Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ

Реклама


БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ

Просмотров: 28735 Автор: admin
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ

[4 | Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, устанавливается по орфографическому словарю. Эти слова могут быть как исконно русские (сапог, стакан), так и заимствованные из других языков (палисадник, винегрет). Их следует запоминать.

Исторический комментарий. В лингвистике изучением вопроса о происхождении слова, о значении его, положенА ном в основу номинации, занимается этимология (от греч. etymon — истинное значение слова, logos — учение). Пользуясь толковыми и этимологическими словарями русского языка, устанавливайте и объясняйте значения слов, чтобы не допускать ложной трактовки происхождения слов. Знание происхождения слова помогает правильно писать его: например, фольклор от англ. folklore (в первом слоге пишется о).

40. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и проверяя себя по орфографическому словарю.

Апл.-дировать, б..т..скаф, г..р..зонт, инт..лл..генция, к.-лейдоскоп, нейтр.-л-.тет, облигация, п..Pa6,.ла, тр-.туар, урегулированный, ф..т..диетический, хр..з..нтема, ч..мпион, экск..ватор, юв..лирный.

41. Установите значения данных иноязычных слов по словарю иностранных слов или толковому словарю русского языка. Запомните их написание. Какие родственные слова (с этими же корнями) имеются в русском языке?

Дискриминация, идиома, ностальгия, параметр, привилегия, примитив, реминисценция, сенсорный, симуляция, тотальный, фешенебельный, филармония, филиал, эпиталама, эсперанто.

42. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Как определять правописание безударных гласных в словах иноязычного происхождения?

Абон-.мент — абонировать, аккомпан-.мент — аккомпан. .ровать, компост..? — компост..ровать, лид..р — лид..ровать, трен..р — трен..ровать.

43. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. (Для проверки пользуйтесь орфографическим словарем русского языка.)

1. Когда распускались цветы, сад благоухал ар..матами и пор..жал чудными картинками прекрасно выращенных цветов и кустарников. 2. С 1809 по 1811 год включительно он участвовал в к..мпании против турок и находился... при взятии в плен войск турецкого визиря. 3. ...Утомлённая бессонницею и всеми П..Р..П..ТИЯМИ предыдущего дня и ночи, [я] бросилась на постель, но не могла уснуть. 4. Весь этот инц-.дент продолжался несколько минут. 5. Этою сырою снедью помещичьи дети объедались даже и тогда, когда в окрестных деревнях св.-репствовала д..з..нтерия-j 6. Няня... подбежав к окну из п.-л.-садника, начинала) выкрикивать: «Мамашенька идёт...» 7. Мелкопоместные дворяне круглый год жили в тесных к..морках.
8. К одной из стен был придвинут музыкальный инструмент — не то старинное ф..рт..пьяно, не то кл..в..син. 9. Ей более всего импонировали люди с образованием. (По Е. Н. Водовозовой.)

44. Распределите данные слова на две группы: 1) слова с проверяемым ударением гласным в корне; 2) слова с не проверяемым ударением гласным в корне.

Б..к. .лея, б..ндероль, безмятежный, с..рень, вып.-чка, проев..щение, ф..л..телист, м.-л.-орапия, растр, .сти, пр..тендент, зап..стреть, к..в..лерия, пок.-яние, ел..ток, неув..даемый, сн-.гирь, „ранж.,рея, п.-скарь.

45. Прочитайте. Выпишите слова с непроверяемым безударным гласным в корне.

1. Мазурку соединили с котильояом (Боб.). 2. Над душным городом как бы сгущалась предгрозовая атмосфера последних предвоенных месяцев (Овч.). 3. Он яе был филантропом и смотрел на крестьян прямо как на «рабочую силу» (Леек.). 4. К этим сказкам я в веряулся, когда стал записывать фольклор на севере (Пришв.). S. Мне стало интересно сравнивать их с приказами других администраторов (Леек.). 6. Давно уж нет композитора на свете (Аст.). 7. Отворил камердинер, небольшого роста, брюнет, франтовато и пестро одетый (Боб.}.

46. Прочитайте. Проанализируйте написание выделенных слов. Запишите их вместе с родственными им словами в современном русском языке в виде цепочек или рядов. (В случае необходимости обращайтесь к толковым словарям русского языка.)

1. Капитану как раз дорого было в ней удивительное сочетание интеллигентности светской дамы с непритязательностью спортсмена и охотника (Конч.). 2. Сютаев рассыпался мелким бесом, запричитал речитативом (Пик.). 3. Попов явно поджидал его, стоя среди своих сокровищ — огромной коллекции гравюр У. офортов, упрятанных в роскошные фолианты зелёного сафьяна (Пик.). 4. ...Сами мясо жарили, сами салаты компоновали (Кар.). 5. «Он омарами занюхивается, когда рядом благоухает белый гриб!
У него обоняние сбито!» — «Зато обаяние есть», — сказала Аня (Кар.). Q. Жюльетта ограждала его от тривиальности буржуазных семей (Конч.). 7. Два поколения Кравцовых перед ним, подвизаясь на поприще внешней торговли, учились со вкусом носить вещи (Сл.). 8. Вульф придвинул к нему палисандровый ящик с сигарами, похвастал... (Пик.) 9. Рад видеть вас, князь. Давненько в наших палестинах? (Пик.)

47. (Изложение.) Прочитайте, вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова' проанализируйте с точки зрения словообразования, укажите производящие слова или основы. Каков фонетический состав слова семьёю? Отметьте в тексте слова с безударным гласным в корне, не проверяемым ударением. Напишите сжатое изложение.
В Васильково дедушка ссылал всех чем-нибудь пров.-нившихся перед ним кр-.стьян, которые д..лжны были, см.-тря по времени года, заниматься рубкою дров или выкорчёвыванием к..рней д.-ревьев, а также косьбою лугов, л..жащих за б. .лотами, непосредственно примыкавшими к этому жалкому посёлку. Над опальными крестьянами, которые в наказание пос..лены были здесь без своих с..мейств, надзирал особый староста, тоже простой крестьянин, единственный неопальный человек среди васильковского люда, а поэтому и живший здесь с своею с..мьёю. Этот посёлок состоял из с. .иных сараев а построек для л..ш..дей, нескольких изб, в которых жили опальные кр.-стьяне, и из к..нторы — тоже пр..стой хаты, только несколько побольше ост-.льных, — которая служила ж..лищем старосты и его с..мьи. Б..лота, бесконечные б..лота и топкие лужайки т.-нулись вокруг.

Дедушка прик-.зал пое..лить свою м..л..дую ж..ну в конторе этого посёлка.

Итак, ж. .на зажиточного помещика, жившая до тех пор в довольстве и холе, должна была пос..литься в болотистой местности и жить без всяких средств, так как муж ни при её отъезде, ни впоследствии не д. .вал ей ни денег, ни пр..визии, ни ск..та, ни прислуги.

Ссылка на б. .лота потр..сла м..л..дую женщину своею неожиданностью, проводы же кр.-стьян тронули её до глубины души, и ей стали прих.-дить мысли, которые раньше не пос..щали её.

На своё изгнание она стада см..треть как на перст пров.-дения, указывавший ей быть матерью, ут..пштельницею и помощницею ссыльных крестьян, с которыми судьба её ст-.лкнула. (По Е. Н. Водовозовой.)

48. (Предварительный диктант.) Повторите правила написания имев собственных. Обратите внимание на слова иноязычного происхождения (анархист, балкон и т. п.), писать которые требуется по изученному правилу. Основной пунктограммой диктанта является запятая при однородных членах предложения. Напишите текст под диктовку.

Пуйи — это летняя р..з..денция французского пр..з..лента Сади Карно, когда-то убитого в Лионе итальянцем-авархистом Казерио.

Небольшой двухэтажный каменный дворец, типичный для загородных домов французской буржуазии восемнадцатого века. Узкие переплётчатые окна, балконы, т..ррасы, высокие к..минные трубы на крыше. Открытая лужайка перед домом, когда-то украшенная цветниками, дорожки, ..ллейки. Сейчас густые липы, ели и старые дубы.

Когда-то у пр..з..дента были на землях стада, огороды, ..р..нжереи, конюшни и выезды — богатое поместье. Сейчас всё это в запустении — некому вести хозяйство, содержать дом в порядке, разводить цветники. Входим в дом. Внизу — гостиные, столовая, к.-бинет пр..з..дента. Он был страстным охотником, и потому к..бинет с п.-нелями тёмного дуба украшен побитыми молью шкурами зверей, ..леньими рогами, к-.нжалами, п..столетами, ружьями. По стенам висят п.-ртреты пр..з..дента и его предков.

Большая столовая говорит о своей заброшенности уже только запахом не согретых хозяйским теплом спинок массивных дубовых кресел и потускневшими стёклами в створках старинного буфета. Из столовой мы попадаем в большой холл, откуда ведёт, плавно и кругло извиваясь, широкая лестница с прекрасно выточенными п-.рилами на второй ..таж, в спальни и детские. (По Н. Кончаловской.)

49. Используя толковые словари, словари трудностей русского языка, составьте с данными словами словосочетания, позволяющие дифференцировать написание п а р оi н и м о в (от греч. para — около, опута — имя). Явление паронимии основано на частичном звуковом сходстве слов при полном или частичном различии их значения.

Антологический — онтологический, антимоний — антимония — антиномия, геенна — гиена, дискант — дисконт, комплемент — комплимент, марена — морена.

50. (Контрольный диктант.) Внимательно прочитайте текст и составьте его план. Приготовьтесь писать диктант по одной из частей текста.

Более всего я любила посещать усадьбу моего крёстного отца, Сергея Петровича Т., который жил от нас в верстах семи.

Раз в году открывали комнаты, проветривали их и снимали с мебели чехлы, — это было перед пятым тоня, в день именин крёстного отца, когда к нему наезжало множество помещиков с своими семьями, детьми, гувернантками, горничными, кучерами и лошадьми. К старости, начав похварывать, крёстный очень тяготился этими шумными съездами, но ежегодное паломничество в его усадьбу вошло в обычай.

Как только мы открывали двери его дома, нас охватывали чудные ароматы духов, которыми пропитаны были мебель и каждый уголок его комнат. У него была непобедимая страсть к духам. Зная её, каждая из его дочерей присылала ему из столицы к именинам и к Новому году какой-нибудь душистый подарок: то роскошный ящик с флаконами духов, то с гранёными бутылочками одеколона, изящную коробку с разнообразными мылами, свёрточки с душистыми свечками.

Крёстный уже по внешнему виду резко выделялся между всеми нашими помещиками, которые у себя дома сидели в простых рубашках, в широких халатах, с длинным чубуком в руках, покуривая трубку. Но в эта нестеснительная одежда не отличалась аккуратностью. Он был высокого роста и уже немного суту-к ловат; его длинная седая борода и длинные седые, несколько волнистые волосы, красивое доброе старческое лицо с удивительно ласкающими глазами внушали каждому симпатию и напоминали что-то библейское, вызывавшее искреннее почтение.

Как только мы входили в его дом, я бросалась к аему с радостным криком, затем бежала ревизовать его комнаты. Меня особенно интересовала его спальня, и я прежде всего осматривала стол, приставленный к одной стороне умывальника, покрытый широким русским вышитым полотенцем: на нём стояло несколько хрустальных ящичков с разнообразными щётками и пилками для ногтей, а в хрустальных мыльницах лежали мыла разного цвета и аромата.

Недолго посидим с ним, бывало, как уже в столовой накроют два круглых стола. Один из них заставлен закусками. На другом столе сервирован обед на три прибора.

Обед кончался десертом, состоявшим из разнообразных варений, домашнего мармелада, из сушёных и свежих плодов, орехов, варенных в меду. (По Е. Н. Водовозовой.)

ТЕСТЫ

А. Однозначно ли можно ответить на вопрос, какую букву — а или о — следует писать в словах эст..када, барх-тка, к-мпания?

Б. Что общего в написании лингвистических терминов ..бзац, ..ллофон, ..налогия, „нтонимы, „построф, ..реал, ..рхаизм и о каком их происхождении это свидетельствует?

В. Помогает ли морфемный анализ в написании слов пр-амбула, пр-вилегия, пал-садник?

Г. Помогает ли этимологическая справка в написании слов обл..ко (ср. обволакивать), об..яние (ср. байки, баять), б..гровый (ср. багр 'название цвета')?

Д. Правильно ли подобраны проверочные слова:
прерогативы — рог, привилегия — вить'


ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ

а II о, е//и, а(я)//ин, им В КОРНЯХ

Исторический комментарий. Чередования 'а//им, 'а/ /ин возникли в праславянском языке в эпоху действия закона открытого слога, согласно которому все слоги должны были оканчиваться на слогообразующие звуки, поэтому, если сочетания им, ин оказывались перед гласным, они сохранялись (сжимать, сминать); перед согласным и в конце слова они изменились в звук [э «носовое»], который передавался в старославянском языке буквой А (юсом малым), превратившимся в древнерусском языке в ['а] (ст.-ел. MATH, рус. мять).
51. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Прикасаться, к.-снуться; предпол-.жить, нал..гать, пол..г; наг.-реть, заг.-релый, изг-.рь, г..рящий, выг..рки, уг.-рный; наклониться, покл..н, кл-.няться, скл.-нный; з.-рька, з..ря, з..рево, з.-рница, з.-ревать, оз-.рять; выр-.стить, выр..щенный, Р.-остов-на-Дону, р..сток, Р..СТОВЩИК, нар-.стание, Р..стислав, отр..сль;
ск..кать, ск.-чок, проск..чить, на ск..ку; пл..вать, пл.-вец, плавательный, пл..вун; промокательная бумага, обм..кнуть, непром..каемый; р..внина, р..вномерный, ур.-внение, пор-.вняться, подр..внять, ур..вень.

52. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Б..рёт, выбирает, наб-.рает, наб..ру; ст..рать, ст-.реть, ст-.ральная доска, выт.-ртый; зад..рать, зад.-ру, выд.-рни; нап-.рать, нап-.равший, подп.-реть; ум..рать, вым-.реть, зам..рший.

53. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Повторите правила написания корней с чередующимися е//и.

1. Плохо, если у человека нет ничего такого, за что он готов ум..реть (Л. Т.). 2. Я зам..раю в восторге (Леек.). 3. Пост-.лите мне степь, занавесьте мне окна туманом (Смел.). 4. Там гаснет огонь машины и зажигается другой, огонь очага или камина (Гонч.). 5. Зам..рли далече поздние слова (Бл.). 6. Иглы сосен густо и колко уст..лают низкие пни (Ахм.). 7. О мой брат! Поэт и царь — сж-.гший Рим! Мы еж..гаем, как и ты, — и горим! (Балъм.) 8. Стекло балконной двери забл.-стало (Бун.). 9. Я плакал на заре, когда померкли дали, когда ст..лила ночь росистую постель (Ее.). 10. Нить какая-то развязана, сочетавшая года (Бл.). 54. Прочитайте. Объясните, какое лексическое значение
имеют слова с корнями роен; равн-. Укажите исключения. В выделенных словах обозначьте морфемы.

Вровень, выравнивать, выровненный (асфальт), выровнитель, заровнять (поверхность), несравненный, несравнимый (ни с чем), обровнять (края), подровнять (листы), подравняться (в отрою), поравняться, приравнять (величины), равнина, равнобедренный, равноденствие, разровнять (грядку), ровесник, сравнение, уравнение, уравновешенный.

55. Перепишите, подчеркивая корни. Запомните, какую гласную следует писать в них. Произведите фонетический анализ выделенных слов. Через 10—15 минут проверьте себя: воспроизведите по памяти перечень слов с корнями плав- /плов- /плыв:

Вплавь, выплывать, на плаву, плавание, плавательный, плавунчик ('птица'), плавучесть, плавучий, плывуны, плывучий ('жидкий'), плывущий, поплавок, проплавать, сплав, сплавщик.

56. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Произведите фонетический анализ выделенных слов.

I. Усмиряет юная пл..вчиха нравную иртышскую волну (Тат.). 2. Река под склоняющимся солнцем сверкает и искрится (Н. К.). 3. Выставлялась для общего обозрения посуда и утв..рь (Литв.). 4. Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щётка (Щип.). 5. И правда, на голос зорьки-з..рянки ответило сразу несколько голосов (Аст.). 6. Уметь пл..вать в тихой воде, в речках, да ещё в купальнях, и пл..вать по морским, расходившимся волнам — это неизмеримая, как я убедился после, разница. В последнем случае редкий матрос, привычный пл..вец, выплывает (Гонч.). 7. В росистой траве заг.-рались от солнца красные огоньки земляники (Аст.). 8. Что за конь! Ск..чи хоть на пятьдесят верст! (Л.) 9. Завязался добрый спор, сразились нар..вне: он гармонист, а я танцор (Те.). 10. Молодая берёза в лесу поднялась и р..вна и бела (Те.).

57. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Сформулируйте правила написания корней мок-, мак-.

1. Мухов просушил промокательной бумагой подписи (Сер.). 2. Скоро я почувствовал, что одежда моя стала нам-.кать (Аре.). 3. Чай впитывает запах, как пром..кашка чернила (Пауст.). 4. Бумага насквозь пром..кала от клейстера (Пауст.). 5. Нужно вареник сперва обм..кнуть в сметану (Г.). 6. Я скажу, что пакет развязался и вым..к (Паст.). 7. Придётся поискать соли на берегу моря! Нужно.. хоть обм..кнуть мясо в морскую воду (Обр.).

58. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая корни. Отметьте необходимые для проверки написания суффиксы. Поставьте ударение или подберите однокоренные слова. Распределите слова с пропущенными гласными на три группы: 1) проверяемые ударением; 2) не проверяемые ударением; 3) чередующиеся гласные в корне,

1. Для них к..пили пчелы мёд, р..стила птиц тр..ва густая, в глубинах м. .скворецких вод икру м..тала рыбья стая (Конч.). 2. Ум..р веч..р. Ночь ч.-рнеет. Ропщет море. Мрак р..стёт (Бальм.). 3. В..сна. В самом разг.-ре (Сл.). 4. Это было особенно важно для людей его типа мышления, он знал. Не логическим, а по типу внезапного оз.-рения (Сл.). 5. Ск..чи на то место, где дорогу выж-.гают (Бахр.). 6. Но когда я прекращала чтение, он быстро подн.-мал гол-.ву и с удивлением спрашивал, почему я не продолжаю (Вод.). 7. М-11 Сент-Илер была вполне осведомлена относительно того, что у нас тв.-рилось (Вод.). 8. Ой ты, з..ренька-3-.ря, з..ря в.-черняя, а кто з..реньку найдёт, тот и вон пойдёт (счит.). 9. Для меня же бл..стало дн.-вное св-.тило, ..гневое св..тило дог.-рало вд..ли (Бальм.). 10. И только заг..релое л..цо её с блестящими гл-.зами, л..цо, не знавшее к.-сметики и потому покрытое сетью мелких м..рщин, с..яет при^ ветливой улыбкой, полной женственности и д..бр..ты (Конч.). 11. Л..ца моего к.-снулись цепкие, всегда студёные листья хмеля (Аст.). 12. Душа этой молоденькой девушки преисполнилась к нему безграничною благодарностью, благоговением, дох-.дившим до покл..нения (Вод.). 13. Это же из боярского дома утв..рь (Кар.). 14. Цветы наклонились к з..мле (Бальм.). 15. И она ск..нчалась в тот час, когда во всех ц..рквах пели «Христос воскресе!», в тот час, когда, по поверью православного народа, ум.-рают только св..тые, в тот час, в который она, вероятно, тоже мечтала ум..реть, но по своему великому см. .рению не сч..тала себя достойною (Вод.).
59. (Изложение.) Прочитайте. Укажите слова с проверяемыми ударением, не проверяемыми ударением и чередующимися гласными в корне. Обратите внимание на слова или формы слов, не входящие в круг лексики литературного А языка —диалектные (от греч. dialektos — наречие, говор), характерные для территориальных говоров. Уточните их значение (например, по «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля). Напишите изложение.
В разлив осина и без листьев тряслась точно в лихорадке тонкими вершинными ветвями, жалобно постанывала; пакленик резко и низко нагибался, а затем со свистом принимал прежнее положение и тотчас же умолкал; вяз, ежели он был молод, чуть пригибался влево ли, вправо ли, уступая льдине дорогу, лениво помахивая тонкими и гибкими ветками, как бы желая страннице доброго пути; карагач лишь нeдoвольно шуршал своею шершавой, плохо выдубленной шубой; по дубу же и вовсе нельзя было определить, касаются ли его плывущие там и сям льдины. Гордые, величаво-спокойные и независимые, стояли дубы посреди моря воды, будто знали, что оно, море это, временное и что роптать, собственно, нечего, а надо набраться терпения недельку-другую — всего-то и делов. Вода уйдёт, куда ей полагается уйти, а они останутся на своих местах, не будут торопиться и с листвою — пускай это сделают ветла, осина, тополь, а дубу-то зачем спешить, когда в запасе у него вечность.

На сухих осиновых стволах вовсю трудились дятлы, — рассыпчатый треск слышался по всему лесу, сливаясь с криком сорок, торопившихся со строительством своих мудрёных гнездовий; пёстрое, перевёрнутое отображение дятла виделось где-то глубоко в тихой прозрачной воде. И мнилось, что дерево о двух вершинах и растёт одновременно вверх и вниз, а плоскость воды — место, откуда начинается этот рост. (По М. Алексееву.)

60. (Свободный диктант.) Воспроизводя под диктовку текст, подчеркивайте слова с чередующимися гласными в корнях. По желанию изменяйте текст, сокращая или упро. щая предложения. Используйте синонимы (от греч. sinonymos — одноименный), т. е. слова (или фразеологизмы) одной и той же части- речи, лексическое значение которых в большей своей части или полностью совпадает, способные заменять друг друга в тексте.

Жар спадал, в городе смутно трезвонили чуть слышные колокола, тени вытягивались и темнели. Золотые колонны света дрожали меж ярких сосен. Синие и зелёные стрекозы сновали над камышами, желтели кувшинки. Отражая тёмную зелень берегов, блестела вода. Плавные круги ширились и умирали в зелёных отблесках воды: рыба или лягушка.
Пруд был так спокоен и чист, что казалось, будто плывут два лебедя: один под водой, а другой — сверху, крепко прильнув белой грудью к нижнему своему двойнику. Но двойник был бледнее и призрачнее, а верхний отчётливо белел плавной округлостью снежных контуров на фоне бархатной зелени. Шея его лежала на спине, а голова протянулась параллельно воде, маленькая, гордая голова птицы.
— Я слышала, — сказала девушка, — что лебеди
умирают очень поэтически. Летят кверху насколько хватает сил, поют свою последнюю песнь, потом складывают крылья, падают и разбиваются.
— Да, — сказал её спутник, — птицы не люди. Птицы вообще любят умирать красиво... Например, зимородок: чувствуя близкую смерть, он садится на ветку над водой, и вода принимает его труп...
Сидор Иванович почувствовал раздражение: птица плавает, и больше ничего. Что они там особенного увидели? Почему им это приятно, а ему всё равно? Было тихо. Звенели невидимые ложечки, вечерняя прелесть стлала над водой кроткие тени. Реял сизый дымок самовара, звучал смех. И плыл лебедь. (По А, Грину.)

61. (Контрольный диктант.) Повторите вопросы, связанные с правописанием безударных и чередующихся гласных в корнях. Напишите текст под диктовку, затем проверьте себя по тексту и проанализируйте допущенные ошибки.

Все гостьи были молоды, и не знали они лучшего времяпрепровождения, чем показывать да глядеть наряды, а потом судить да рядить, но, щадя самолюбие небогатой жены полковника Любаши, Федосья платьями не похвалялась, показывала безделушки.

Сначала она выставила на обозрение эмалевую шкатулку северных усольских мастеров. На белоснежном фоне среди зелёных трав солнышками полыхали подсолнухи, оранжево-жёлтые, с прожилками чёрной эмали, а среди подсолнухов, как синие прорастающие звёзды, — васильки. Душа ласково замирала от этого синего цвета, и боярыни улыбались, беря шкатулку.
И уж только потом, наглядевшись на цветы, обращали внимание на крышку, где сокольничий в ярком жёлтом кафтане с голубым воротником пускал с рукавицы в синее небо белого сокола.

Показала подружкам Федосья Прокопьевна и чашу, сработанную царьградскими мастерами. Снаружи на золотом поле четыре царя в изумрудных одеяниях под четырьмя яблонями, на яблонях вместо яблок — рубины. Внутри чаша представляла собой свод небесный: по тёмно-синему — золотые звёзды, месяц — крупный, с хорошую вишню, изумруд и янтарное солнце. (По В. Бахревскому.)

ТЕСТЫ

А. Являются ли слова загоревал, загорел, загоревший, горемычный, загарный, выгарки однокоренными? Отметьте «лишние» слова.
Б. Сколько правил надо знать, чтобы правильно написать слова к.-соглазие, прик.-сновение, к.-сательнал, ласточка-к-сатка, к-сноязычие, закоснелый (взгляд)?
Назовите эти правила.
В. В каких словах имеется корень с чередующимися гласными м,ир-/мер-: ум-.ротворение, зам..рать, ум-рающий, вым.-рший, вым.-ренный, прим-рённый, прим ..ряем ы и ?
Г. Как объяснить правописание гласных в словах раств..римый, притворить (дверь), претв.-рить (в жизнь), сотв-рить (чудо), сотв..рчество, утв..рь, затв..рник
Так же читайте про Деловое общение

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП