Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Реклама


ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Просмотров: 7137 Автор: admin
2| 1. Пишется суффикс -ек, если при изменении слова гласная в суффиксе «выпадает» (беглая гласная) (песочек — ср. песочка). Пишется суффикс -ик, если гласная в суффиксе сохраняется (мячик — ср. мячика).
И 2. Пишется сочетание -енк-, если слово образовано посредством суффикса -к- от основы на -к (песенка <- песн-я). Пишется сочетание -инк-, если слово образовано от основы на -ин (горошинка <- горошин-а).
8. Суффикс -ец образует существительные мужского рода (братец, хлебец), а суффикс -иц- — женского (сестрица, водица). У существительных среднего рода возможен как суффикс -ец, так и суффикс -иц; в зависимости от ударения в слове: суффикс -ец располагается перед ударным слогом (ср.: копьецо, ущёльице).
4. Пишется сочетание -ичк-, если слово образовано от существительного женского рода на -иц-а (водичка <- водиц-а, косичка <- косиц-а). В остальных случаях пишется сочетание -ечк- (чашечка <- чашк-а.
Губашечка <— рубашк-а).
о. Суффикс -оньк- пишется после твердых согласных (берёзонька, лисонька). После мягких согласных употребляется суффикс -енък-, который используется также после шипящих и гласных (папенька, Машенька, Зоенька).
Примечание. Запомните слова, в которых выделяется суффикс -иные-: заинька, паинька, баиньки.
J 6. Для существительных среднего рода характерны суффиксы -ышк- (от основ на твердый согласный:
гнёздышко <- гнезд-о) и -юшк- (от основ на мягкий согласный: полюшко <— пол-е).
Суффиксы -ушк-/-юшк- встречаются у существительных мужского и женского рода (свекровушка, батюшка).
Примечание. Следует запомнить написание слов катышек, клинышек, краешек, пупырышек, хлебушек, а также ряд параллельных написаний: воробышек — воробушек, камушек — камешек.
N 7. Суффикс -чик употребляется после основ на -д, -т, -з, -с, -ж (наводчик, потатчик, перевозчик, переписчик. перебежчик). Перед ч суффикса конечные согласные основы к, ч меняются на т (кабак -> кабатчик, добыча -> добытчик).
В остальных случаях употребляется -шик (банщик, курильщик, шйщик). Но после иноязычных корней суффикс -щих воаавожен и после т (прост, ремонтщик, асфальтщик).
166. Проанализируйте данные предложения, определяя, е или и следует писать в суффиксах существительных. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
I. 1. В ящ..ке стола лежал бронзовый ключ..к (Волк.). 2. Утро взглянуло сквозь ситцевые занавески и разбудило лавочн-.ка (Грин). 3. Розы, померанцевые цветы, блистанье праздн.-ка, шёпот удивления в толпе — всё вдруг померкло (Гонч.). 4. Там клёны и осины, приют горл-.нок, шиновн-.к, бересклет (Бун.).
5. Любим, как ты, мы берёзки, протал-.нки, таянье туч. .к, любим и сказки, о глупенький, маленький бабушкин внуч..к! (Цв.) 6. И играет зайч..к солнца в рыжеватой бороде (Ее.).
II. 1. Спи, младен-.ц мой прекрасный, баюшки-баю
(Л.). 2. Что ж, красные дев..цы, вы приумолкли?
(П.) 3. А по двору метел..ца ковром шелковым стелется (Ее.). 4. Там живёт народ..ц мелкий (Манд.).
5. Сосновой рощ.-цы закон: виол и арф семейный звон
(Манд.). 6. Не угодно ли вам исполнить два поручень..ца? (Боб.)

167. От данных слов образуйте формы родительного падежа множественного числа и формы субъективной оценки с суффиксом -к: Объясните написание ь перед суффиксом.
Образец: черешня—черешен—черешенка; яблоня—яблонь—яблонька.
Басня, сплетня, кухня, башня, милостыня, читальня, готовальня, колокольня, умывальня, деревня.

168. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Мотивируйте выбор суффикса: -инк-, -енк-, •оньк- или -еньк-. Укажите для рассматриваемых случаев производящие слова (основы).
1. Белый, белый, хрустящий снег, ты белее всего на свете. Согревает твой пышный мех и поля, и берёз..ньки эти (Тат.). 2. Темна ноч..нька, не спится (Ее.). 3. На красноватой траве, на был..нках, на солом..нках — всюду блестели и волновались бесчисленные нити весенних паутин (Т.). 4. А рядом, у протал.-нки, в траве, между корней, бежит, струится маленький серебряный ручей (Ее.). 5. Падите, мои слез..ньки, не на землю, не на воду, падите прямо на сердце злодею моему (Н.). 6. Погас он, словно свеч-.нька, восковая предыконная. Мало слов, а горя — реч.-нька (Н.). 7. [Медведица] стала на завал..нку, поднялась на задние лапы (Пришв.). 8. Пристроил эту гор..нку и здесь давно живу (Н.).
169. От данных существительных образуйте производные слова. Объясните закономерность использования суффиксов -иц-, -ей,, -ичк; -ечк:
1. Платье, бельё, стихотворение, копьё, характер, роща, масло, растение, мороз, земля. 2. Ваня, бумажка, вещь, лестница, скамейка, блюдце, книга, галька, синица. Соня.
170. (Сочинение.) Прочитайте. Прокомментируйте правописание суффиксов существительных. Напишите сочинение-миниатюру о весне, использовав данный текст как начало. Отметьте суффиксы существительных. Произведите фонетический анализ выделенных слов.
Скворец, высунувшись из своего домика, прикреплённого к вершине сохранённого для такой цели молодого дубка, послушал, послушал, вскочил на ветку, взмахнул крыльями и начал дерзко и очень похоже передразнивать соловья, однако голос лихого пересмешника был слаб, сух — ему не хватало сочности и всех тех неуловимых оттенков, которыми природа одаряет лишь своих избранников — гениальных певцов. Должно быть, скворец и сам сиоро сообразил, что состязаться с соловьем, по крайней мере, неразумно, и сразу же переключился на иные лады: очень искусно проквакал лягушкой, ловко воспроизвёл голубиную воркотню, протараторил по-сорочьи, а в заключение концерта уронил тихую, сиротскую, непреходящую скорбь горлинки. (По М. Алексееву.)
171. Прочитайте, определяя пропущенные суффиксы существительных. Выпишите в две колонки слова с суффиксами -ушк-/-юшк- и -ышк-/ишк-. Объясните их правописание.
1. Владимир-солн.-шко в то время в высоком тереме своём сидел (П.). 2. Когда напоили чаем сестру, мат-.шка стала заклинать её всем святым, умоляя рассказать, что означает её обморок (Вод.). 3. Что ж, белые лебёд-.шки, притихли?.. Али горл-.шки от пенья пересохли? (П.) 4. Бат.-шка не любил... переменять свои намерения (П.). 5. Забушуй же, непогод..шка, разгуляйся. Волга-мат..шка! (К.) 6. Какие пёр-.шки! Какой носок! (Кр.) 7. Вороб.-шки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна (Ее.).
8. Егор, ребро от рёбр-.шка! (Цв.) 9. И долго дрожит в горячем воздухе сухой шорох красных крыл..шек перелетающего кузнечика (Ш.).

172. От данных слов образуйте существительные с суффиксом -ищ-. Обратите внимание на окончания.
Борода, стол, ветер, сила, мороз, волк, дождь, сапог, туман, книга, облако, рука, толпа, пыль.
173. От данных слов образуйте посредством суффиксов -чик и -щик существительные. С помощью толкового словаря русского языка установите различие в их значениях.
Образец: чугун —> чугунчик ('небольшой чугун'), чугунщик ('рабочий').
Барабан, табун, загон, бетон, набор, забой, пай, кран, сарай, трамвай.
174. (Сочинение.) Напишите сочинение-рассуждение о профессиях. Используйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -тель и др.
175. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Определите морфемный состав выделенных слов. Повторите правила употребления ь.
1. Со страхом переступили мы порог низкой землянки угол..щика (Кузм.). 2. Был полон лес мерцаньем кропотливым, как под щипцами у часовщика (Паст.). 3. И радость никак не запрятать, когда барабан-ики бьют (Кире.). 4. Румяна потекли по твоим щекам, и ты — как тирский красил..ик (Кузм..).
5. Ты понял, кто это, это бельев-ица Таня? (Паст.)
6. Слезы — как разведчики будущей разлуки (Шуб.).
7. Гремели блюда у буфет..ика (Паст.). 8. Всё, что было слез и снов, и до крови кроил нам век закрой..ик (Паст.). 9. Вот мелькнули огни дачи... магазин-.ика Елисеева (Пик.). 10. Эй, ям..ик, неси вовсю! (Ее.)
276. (Изложение.) Прочитайте, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание суффиксов выделенных существительных. Напишите по тексту изложение.
Первое время она ходила в разведку в цветастом платье, платочке и тапочках: флотская ростовка обуви не предусматривала такого размера сапог. В первые недели её бойкий характер ввёл кое-кого из разведчиков в заблуждение. Разбитной сигнал.-ик с «Сообразительного» — бывший киномехан-.к, районный сердцеед — первым начал атаку. Но в тот же вечер Ефим Дырщ отозвал его в сторону и показал огромный кулак.
Буйная и весёлая ватага моряков, каждую ночь играющая со смертью, несла деву..ку по войне в сильных своих и грубоватых пальцах бережно и нежно, как цветок, оберегая её от пуль и осколков, от резких солёных шуток, от обид и приставаний.
Перед призраком смерти, которая, может быть, вот-вот его настигнет, человек ищет сердечного тепла.
Страшны военные слезы, и горе тем, кто их вызвал. Ночью после беседы развед..ики ушли в набег, а утром я увидел такие слезы: Татьяна не вернулась.
На линии фронта развед..ики наткнулись на пулемётное гнездо, расположенное на вершине крутой скалы. Видимо, пулемёт.-ик распознал в темноте разведчиков, карабкающихся по скале: пули щёлкали всё ближе — враг водил пулемётом по склону. Вдруг справа внизу ярко вспыхнул огонь. Моряки ахнули:
ракетн-ца была у Татьяны. Очевидно, деву..ка решила помочь друзьям испытанным способом — пуская пулемёт.-ику в глаза ракету за ракетой, чтобы ослепить его.
Утром развед..ики вернулись, принеся Татьяну. Оказалось, её ранило в грудь, она доползла до входа в каменоломню и там пролежала весь день. К вечеру она очнулась. У входа в глубоких сумерках копошились тени и слышался чужой говор. Она начала стрелять. Патроны кончались. Она отложила один — для себя. Потом она услышала взрыв у входа и снова потеряла сознание.
Взрыв был первой гранатой Ефима. Сверху по нему стал бить автомат-цк. Он упал и, медленно сползая к краю обрыва, схватился за траву. Теперь, когда его принесли на носилках, в могучих его пальцах белел цветок, зажатый им в попытке удержаться на склоне. (По Л. Соболеву.)
177. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите производящие слова и основы. Выделите суффиксы, посредством которых образованы существительные.
Воспитан..ик, избран..ик, полен..ица, ставлен..ик, плен-.ик, коноплян.-ик, собствен-.ик, мошен-.ик, подокон..ик, ветрен..ость, копчён..ости, тружен..ик, беспридан-.ица, именин..ик, листвен..ица, варен..ик, кон..ица, малин..ик, песчан-.ик.
178. (Тренировочный диктант.) Прочитайте. Проанализируйте написание существительных (суффиксы, окончания). Рассмотрите пунктуацию при однородных членах предложения и в уточнительно-выделительных конструкциях. Найдите предложение, соответствующее графической схеме: [1]:[2], [3=и=], [4— и —], [5], и [б]. Дайте морфологическую характеристику выделенных существительных.
Напишите текст под диктовку.
Весной, в мае, старая, почерневшая мельница казалась убогой, горбатой старушонкой, безнадёжно шамкающей дряхлую песню под радостный шёпот зелёной водяной молодёжи: кувшинок, камышей и осок. Спокойный зеленоватый пруд медленно цедил свою ленивую воду сквозь старые челюсти, грохотал жерновами, пылил мукой, и было похоже, что старушка сердится — умаялась.
Но только зима давала ей полный, близкий к уничтожению и смерти покой. Пустынная вьюга серебрила крышу, заносила окна, оголяла цветущие берега и изо дня в день, из ночи в ночь качала, напевая тоскливый мотив, вершинами сосен, гудела и плакала. А с первым движением льда начиналось беспокойство: колыхалась расшатанная плотина, вода бурлила и буйствовала, гомонили утки и кулики, в небе мчались бурные весенние облака, и старый, монотонный, как древняя легенда, ропот мельницы будил жидкое эхо соснового перелеска.
Водяные жители, впрочем, давно привыкли к этой чужой, ненужной им воркотне колёс. Птицы жили шумно и весело, далёкие от всего, что не было водой, небом, зеленью камышей, любовью и пищей. Дикие курочки, зобастые дупеля, красавцы бекасы, куликиперевозчики, чайки, дикие и домашние утки — весь этот сброд от зари до зари кричал на все голоса, и радостный, весенний воздух слушал их песни, бледнея на рассвете, золотясь днём и ярко пылая огромным горном на склоне запада. (По А. Грину.)
179. (Контрольный диктант.) Напишите текст под диктовку, обращая внимание на правописание окончаний и суффиксов существительных.
Мальчик он был хороший, добрый и послушный, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требовалась осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, как огонь, — а это никогда даром не ставится. Были такие люди, которые знали это и особенную пословицу: «Бог плута метит».
Калачник не хотел отстать от людей умных, но Селиван был очень хороший работник. Калачи он продавал исправно и всякий вечер аккуратно высыпал хозяину из большого кошелька все пятаки и гривны, сколько выручил от проезжавших мужичков. Однако метка лежала на нём не даром, а до случая (это уже всегда так бывает). Пришёл в Кромы из Орла «отслуживший палач», по имени Борька, с ним уже была дочь, девочка лет пятнадцати, которая родилась в остроге, — хотя многие думали, что ей бы лучше совсем не родиться.
Кому охота с палачом знаться? И вот, обойдя городишко, стали эти злополучные пришельцы опять проситься в острог. Но и в острог их не взяли, потому что срок их острожной неволи минул, и они теперь были люди вольные. Милостыню палачу с дочерью иногда подавали, не для них, конечно, а Христа ради, но в дом никуда не пускали.
Когда я раз приехал к тётушке, бывши уже юношею, и мы стали вспоминать о Селиване, который и сам незадолго перед тем умер, то тётушка рассказала мне его тайну.
Дело заключалось в том, что Селиван, по нежной доброте своего сердца, был тронут горестной судьбою беспомощной дочери умершего в их городе отставного палача. Селиван скрывал её потому, что постоянно боялся, что её узнают и оскорбят, и эта скрытность и тревога сообщились всему его существу и отчасти на нём отпечатлелись. (По Н. С. Лескову.)
Так же читайте про Деловое общение

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП