Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ

Реклама


ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ

Просмотров: 8508 Автор: admin
[Л 1. Конечные гласные в приставках за; до-, на-, пере;
по- и др., конечные согласные в приставках над; об;

от; перед; под; а также приставка в- пишутся в соответствии с морфологическим принципом, т. е. не изменяются на письме, хотя произносятся по-разному (врастать [в] — входить [ф]; обскакать [,\п] — 'обжиг [об]; отряхнуть [;\т] — отдан [од]).

!2| 2. Приставка с- пишется по морфологическому принципу (слегка [с], сдвинул [з], сшить [ш]).

3. Приставки на '-з//-с (без-/бес; воз-/вое-, вз-/вс;
из-/ис-, HU3-/HUC-, раз-/рас-, роз-/рос; чрез-/черес-) пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная — з или с — зависит от произношения (исследовать — изливать, безмолвный — бесславный, воспретить — возразить). 3 а п о м н ит е: безвкусный, безвкусица.

Примечание. В словах близсидящии, близстоящий, низкий, низший пишется з, так как близ и низ являются корнями.

Исторический комментарий. Приставки «з-» в русском языке нет. В словах здесь, здание, здоровье, ни зги и однокоренных исторически звук [з] восходит к [с]; ср.: др.-рус. сьдесь, где сь — местоимение сей; съдоровый с корнем доров- — 'дерево, дуб' (т. е. 'крепкий, как дуб'); стьга — 'дорога' (ср. стёжки-дорожки). Слово здание имеет исконное з (ст.-сл. зьдати — 'строить'; ср. созидать, где зьдъ — 'глина'). В современном русском языке звук [з] в указанных словах входит в корень.
4. Гласный о в приставке роз-/рос- пишется только под ударением (роспись, роспуск, россыпь, розвальни, розыгрыш). В безударном положении в этой приставке пишется а (расписывать, распускать, рассыпать, разваливаться, разыграть). Запомните:
розыскной (от розыск).

5. Правописание гласных в приставках про- и празависит от значения, которое вносит приставка в слово. Приставка про- многозначна и встречается часто (проверен, проделки, прокормить). Приставка пра- употребляется редко, она указывает на давность, древность, старшинство (праславянский, праязык, прадедушка, пращур).
99. В данных словах выделите приставки.
Архибыстро, допетровская (эпоха), контрудар, межъядерный, наивысший, ниспосланный (свыше), обесславить, отцедить, перерасход, пообсохнуть, преддипломный, ссадить, суглинистый, ультрамодный, чересполосица.
100. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В выделенных словах отметьте приставки, объясните их правописание.

1. Источники живого слова неи-.черпаемы (Сух.).
2. Было слышно, как в..плеснула в реке рыба
(Пауст.). 3. Бе..злобный день так свято долог!
(Кузм.) 4. Некоторое время они шли молча, затем девушка остановилась, пр-говорив'. «Я боюсь не того, что любовь наша исчезнет, а наступления будней. Что отношения обе..цветятся. п..рейдут в привычку»
(Грин). 5. Вы представите мне свои верительные грамоты, как посол Мальтийского ордена (Волк.). 6. Я... могу умереть. Если это случится, то не желаю р..ставаться ни с кем в с..оре (Грин). 7. Лёгкие складки вдоль носа и приподнятые углы рта улыбались снисходительно (Боб.). 8. Нет счастья в бездействии (Д.).
9. Выхожу из тёплых п..р..улков на пр-лладный Малый Москворецкий (Кон.). 10. Долго рассматривал он свою ра-чётную книжку (Боб.). 11. Санька с..бирался на рыбалку, распутывал леску (Аст.).
12. Я жил у своего отца, рыбака, на берегу большой реки Волги, а no-..дешнему её н..зывают Итиль (Ян.).

101. Перепишите, Вставляя пропущенные буквы. Разбейте данные слова на морфемы. Определите, в каких из них в современном русском языке отсутствуют приставки.
Назовите правила.

Не..добровать, ..добная (булочка), во..питатель, не-.дешний, ни.-вергаться, ни..корослый, бли..сидящий, восторженный, нездоровый.

102. Проанализируйте данные слова. Используя этимологический словарь русского языка, установите, имелись ли приставки в этих словах в древности.

Вдребезги, навязчивый, опасный, победа, потчевать, сбруя, сверстник, союз, супруги, чересчур.

103. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение. Установите зависимость написания гласной в приставке от ударения.

Р.-ссказать, р..ссказни, р..зыграть, р..зыгрыш, р..ссыпать, р..ссыпь, распустить, р.-спуск, р.-злавать, р..злив.

104. (Выборочный диктант.) Вставьте пропущенные буквы. Под диктовку распределите данные слова в две колонки: с приставками на -з и с приставками на -с.

Бе..апелляционный, бе..боязненный, во..вращение, во. .палённый, вознаграждённый, во. .произвести, во..становленный, и.-бороздить, и.-бранник, и..вержевие, и..коверканный, и..поведь, и. .речение, и..тязать, ни..ходить, ниспровержение.

105. Замените данные словосочетания близкими по смыслу (синонимичными) словами с приставкой без-/бес:

Не требующий оплаты, не обладающий правами, лишённый сил, отсутствие власти, не имеющий голоса, потерявший струны, глубочайшая пропасть, головной убор матроса, просторный или очень широкий, не создавший семьи, абсолютно неслышный, не бросающий тени, лишившийся хвоста, отсутствие сна.

106. К данным словам подберите антонимы с приставкой без-/бес-.
Активный, доброта, жестокий» исполнительный, многолюдье, рискованный, скромный, сочувствующий.

107. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В каких словах трудно говорить о приставке с точки зрения современного русского языка? Выделенные слова разбейте для переноса.

Пр.^иочить, пр..катить, пр-родина, пр..пр..внучка, пр..щур, пр..отцовский, пр.-звище, пр..зелень, пр..лёт, пр..лог, пр..образ, пр..матерь, пр.-седь, пр..родитель, пр..язык.
108. Составьте предложения со словами проформа в проформа. Справьтесь о значении этих слов в толковом словаре русского языка и словаре иностранных слов.

109. (Проверочный диктант.) Прочитайте. Определите, в каких словах имеются приставки. Объясните, как их следует писать. Обратите внимание на постановку точки с запятой. Напишите текст под диктовку. Проверьте себя по тексту и разберите допущенные ошибки.

Обычно в это время уже начинало светать, небо постепенно становилось прозрачным; безобразно серое после только что ушедшей тьмы, оно медленно голубело, делалась всё незаметнее луна, и одна за другой пропадали звёзды. А ещё потом небо стремительно прогревалось, и тогда из-за горизонта вырывался раскалённый красный луч нового солнца. Всё во вселенной вмиг преображалось, впитывая его тепло.

Но теперь за окном на землю падал мелкий унылый серый дождь; по низкому небу медленно ползли тёмные тучи, только очень-очень далеко, над самым краем обесцвеченной земли, они делались чуть светлее. Накрытый мрачным небом город ещё спал. Дома попрятались среди начинающих зеленеть деревьев, укрываясь там от дождя. Всё вокруг безмолвствовало, укутанное в равнодушное шуршание воды. Лишь изредка от недалёкой железнодорожной станции прорывался сквозь небо паровозный гудок и спешно растворялся в струях серой воды. (По Г. Осетрову.)

110. Проанализируйте данные пары слов. Установите, как приставки меняют значение слова. Различайте данные слова и правильно используйте их в речи. Составьте с этими словами предложения.

Надеть — одеть, освоить — усвоить, оценить — расценить, заплатить — оплатить, предоставить — представить, снискать — сыскать, безвременный — вневременный, пойти — уйти, взойти — войти, написать — надписать.

111. Проанализируйте данные пары слов. Установите, одинаковую ли сферу употребления и стилистическую окраску они имеют. (За справками обратитесь к толковым словарям русского языка.)

Обрить — отбрить, изгнать — выгнать, возлюбить — полюбить, низвести — извести, возвысить — завысить, возрадоваться — обрадоваться, убить — прибить, сверхумный — заумный.

112. (Изложение.) Прочитайте текст, обращая внимание на написание слов с приставками. Произведите фонетический анализ выделенных слов. Напишите изложение-миниатюру.

Я только что кончила тогда своё образование и после долгой разлуки с семьёй приехала домой. Это было в освободительную эпоху шестидесятых годов, когда молодёжь особенно критически относилась к людям крепостнического периода. С юным жаром и задором, вся погружённая в стремления и идеи этой кратковременной, но лучезарной эпохи, не зная ещё ни жизни, ни людей, не получив достаточно солидного образования, а следовательно, и не имея возможности выработать правильное понимание исторической перспективы, я недоверчиво спрашивала себя и других:
где и как мог отец приобрести и сохранить лучшие идеалы своего времени, как это особенно настойчиво утверждала моя любимая сестра Саша.

Но более всего мой скептический взгляд на отца поддерживался тем, что он владел крепостными: в освободительную эпоху мы, молодёжь, с ужасом и отвращением смотрели на всех, так или иначе мирившихся с рабством и лишь по воле правительства порвавших с ним. Истинно идейный и гуманный человек, по нашему мнению, должен был освободить крестьян по собственной инициативе, а не по приказанию правительства. (По Е. Н. Водовозовой.)
Так же читайте про Деловое общение

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП