сформировалась в XIII—XIV вв. В старославянском языке и до XIII в. в древнерусском языке слова с числовым значением тяготели к существительным, прилагательным, местоимениям по значению и грамматическим категориям. Например: межи дв1,м.а колодама — слово дв-1,ма имеет скорее признаковое значение, нежели обозначает отвлеченное количество, согласуется с определяемым существительным в роде (женский), числе (двойственное), падеже (творительный).
Название большинства слов-чисел унаследованы из праславянского языка и восходят к индоевропейскому источнику. В древнерусском языке счетные слова одинъ (м. р.), одина (ж. р.), од^но (ср. р.); дъва (м. р.), дъв-t (ж. р.) склонялись, как местоимения тъ, та, то и т. п.
Счетные слова от одного до четырёх согласовывались с существительными в роде, числе, падеже и по морфологическим признакам являлись прилагательными, а от пяти до девяти по своим признакам являлись существительными (типа кость); слово десять имело формы единственного, двойственного и множественного числа и изменялось по падежам (как имя).
Названия чисел второго десятка выражались предложноименным сочетанием, состоящим из слов один — девять в первой части и слова десять с предлогом на — во второй части (в форме местного падежа единственного числа) (одинъ на десяте, пять на десяте).
Названия десятков выражались сочетаниями слова десять и соответствующих слов первого десятка (дъва десяти, три десяте, пять десять).
Существительное сорокъ с предметным значением (в древности на Руси клали в сорокъ или сорочок 40 собольих или куньих шкурок как принятую меру оплаты чего-либо) стало употребляться для названия четырех десятков вместо четыре десяте.
Названия сотен представляли собой сочетания названий единиц с названием съто (три съта, пять сътъ).
Счетная единица тысяча и слово тьма (10 000) имели все признаки существительных; кроме того, тьма обозначало 'большое число'.
В более поздние периоды утрата двойственного числа различными частями речи, разрушение связи с существительными и прилагательными привели к выделению числительных в самостоятельную часть речи.
Морфологический разбор числительного

Чудится мне на воздушных путях двух голосов перекличка (Ахм.).
1. двух — имя числительное.
2. Начальная форма — два.
3. Постоянные признаки: 1) количественное; 2) простое; 3) имеет свою систему склонения (двух, двум, два/двух, двумя, о двух).
4. Непостоянные признаки: 1) родительный падеж; 2) род мужской (ср. две); 3) число отсутствует.
5. В предложении согласуется с существительным в родительном падеже и является в составе этого словосочетания косвенным дополнением.
Установите, к какой части речи относятся данные слова, какими грамматическими категориями они обладают.
1. Семеро, семишник, семь, семимиллионный, семья, семицветик. 2. Сто, сто двадцать пять, сотня, сотенный, сотый, сто первый. 3. Пара, два, двойня, двойка, второй, две третьих, двушка, дважды.

227. Прочитайте, четко проговаривая окончания числительных.
1. К 26 прибавить 789. 2. От 531 отнять 15. 3. Из 743 вычесть 200. 4. Найти сумму 675 и 438. 5. Найти разность 9666 и 5379. 6. Какое число между 786 и 788? 7. Какое число следует за 444? 8. Какое число предшествует 555? 228. Перепишите, заменяя цифровые обозначения словами.
1. К 95 прибавить 34 и полученную сумму сложить со 148. 2. Из 1192 вычесть 45, разность сложить с 93. 3. От 977 отнять 352 и увеличить на 380. 4. 16 умножить на 666 и сложить полученное с 48. 5. Сравните частное от деления 999 на 3 с произведением 111 и 3.
229. Определите, из скольких слов состоят данные числительные. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

(две)(тысячи)(шесть)(сот); (девяносто)(девять);
(три)(миллиона)(шесть)(сот)(тысяч); (сто)(пять); (три) (ст..)(восемьдесят)(второй); (пять)(тысяч)(пять) (десят) (восемь); (четыре)(ст..)(пятый); (семь)(десят..)(три), (семъ)(сот)(восемь)(десят..)(пять).
230. Определите, сколько слов надо писать в сложных и составных числительных, называющих данные числа. Напишите эти числительные.
2007; 135; 220; 1754; 1964; 101; 901; 12.
231. Запишите данные числа словами и употребите эти числительные в форме творительного падежа.
949; 396; 451; 988; 637; 879; 556; 7; 402; 43, 135
232. Просклоняйте данные слова.
Полтора, четыре, четверо, четыре целых и пять сотых, семнадцать, семнадцать тысяч первый.
233. Перепишите, заменяя цифры словами. Определите падеж числительных. Выделите окончания.
1. В сознании Полынова сработал чёткий механизм, и, словно на табло, появились те цифры, которые не следует забывать: ХУС-23847/А-835. 2. Долг казне в 17 рублей возрос до 40 рублей. 3. Тымовский округ назывался... и Рыковским — по тюрьме, основанной надзирателем Рыковым в 70 верстах от моря.
4. До Николаевска-на-Амуре насчитывалось 400 вёрст. 5. 27 июня ему доложили, что с 4 миноносцев сброшены десанты. 6. В отряде Таирова насчитывалось не более 170 человек. (По В. Пикулю.)
234. Просклоняйте данные числительные и объясните их написание.
Семь, тринадцать, сорок шесть, сто девяносто два, оба, четырёхсотый.

235. Запишите данные числа словами. Объясните написание ь в числительных.
245; 589; 218; 5413; 4342; 927; 54; 92; 1442.
236. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя цифры словами. Определите разряд, падеж числительных. Произведите морфологический разбор подчеркнутых слов.

Первый мудрец поклонился и сказал:
— Если в 1-й чаше, о в.-ликий шах, оставалось 38 жемчуж-.н, а подарил ты старш..й дочери 4 жемчужины, то эти 42 жемчуж.-ны и с-.ставляют половину того, что было в чаш.. . Ведь 2-ю половину ты подарил старш-.му сыну? Знач..т, в 1-й чаш.. хр.-нилось 84 жемчуж.-ны. Во 2-й чаш.. ост-.валось 12 жемчуж..н, да 6 ты подарил другой дочер.. . Эти 18 жемчуж..н составляют 2/3 того, что хранилось во 2-й чаш.. . Ведь 1/3 ты подарил сыну? Знач..т, во 2-й чаш.. было 27 жемчуж.-н. Ну а в 3-й чаш.. оставалось 19 жемчуж..н, да 2 ты подарил младш-.й дочер.. . Выход..т, что 21 жемчуж-.на — это 3/4 содержимого 3-й чаши. Ведь 1/4 ты отдал мла..ш..му сыну? Знач..т, в этой чаш.. 28 жемчуж..н.
Решить такую задачу помогла мне ар-.фметика — наука о свойствах чис..л и о правилах вычисления. (По кн. «Что такое? Кто такой?».)

237. Перепишите, раскрывая скобки и заменяя цифры словами. Объясните написание числительных.
Так же читайте про Деловое общение

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП