Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Реклама


ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Просмотров: 4642 Автор: admin
1. С л и т н о пишутся существительные:
1) с соединительными гласными -о- (употребляется после основ на твердые согласные: сенокос) и -е(после основ на мягкие согласные, шипящие и ц: краеведение, овощехранилище, птицелов); после в, н, р, т возможны обе гласные (коновязь, коневод);
2) слова с начальными элементами авто; агро-, аэро-, био-, вело; видео; зоо; квази; кино; макро-, метео; микро-, мото; нео; пан; псевдо; радио; стерео; теле; фото; электро- (видеосалон, квазисистема, телефакс, фотоэтюд, но: квази-Крылов, пан-Европа);
3) слова с первой частью, являющейся существительным в форе именительного падежа (времяпрепровождение, семяпочка); числительным в форме родительного падежа (пятиборье, шестидневка); глаголом на -и (сорвиголова, вертишейка, горицвет); исключение: перекати-поле;
4) слова со второй частью -град I-город (Царьград. Белгород);
5) с начальными пол- (не перед гласными, л и прописными буквами) я полу- (полдороги, полгода; полусфера, полукафтан; ср.: пол-арбуза, пол-ломтика, пол-Москвы );
6) аббревиатуры и сложносокращенные слова (ЦКБ, помреж, завскладом).
0| 2. Через дефис пишутся существительные:
1) образованные без соединительных гласных, относящиеся к научно-техническим, общественно-политическим и т. п. терминам (грамм-молекула, вакуум-насос, человеко-день); исключения: трудодень, трудочас;
2) названия должностей, профессий, специальностей, званий, степеней (пресс-атташе, лётчик-космонавт, генерал-майор);
3) с начальными иноязычными элементами вице; камер; лейб; обер; статс; унтер; штаб; штабе; экс- (лейб-медик, унтер-офицер, экс-президент);
4) географические названия, состоящие из двух существительных или из существительного и прилагательного (Орехово-Зуево, Гусь-Хрустальный};
Примечание. Пишутся без дефиса названия — сочетания существительного с прилагательным в препозиции типа Белая Церковь, Ясная Поляна.
5) составные русские и иноязычные имена и фамилии (Новиков-Прибой, Жолио-Кюри; Ра-Гелиос; Анна-Мария);
6) образованные с помощью частиц, предлогов, союзов (не-тронь-меня 'растение'. Ростов- на -Дону ), включая иноязычные словообразовательные элементы Ле-, Лос-, Сант(а)-, Сент-, -бей, -сина, -заде, -ибн, -паша (Лос-Анджелес, Сент-Экзюпери, Ибн-Сина, Турсун-заде);
7) с первой частью — оценочным словом (бой-баба, пай-мальчик);
8) наименования сторон света (юго-восток, зюйд-вест);
9) с начальным элементом пол-, за которым следует вторая часть, начинающаяся с гласной, прописной или буквы л (пол-облака, пол-Парижа, поллиста, но: пол машинописного листа); и с к л ю-i ч е н и е: поллитровка, g
180. Данные слова разделите на группы в соответствии с правилами написания сложных существительных.
Солнцеворот, головорез, аэродром, фотомодель, полгорода, овощехранилище, микромир, теплопроводность, тысячелетие, человеко-час, столетие, пол-Азии, стачком. Новый Афон, иван-чай, матч-турнир, меч-рыба, мясопоставки, зооветпункт, МХАТ, норд-ост, ниче гонеделание, семяпочка, плакун-трава, царь-рыба, , самолёто-вылет, семиборье, стоп-кран, театр-студия, универсам, рубаха-парень, полумаска, пол-луны, земснаряд, горемыка, горе-проводник, кожимит, Новгород-Северский, штабс-капитан.
181. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните слитное или дефисное написание слов.
(Авто)склад, (агит)вагон, (агрегат )преобра.зователь, (агро)лабора.тория, (агроном ^механизатор, (адм)ч&стъ, (альфа)лучи, (балко)воз, (бахче)воа, (бель)этаж, (врач) диагност, (гола ^концерт, (генерал)аз1аеф, ( десяти )летк&, (дет)р,омовет1„ (змее)лов, (зоо)шаз1туаь, (кафе)клуб, /лейб-драгун, (микро)ватт, (палео ^климат, (пед)вуз, (верти )хвостка, (полуночи, (полу)овал, (пол ^Японии, (зам)р,еу.&в&, (сабля)рыба, (ТУ)154, (сан)врач, (славяно)вед, (супер ^цемент, (чудо)ботатыръ, (экс)королъ, (электро^зажигалка.
182. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните закономерности объединения слов в группы.
1. (Пол)лии,&, (пол ^Сибири, (пол)литра, (пол)армии. 2. (Физкульт ^привет! (Физкульт)ура1 3. (Скопи )aowi, (держи ^дерево, (боли)голов. 4. ( Грусть )тоска, (друзья Приятели, (приём )саача.
183. (Выборочный диктант.) Прочитайте, раскрывая скобки. Выпишите в два столбика существительные: 1) пишущиеся слитно, 2) пишущиеся через дефис. Назовите способ образования выписанных слов. Напишите эти слова под диктовку.
1. «Вега» снялась с якоря и взяла курс на (зюйд)вест (Грин). 2. И слышим — (само)лёт тарахтит. (У)два (Дуд.). 3. Это (купля)проаажа — не больше (Боб.). 4. Лагерь был от нас в (полу ^версте (См.).
Q. Это (aeua ^техники готовят машины в полёт (Соб.).
6. Вспоминаю, что в разговорах о гармонях употреблялись все названия: венка, хромка, (двух )ряака, тальянка (Бел.). 7. Тогда вдруг будто сам (дед)Мороз щёлкнул огромным орехом (Пришв.). 8. Бушприт клипера медленно чертил (полу)крут с запада на (юго)восток (Грин). 9. На дороге в этом месте был отвесный уступ по крайней мере в (пол ^аршина вышины (Волк.). 10. Русские (землепроходцы прошли почти без сопротивления от Урала через Сибирь до Тихого океана, преодолевая скорее просторы и трудности пути, чем (противостояние аборигенов (Л. Гум.).
11. (Норд)ост завихрял буруны, (норд)ост разметал пески (Др.). 12. Съехалось почти ^гаол.Щетербурга (Волк.). 13. Сила многовековых традиций каждый раз брала верх надо всем его (пусто )словием (Пик.).
14. Я (пол)Евроны объехал (Ром.). 15. С рёвом за об лаками скрылся (ТУ)104 (Др.). 16. И я тебе в тот столб снеговой, в тот (снего)ворот... (Паст.) 17. (Девяти)ша.р, орляк, кошачья лапка, ромашка, тимофеевка, овсяница, чина и много-много пырея переселилось из леса на наш сеновал (Аст.). 18. (Руко )поука. тье лжи клевещет (Паст.). 19. Мы к (полуночи дошли и ждали (Сим.).
184. (Свободный диктант.) Напишите текст под диктовку, по своему усмотрению изменяя конструкции предложений и пунктуацию в них, но сохраняя существительные — сложные слова.
Неповторимость и странность судьбы Велимира Хлебникова сделала его легендой в истории двадцатого века. Писать о Хлебникове только как о поэте или даже как о поэте для поэтов, говоря словами Маяковского, о «поэте для производителя», было бы крайне односторонне, а скорее всего, и просто ошибочно.
Хлебников — прежде всего реформатор, искатель новых путей в лирике, в эпосе, прозе и драматургии. Многосторонность его литературной одарённости не укладывается в пределы предвзятых теорий, не ограничивается рамками футуризма.
У Хлебникова сложился весьма необычный и, во всяком случае, редкий тип художника: он пришёл к слиянию двух противоположных областей — научно-экспериментальной, с одной стороны, и непосредственно творческой — с другой. Основу этого слияния составляет новая художественная концепция, которая определяет и характер литературного эксперимента, и особенность поэтического творчества. Говоря иначе, эксперимент, теория и поэзия находятся в теснейшей связи друг с другом.
Наборы словообразований, словопреобразований, эксперименты в области языка, ритмики, композиции прежде всего бросались в глаза, мешали ясному пониманию значения и места Хлебникова в истории русской культуры.
Всё было значительно сложнее и противоречивее.
Поэт горячо откликался не только на научные открытия, но и на самые важные исторические события: на трагическое поражение революции 1905 года, на Первую мировую войну и, особенно, на Октябрьскую революцию. Поэтому Хлебников сыграл исключительную роль в формировании новой модели русской поэзии двадцатого века. (По М. Полякову.)
185. (Сочинение.) Напишите сочинение-миниатюру о научно-техническом прогрессе, о достижениях XX века. Используйте сложные существительные — термины семантических групп «космонавтика», «биология», «экономика»- и др. (В лексико-семантические группы слова объединяются по важнейшим признакам: общность значения, сферы применения, принадлежность к одной части речи.)
186. (Тренировочный диктант.) Прочитайте, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Произведите морфологический разбор нескольких существительных (по выбору). Повторите основные правила правописания существительных. Напишите текст под диктовку.
До чего хорошо было идти по з.-ливным лугам! Всё цвело. Гудели шмели, звенели пчёлы и опять же эти пр..клятые осы. Но им было не (до) людей, они занимались (медо ^сбором с цветов. Мать (и) мачеха цвела, купавки, пырей, таволга, ива, нач-.нали лопат..ся бутоны ш-.повника, клевер курчав..лея.
И почти всё можно было есть. Особенно дикий лук.
Вот придут они к р. .скопу, наб-.рут глины, навалят её в два мешка и сядут о..дохнуть. Поедят. Потом, примериваясь к тяжест.. , немного отнесут мешки, и мама скажет:
— Аида, Фёдор, в луга.
Наберут дикого лук.. , щ..веля и снова едят, зап-.вают квас-.м.
— ...Не верь, Федя, что где-то есть места лу..ше нашего, нет их! Посмотри. Разве где есть такое небо? Вот бы такую краску! Смотри, обл..ко как кружевное, велико ли, а застило солн-.шко, и всё м.-няется, яркость о. .дохнуть даёт. (По В. Крупину.)
ТЕСТЫ
А. Является ли категория рода существительных словоизменительной? Обоснуйте свой ответ.
Б. Леший, валет, кукла, покойник — это одушевленные или неодушевленные существительные? По чему?
В. Сделайте выбор:
просторное авеню — просторная авеню;
жирное иваси — жирная иваси:
роковое пенальти — роковой пенальти:
концертный рояль — концертная рояль;
верхнее до — верхняя до.
Г. Одного ли рода данные слова:
топорище 'большой топор' — топорище 'ручка топора*;
пожарище 'большой пожар' — пожарище 'место пожара';
кострище 'большой костер' — кострище 'место для костра'?
Д. Укажите имена собственные: Царское Село — село Царское: Красный хутор — хутор Красный.
Е. Будут ли отличаться падежные окончания при склонении слов домовой, герой, зодчий, вожатый?
Ж. Определите падеж существительных: при кашне, с пенсне, в пончо, у жюри, для кафе, от кенгуру, на пони.
Так же читайте про Деловое общение

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП