Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » МОРФЕМИКАИ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФЕМИКА

Реклама


МОРФЕМИКАИ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФЕМИКА

Просмотров: 8038 Автор: admin
МОРФЕМИКАИ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФЕМИКА

А Определить состав слова — Значит выяснить, из каких морфем оно состоит. М о р ф е м а (от греч. morphe — форма) — это минимальная, далее неделимая значимая часть слова.

В изменяемых словах выделяются основа и оконча А ние. Основа слова может включать в себя одну морфему — корень (весна, лето, осень), а также несколько морфем — корень, приставку, суффикс

А (припёк, крас-ив-ый, до-счит-а-ть). Корень — это главная морфема основы, в ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов (зима, зимний, по-зимнему, зимушка, зимовье).

Некорневые морфемы называют аффиксами.
АПриставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (перечитать, сбежать) и форм слов (наилучший — форма превосходной степени; едеА лать — глагол совершенного вида). Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов (крутизна, товарищеский) и форм слов (темнее — форма сравнительной степени; читая —деепричастие).

Основа слова может быть производной, т. е. образованной от другой основы (подоконник <— окно, учительница <- учитель, зелень «- зелёный), и вепроизводной, которая не образована от другой основы и состоит из одного корня (река, утро, земля).

Основа слова может быть членимой, если в ней, кроме корня, выделяются другие морфемы (cell верный, столик, переезд), и нечленимой (белый, здесь, он).

Основа считается простой, если она включает только один корень (ящерица, искорка, перебраться); сложные основы включают два и более корня (землеустройство, кинофотолаборатория).

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении. Например, красивая — окончание образует форму женского рода, единственного числа, везу — форму 1-го липа единственного числа, пароходы — форму именительного (винительного) падежа множественного числа.

Окончание может быть материально выраженным (село. новая, веришь) и нулевым, т. е. таким, которое не выражается звуками (степь, перрон, хорош, сел}. Неизменяемые слова (далеко. крепче, взяв, ах) окончаний не имеют.

Исторических комментарии. В ходе исторического развития языка границы между морфемами и их значения могут изменяться. Так, окончания существительных женского рода -0,1-я, среднего рода -о/-е раньше были суффиксами.

Морфема может изменить свой статус при переходе слова
из одной части речи в другую. Например, окончание краткого прилагательного среднего рода бодро (дитя бодро) становится суффиксом при переходе слова в разряд наречий
(ср. начать бодро); элементы -ти. -ть, -чь неопределенной
формы глаголов (нести, бежать, беречь) в древности
имели статус суффикса. В современном русском языке они
образуют начальную форму глагола — неопределенную (инфинитив). В школьной практике морфемы -лги, -ть рассматриваются как окончания.

Морфемный анализ слова загород н\ый\

1. Имя прилагательное, склоняется (загородного, загородному), следовательно, основа загороди-, окончание -ый.
2. Основа производная, так как имеет аффиксы; членимая, так как делится на значимые части — морфемы; простая, так как корень один.
3. Окончание -ый материально выраженное, обозначает форму прилагательного мужского рода, единственного числа, именительного (винительного) падежа.
4. Родственные слова: город, горожане, град (устар.), городишко. В корне чередуются [д//т//д'//ж], оро//ра. Корень город-.
5. Одноструктурные слова к приставке: заморский, закарпатский; к суффиксу — привокзальный, прибрежный. Аффиксы служат для образования новых слов.
6. Слово загородный состоит из четырех морфем:

за-город-н-ый.

16. Установите морфемный состав данных слов. (Используйте для проверки словари.) Бельё, веснушчатый, пожароопасный, снять, я, учение, далеко, августовский, рассматривать, шефствовать, кроме, заболоченный.
17. В данных словах выделите основу. Охарактеризуйте ее как производную — непроизводную, членимую — нечленимую, простую — сложную. Шить, безветренный, часовой, зелёнка, древовидный, семяпочка, юность, зам, отворот, около, вследствие, пришкольный, она, без, листья.
18. Выпишите из текста слова в две колонки: слева — с непроизводной основой; справа — с производной основой, выделяя в ней морфемы. Что нужно для того, чтобы быть писателем? Прежде всего нужен талант. Но талант сам по себе — это только семя благородного, прекрасного растения. Чтобы пышно развиваться, чтобы дать яркие, благоухающие цветы, для него необходим целый ряд благоприятных условий. (В. В. Вересаев.)
19. Подберите к данным словам родственные (однокоренные) и выстройте словообразовательные непочки.
Образец:
баня
банька
банный
банщик
банщица
Один, три, море, мороз, сапог, свет, красный, дым, ваш, Москва.

20. Проанализируйте данные слова. Определите, в каких случаях от выделенного слова образованы новые слова, а в каких — его формы.

1. Труд, трудный, трудовой, трудящийся, трудиться, труду, труженик. 2. Ребёнок, дети, ребячиться, ребяческий, ребёнку, детей, ребятки. 3. Брать, выбрать, прибрать (к рукам), взять, берущий, брал, берёшь.

21. Распределите данные пары слов на две группы:
1) формы одного слова; 2) однокоренные слова.
Белый — белее, рука — ручка, нести — нёсший, прибить — прибил, тревога — тревожный, летать — лётчик, троллейбус — троллейбусный, дорога — дороги, горячо — горячее, два — двойка.
22. Прочитайте. Выделите слова с производными основами. Укажите аффиксы и установите — словообразовательные они или формообразовательные.

Деревья, выросшие вокруг луга, также поразили его. Тёмно-зелёные широкие листья их светлели, приближаясь к стволу, бледнели, прозрачно золотились и в самой глубине горели розовым жаром, тоненькие и розовые, как маленькая заря. Раскидистые, приподнятые над землёй корни держали на весу ствол.
(А. Грин.)

23. Прочитайте. Установите морфемный состав выделенных слов и роль каждой морфемы.
1. Двигались медленным шагом. 2. Двигались медленно, шагом. 3. Холодно зимой. 4. Холодною зимой.
5. Смотрю; а рядом перепел всю воду в луже перепил (Сев.). 6. Он опыт из лепета лепит и лепет из опыта пьёт (Манд.). 7. Сбежал с горы и замер в чаще. Кругом мелькают фонари... Как бьётся сердце — злей и чаще! (Бл.)
24. Большинство слов русского языка многозначны е, т. е. имеют не одно, а несколько значений. Но есть слова, имеющие лишь внешнее (звуковое, буквенное) сход Ж ство, это — омонимы (от греч. homonymia — одноименность). Распределите данные слова на две группы: родственные слова и омонимы.
1. Приморье, приморский, заморить, мор, уморить, морской. 2. Буря, буровой, бурить, бурный, бурильщик. 3. Опалить, пальба, палка, запалка, пальнуть.

25. Произведите морфемный анализ данных слов.
Асимметричный, трёхэтажный, подорожник, межъярусный, переплетение, суглинок, подобрав, авиапочта, посветлее, переоборудовал.


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Словообразование — это наука о процессе создания новых слов и сам процесс, при котором новые слова образуются от производящих основ.
Производящей называют основу, выделяемую в слове (или словосочетании), от которого непосредственно образовалось то или иное производное слово:
москвичка — от москвич, а не от Москва, так как это название жительницы города, где значение женскости передано суффиксом -к; а само понятие 'житель Москвы' уже отражено в основе слова москвич.

Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами.
К морфологическим способам относятся: приставочный (запеть <- петь), суффиксальный (травинка <- трава), приставочно-суффиксальный (бездомный <— дом), сложение основ (лесополоса <— полоса леса), безаффиксный (причал <- причалить) и др.
К неморфологическим способам относятся: 1) лексико-семантический, состоящий в изменении значения слова (бригадир 'военный чин' и бригадир руководитель бригады рабочих'); 2) морфолого-синтаксический, состоящий в переходе слова в другую часть речи (учащиеся — причастие и учащиеся — существительное); 3) лексико-синтаксический — сращение словосочетания в слово (тотчас <— тот час).
В процессе словообразования новые слова возникают как производные, вне зависимости от того, какой была производящая основа: непроизводной или производной. Возникают словообразовательные цепочки, в начале которых находится слово с непроизводной основой, например:

беседа
^собеседник
беседовать
собеседница
побеседовать пробеседовать
собеседовать
собеседование
Словообразовательный анализ предзимний

1. предзимний — 'происходящий перед зимой*
2. Производящей основой является основа слова зим-а.
3. Образовано посредством одновременного присоединения приставки пред- и суффикса -к-.
4. Способ словообразования — морфологический, приставочно-суффиксальный.
5. Словообразовательная цепочка: предзимний <— зима.
26. Объясните, какая основа является производящей для данных слов. (Итоги своей работы проверьте по «Школьному словообразовательному словарю» 3. А. Потихи.)

Приморский (море, морской); конник (конь, конный); пильщик (пила, пилить); беготня (бег. бегать); звоночек (звон, звонок).

27. Определите способ словообразования данных слов, указав для них производящие основы.

Барабанщица, по-царски, забаррикадировать, баснописец, восхищённо, враждебность, межгосударственный, сенозаготовитель, подогрев, горошинка.
28. Из данных слов постройте словообразовательные цепочки.
1. Подписывать, подпись, подписываться, подписка, писать, подписчик, приписывать, подписать, приписка, приписать. 2. Тройка, троечник, три, троица, тройник, тройня, трое, тройственный, втрое, втроём.


МОРФОЛОГИЯ И ПРАВОПИСАНИЕ

Морфология (от греч. morphe — форма, logos — учение) — это грамматическое учение о слове как части речи, о формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, категорий. 
Морфология тесно связана с правописанием, поскольку обращена к слову, построенному из морфем, написание которых во многих случаях зависит от частеречной принадлежности (например, к и нн в причастиях и прилагательных) и опирается на принципы русской орфографии, требующие единообразия в оформлении морфем (о сестре — о тётке). Общие правила касаются всех типов морфем любых частей речи.


ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ

Гласные в безударном положении пишутся так же, как и под ударением: 1) в корнях: водить — водит, синеть — синий; 2) в приставках: подкачать — подступ, отбывать — отбыл', 3) в суффиксах: подводник — проводник, меловой — медовый; 4) в окончаниях: в поле — в письме.

Примечание. В корнях глаголов безударный гласный нельзя проверять глаголами несовершенного вида с суффиксами -ыва-/-ива-: наколоть — наколет, но не накалывать.

29. К данным словам подберите родственные с ударными гласными в корнях.
Зализать, залезать; посидеть, поседеть; навивать, навевать; освещение, освящение; умолять, умалять.

30. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите морфемный состав слов.

Блокировка, вып..чка, зач.-стить, кн..жение, обл.-ниться, ограждённый, подмастерье, проз.-лень, тр..п..тать, утяжелённый.

31. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и указывая в скобках проверочные слова.

Б..р..датый, в..рсистый, единичный, ж.-лёзка, зав-.зь, зачарованный, изв..яние, разд-.валка, смягчение, ув..дание, фрахтовать, хв..статый, пв.-тистый, ч.-рнеть, щ..бетание, ..довитый.
32. Перепишите данные словосочетания с о м о ф он а м и (слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному), вставляя пропущенные буквы. Мотивируйте выбор гласного родственными связями слов. Выделите корневые морфемы.

Выт..чка на платье — выт.-чка деталей; нащ-.пать лучины — нащ-.пать травы; удариться оз..мь — зазеленела оз.. мь; об.. жать полный круг — об.. жать слабых; отв..рить вермишель — отв-.рить окошко;

п.-р.-дировать на плацу — п..р..дировать поэта; посв-.тить фонарём — посв-.тить романс; проживать в Омске — проживать пирожок; развивается знамя — развивается ребёнок; скрепить печатью договор — скр..петь зубами во сне.

33. В данных словах выделите корни с безударными гласными. Объясните, почему нельзя в качестве проверочного слова использовать некоторые слова словообразовательной цепочки.

Заготовлять — заготавливать — заготовить; омолодить — омолаживать — молод — молоденький; отловить — улов — отлавливать; затопишь — отопление — отапливать; подкопать — подкапывать — подкоп; скапливаться — скопиться — накопишь.

34. Прочитайте. «Опознайте» изучаемую орфограмму, выпишите слова с безударным гласным в корне. Укажите проверочные слова.

1. Лодка колышется на волнах, как люлька (Пришв.). 2. Уже смеркалось (Ч.). 3. Гуси — совсем как первые старики по дороге в деревенскую церковь (Пришв.). 4. А я? Как стар! Как изменился! Не молодит меня весна! (Од.) 5. Предрассветный ветер задувал с моря и шевелил листья над головой (Пауст.). 6. Она осветилась радостью и тихо произнесла [что-то] (Леек.). 7. Самый весёлый смех — это смеяться над теми, кто смеётся над тобой (Ключ.).
8. Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оторвалась (Аст.). 9. Это развлечение по мне (Боб.).
16. Простота есть главное условие красоты моральной (Л. Т.).
35. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах морфемы с проверочным написанием гласных.
I. З.-водь, з..стройка; пр.-игрыш, пр-.ветривать; д..верие, д..пуск; c-.бранный, с..товарищ; ..краска, ..крик; н.-дпись, н-.двратный; пр-.дместье, пр.-док. 2. Зл-.сть, горд..сть; баран.-на, свин..на; снеж.-нка, горош-.нка; пах..рь, звон.-рь; заб..та, крас..та; им..чко, крыл.-чко. 3. О друг.. , о свобод.. , о ковр.. ; около черелш.. , около земл.. , около святын.. ; за стол..м, за друг-.м, за занавес..м.
36. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проанализируйте написание безударных гласных (повторите пройденный материал). Выделите морфемы с опорным написанием.
Отбушевав, лето перел-.валось в умиротворённый август Пл..ды от-.желили землю, и это было её торжеством. Она тотч..с успокаивалась, как мать, родившая д..тя, и погружалась в сон, чтобы с..мой себе присниться маленькой девочкой. Сон этот всякий раз оборачивался явью. И всё начиналось зан..во: оттаивать, расти, цв..сти и р..дить с..мою себя. В этой вечн..й переменчивости и была заключена незыблем..сть мира — опора жизни человеку.

Люди этак не умели. Не считаясь со врем. .нем года, они зат..вали д..ла самые прехитрые, рассчит-.вая, что устраиваются на целый век, а то и на в..ка. Но они уж в том были м..л..дцы, что одинаково умели радоваться и з..ме, и в..сне, и лету, и ос. .ни. Теперь радовались августу. (По В. Бахревскому.)

37. (Предварительный диктант.) Прочитайте, вставляя
пропущенные буквы. Уделите внимание случаям опорного написания (небу, душевный, слившись и др.). Выделенные слова
разберите по составу, укажите способ их образования. Заметьте, что большая часть предложений — сложноподчиненные, а
осложнение простых представлено обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями — одиночными и в составе оборотов. Напишите текст под диктовку.

Выйдя на невысокий бер..г Клязьмы, я остановился; необыкновенная т..шина окружила меня. Изр..дка
в изнеженном л. .су, среди почти ог..лившихся от
х.-л.-дов деревьев, едва слышно ш.-птал что-то ветер,
но скоро опять наступало безмолвие. Иногда оно делалось таким глубоким, что к.-залось слышно шуршание пл-.вущего по небу над г..л..вой плотного белого
обл..ка. Когда солнце нак-.нец освоб. .дилось от него,
лес вновь заг..релся з.-лёным, красным, жёлтым цветом ув..дающих деревьев.

Т..шина и красота вел-.чаво господствовали здесь;

д..вно забытый в обычном м..ру душевный покой овл..дел мною, — я созн-.вал, что поз..ди — за лесом, дорогой, избами — осталось нечто врем-.нное, упорно дог..няемое мною, но пост..янно ускользающее. Чаще всего оно з..вётся надеждой, иногда — верой.

Недв-.жимо замерев в самом центре русской з..мли, я с каждым мгновением с необычайной ясностью ощущал, что л.-жащий вокруг меня мир вечен. Что это Солнце, это Небо, эта Р..ка были для предков м..их предков б.-жествами. Вот здесь, кл.-нясь, они целовали Землю, и то была самая нерушимая клятва. А над всем и всеми ст..ял великий русский бог Род, от имени которого пошли Природа, Родина, Народ...
(По Г. Осетрову.)

Вопросы. Являются ли в современном русском языке слова род, природа, народ, родина однокоренными? Какие родственные слова имеются у данных слов в настоящее время?

38. (Контрольный диктант.) Внимательно прочитайте текст и прокомментируйте его. Приготовьтесь писать диктант по одной из частей.

Семьдесят пять вёрст до деревни мы должны были сделать в два дня, но для этого заготовляли целые вороха всякой снеди, предназначенной как будто для прокормления огромного полка, выступавшего в поход. Накануне уже с раннего утра то повар вносил в залу готовые бисквиты в бумажных коробках и по комнатам проносился залах жжёной бумаги, то горничная входила с блюдом булочек разнообразной формы или с жареными гусями, курами, цыплятами. А каких только пирожков не заготовляли для этого случая!

Наш переезд в деревню скорее походил на «великое переселение народов». До двадцати телег, нагруженных нашим имуществом, были расставлены друг за другом. Лошади были увешаны бубенцами, а к дуге коренника подвесили большой и звонкий колокол;

три лошади экипажа были запряжены кряду тройкой, и ими управлял кучер; но едва ли одна тройка могла бы стащить такую махину, как наш экипаж, прозванный «Ноевым ковчегом», а потому в него были впряжены ещё две лошади впереди, и ими управлял крестьянин, сидевший верхом на одной из них.

Боже мой! Чего только не было с «Ноевым ковчегом» во время переездов: он вдруг то выкидывал удивительное сальто-мортале и при высоком для себя скачке вверх трясся, точно живое существо от страха перед чем-то страшным, то накренялся в одну сторону или в другую, то начинал трещать и скрипеть в такой степени, что, казалось, мы вместе с ним будем разбиты вдребезги. При этом мы ударялись о бесчисленные металлические скрепы и гвозди с внутренних его боков. Дорожные вещи, укреплённые по внутренней обивке экипажа, беспрестанно срывались со своих мест и падали на головы сидящих. (По Е. Н. Водовозовой.)

39. Проанализируйте данные пары слов, указывая варианты: литературного, языка, устарелые, разговорные, просторечные; охарактеризуйте их. Какие из приведенных слов нужно использовать в качестве проверочных для родственных слов с безударным гласным в корне?

Обусловливаться — обуславливаться, опорочивать — опорачивать, раззадоривать — раззадаривать, сосредоточивать — сосредотачивать, сострагивать — состругивать, удостоивать — удостаивать, узаконивать — узаканивать, уполномочивать — уполномачивать, условливаться — уславливаться.
Так же читайте про Деловое общение

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП