Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » ОРФОГРАФИЯ И ГРАФИКА. ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ

Реклама


ОРФОГРАФИЯ И ГРАФИКА. ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ

Просмотров: 16725 Автор: admin
Русский язык: 90 основных правил русской орфографии для школьников и абитуриентов:

Настоящее пособие является тренировочно-справочным комплексом по закреплению и развитию орфографических навыков у учащихся старших классов и лиц, окончивших среднюю школу и занимающихся самостоятельным повторением курса русского языка. Кроме того, оно может быть использовано школьниками для углубленного изучения русской орфографии в пределах программы по русскому языку, предусмотренной для каждого класса.

Пособие представляет собой первую книгу комплекса. Вторая книга посвящена основным правилам русской пунктуации.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая книга представляет собой комплексное учебное пособие, адресованное учащимся-старшеклассникам, абитуриентам, учителям, в также всем тем, кто заинтересован в самостоятельном повторении полного курса русского правописания — орфографии и пунктуации.

Пособие включает две части. Перед вами первая из них — «Орфография». В книге подробно изложены основные правила орфографии (отмечены знаком Ш), принципы, на которых она базируется, представлен подробный теоретический материал, способствующий пониманию научной основы русского правописания — сведения о составе слова (звуковом и морфемном), о словообразовании, о специфике каждой части речи, которая определяет правила использования данного грамматического класса слов в речи и написания их (определения отмечены знаком А). По ряду важнейших вопросов дан исторический комментарий, помогающий понять, как сложились некоторые традиции правописания, сформировались особенности словоизменения частей речи и т. п. В ряде заданий к упражнениям разъясняются проблемы лексикологии, связанные с культурой устной и письменной речи.

Упражнения носят различный характер: от традиционного грамматического разбора, тренировочных заданий (типа «вставьте пропущенные буквы и объясните их написание», «предварительный диктант») до контролирующих и творческих («написать изложение/сочинение»). Они как бы ведут за собой: от подробных комментариев — к все более самостоятельным решениям и выбору, в чем проявляется развивающий характер заданий.

ОРФОГРАФИЯ И ГРАФИКА. ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ

Русский язык, как и все языки мира, является «системой фонетических, лексических и грамматических средств»1, служащих для выражения мыслей, чувств, воли — всего, что способствует общению людей, осуществляемому с помощью речи. Устная и письменная речь строится по определенным законам и правилам, и это обеспечивает ее понимание всеми говорящими на русском языке.


ОРФОГРАФИЯ

Орфография (от греч. orthos — прямой, правильный, grapho — пишу, дословно «правильное письмо») — это свод правил, устанавливающий единообразие написания слов, их частей и форм. Она включает пять основных разделов: 1) передача звуков (фонем) буквами в составе слова; 2) слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написания слов; 

3) употребление прописных (больших) и строчных (малых) букв; 4) правила сокращения слов; 5) правила переноса слов.

Орфография имеет систему принципов.
Ведущий принцип русской орфографии — морфологический. Он требует единообразия в передаче на письме морфем, их фонемного состава (одной буквой на письме обозначается фонема — вне зависимости от реального произношения в устной речи) и касается написания безударных гласных (дрозды — дрозд), звонких и глухих, непроизносимых согласных (трубка — трубочка, просьба — просить; здравствуй — здравый), а тькже суффиксов, приставок и окончаний существительных, прилагательных, глаголов (подвёл — подсказал, красота — красоты, в старом замке — на большом столе, водишь — летишь и т. п.).

Фонетический принцип касается написания приставок на -з//-с (без-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-.низ-/нис-, раз-fpac-, роз-/рос-, через-/черес-), чередующихся гласных в корне (гор-/гар-, зор-/зар-), букв и иы. после приставок на согласную. Следуя этому принципу, надо писать так, как указанные элементы слышатся (безучастный — бессердечный, возражать — восставать, изучить — исследовать, низвергаться — ниспадать, разграничить — растрогать, раздача — розданный, рассыпал — россыпи, чрезвычайный — чересседельник; загар, зорька; игла — безыглый).

Принцип традиционного написания распространяется на случаи, в которых выбор буквы не мотивирован в современном русском языке, хотя может существовать его историческое объяснение. Потрадиции пишутся окончания -ого/-его прилагательных, местоимений, причастий, порядковых числительных в форме родительного падежа единственного числа (апрельского, твоего, успевающего, восьмого).
Традиционное написание корней следует запоминать.

Слова пишутся на письме опорно, если каждый звук в них отчетливо слышен (фонема в сильной позиции: там, дол, крупа); в большинстве случаев необходимо пользоваться проверочными словами (травка — трава, долина — дол). Кроме того, имеются дифференцирующие написания для различения смысла слов и грамматических форм, которые звучат одинаково (поджёг бумагу — сгорел из-за поджога; плач ребёнка — не плачь от обиды;

балл — бал).

Правила слитных, раздельных и полуслитных (дефисных) написаний строятся на лексико-синтаксическом принципе, состоящем в разграничении словосочетаний и слов (невысокий кустарник — не высокий кустарник, а стриженый газон вокруг дома; дикорастущий — дико растущий в горах;

тяжелораненый - тяжело раненный в бою)^ а так^ же на словообразовательно магическом принципе, поясняющем неохмость или отсутствие в сложных существите прилагательных соединительных гласных -О- суффиксов в первой части (кашевар, кожзаменитель.
вагон-весы, машиностроитель — машинно-тракторный). Некоторые слова пишутся слитно или раздельно по традиции (по одному — поодиночке).

Принципы и правила сокращения слов требуют: не опускать первую букву (область — обл.), опускать минимум две буквы (север — с., но: юг — ю.), не заканчивать сокращение буквами ь, ъ, и, гласными (русский — рус. и русск.). Типы графических сокращений немногочисленны: точечные (посёлок — пос.), дефисные (фабрика — ф-ка), косолинейные (абонементный ящик — а/я), комбинированные (железнодорожный — мс./д.).

1. Прочитайте. Назовите принципы русской орфографии.

Погода стояла блаженно тихая. Воздух был золотист, и облака как золотые кущи... Малиновой стеною поднимался кипрей, нога пружинила на затейливом ковре из брусники, вереска и мхов. Среди кипрея стояли берёзки, ростом — дети, видом — старички. На побережье они принимали на себя все тяготы северной жизни: мороз и ветер.

С детства надорвавшись над непосильной ношей, берёзки на побережье были низки, но невероятно живучи. Их гнутые-перегнутые тельца были сплетены не из древесины, а из железных жил, не поддающихся топору. (По В. Бахревскому.)

2. (Изложение.) Прочитайте. Выделите случаи отступления от морфологического принципа орфографии в пользу фонетического или традиционного. Укажите слова, которые пишутся в соответствии с правилами о слитном, раздельном и полуслитном написании. Составьте план текста и напишите по нему изложение.

Когда дедушка написал своей дочери в институт о том, что он вторично женился, моя матушка, тогда ещё девочка-подросток, страшно испугалась, что у неё будет мачеха, которую она представляла себе не иначе, как в виде злой, сварливой, старой классной дамы, которой ничем нельзя угодить, с ненавистью относящейся к своей падчерице. Отец не говорил ей даже о том, каких лет была её мачеха, не говорил, как она догадалась потом, вероятно, потому, что его жена была гораздо более чем вдвое моложе его, к тому же он был человеком властолюбивым, старозаветным и весьма крутого нрава. Он и для того времени слишком строго расправлялся со своими крестьянами и суровоотносился к домочадцам.

За всё время воспитания в институте моей матери он не только ни разу не навестил её, но, будучи человеком весьма зажиточным, не посылал ей даже гостинцев, хотя по натуре вовсе не был скупым. Он не выказывал ни жене, ни дочери никаких чувств, так как находил, вероятно, что простые человеческие отношения к близким могут уронить в их глазах его авторитет главы семейства, — идеи Домостроя тогда ещё не совеем исчезли в русском обществе.

Хотя дедушка не видал своей дочери за всё время её воспитания, но как только он отправился с нею в дорогу, так сейчас же начал обрывать её каждый раз, когда она живо заговаривала с ним о чём-нибудь, наставительно и торжественно внушал ей, что она обязана видеть в нём только отца, а не свою «подружкумилушку», и что потому-то для неё неприлично трещать с ним, как трещотка: она должна лишь почтительно и благопристойно обращаться к нему. Ни малейшего спора не только с дочерью, но и с женою он не допускал, усматривая в этом унизительную для себя фамильярность. Уже сам по себе его наставительный тон отталкивал от него и мешал просто, по-человечески относиться к нему. (По Е. Н. Водовозовой.)


ГРАФИКА

Г р а ф и к а (от греч. grdpho — пишу) рассматривает совокупность средств, используемых для фиксации речи на письме: буквы, знаки пунктуации и ударения, дефис, параграф, апостроф, абзац. Графика во многом связана с орфографией, но ее основной предмет — буква.

Буквы составляют алфавит, кансда имеет прописную и строчную разновидности Вв и т. д.), за исключением ь. ъ, ы (прописная оук используется при передаче иноязычных назван).

В русском алф-.вите (азбуке) есть:

1) буквы, которые не обозначают звуков речи, — это ь и -5;
2) буквы, передающие на письме два звука — твердый и мягкий, — это большинство согласных (рад [р] - ряд [р']):
3) две буквы могут передавать один звук (моль [л'], считать [ш']);
4) буквы е, ё, ю, я, которые обозначают два звука в начале слова, после другого гласного и после ь и ъ (ель, ёлка, юла, яд; моя, мою, моё, моего; третья, подъезд).

Примечание. После согласного указанные буквы передают один гласный звук (лес [э], пёс [о], люк [у], ряд [а]).

Основной принцип русской графики — слоговой, т.е. буквосочетательный: мягкость и твердость согласных, а также фонема <й> на письме передаются сочетанием букв. Например, в словах мал — мял в графических слогах ма и мя, буква а указывает на твердость, а буква я — на мягкость предшествующего согласного; в словах бадья, её, объезд, район, бульон фонема <й> передается сочетанием букв и их позицией в слове.

3. Прочитайте. Назовите звуки и буквы; установите соотношение между ними. Укажите гласные и согласные.

Белой ночью месяц красный Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный, Отражается в Неве. (А. А. Блок.)

4. Прочитайте. Установите звуковое значение букв е, ё.
ю, я. Затранскрибируйте слова, содержащие эти буквы. Определите количество букв и звуков в тексте.

Ночью вьюга снежная

Заметала след.

Розовое, нежное Утро будит свет. (А. А. Блок.)

5. Прочитайте. Проанализируйте, с какой целью использованы заглавные буквы в тексте.

Антон молча подсел к костру, он то хмурился, то улыбался. Друзья не торопили его, только Юл подкинул в огонь пару сучьев. Стало чуточку посветлей.

Антон ударил себя по колену:
— В Плеядах есть разум — Искинт1!..
Он построил себе Игру, ведь для него наша
жизнь — это умственная игра...
— А дальше? — скулы Лю Банга обострились. —
Ты вполне убеждён, что он наш союзник? (По Д. Биленкину.)

6. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Мотивируйте свой выбор.
Ветер (с) (Н, н)еаы тр. .пал (О, о^рлёные штандарты. Описав (полу)(кружие), возок нырнул (под)тулкую арку (Г, главного (Ш, iu/габа. (За) (Д, (дворцом (С, Строгановых, ухнув на р..згоне fc^M.-ста, возок (про)л..тел мимо гр-.мадных в..трин, (за )ти. .морозью которых неж-.лись дары троп..ков: груды ананас.. и апельсин.. , восковая соч..нос..ть финик.. , т..ж..лые гроз-.ди винограда (над)У10.ртз,.. Пановыми тортами. (По В. Пикулю.)

7. Распределите данные наименования по группам согласно правилам написания прописной буквы в них. Назовите эти правила.

Заполярье, Северная Пальмира, Аполлон, Мельпомена, Подмосковье, Фаренгейт, Антарктика, Ближний Восток, Белый дом (США), г. Великие Луки, День независимости Индии, Австралийские Альпы, Валдай, Пенза, Библиотека иностранной литературы. Древняя Русь, Мемориальный музей космонавтики. Острова Зелёного Мыса, Орловский областной краеведческий музей, Цельсий, г. Судовая Вишня, Ватиканское государство, Пулковский меридиан, пустыня Сахара.

8. (Предварительный диктант.) Прочитайте. Повторите принципы орфографии, найдите традиционные, непроверяемые написания; проанализируйте, как использованы прописные буквы, обратив внимание на имена собственные. За Искинт — искусственный интеллект.
9 помните особенности использования знаков препинания, дефиса. Какова роль абзаца в тексте? Напишите текст под диктовку.

...В истории человечества было немало периодов, когда здоровые идеалы красоты временно заменялись нездоровыми. Подчёркиваю: я имею в виду только здоровый идеал, канон, называйте его как хотите, — в природе никакого иного быть не могло. Да и во всех культурах в эпоху их наибольшего расцвета и благоденствия идеалом красоты было здоровое, может быть, с нашей современной точки зрения, и чересчур здоровое тело. Таковы, например, женщины, которых породили матриархатные общества Крита и протоиндийской, дравидийской цивилизации, древняя та. средневековая Индия. Интересно, что у нас в Европе в средние века художники, впервые изображавшие обнажённое тело, писали женщин-рахитичек... И немудрено — им служили моделями запертые в феодальных городах женщины, почти не видевшие солнца, лишённые достаточного количества витаминов в пище. Они все одинаковы, эти патологические, трагические фигуры Ев, «святых» Ариадн и богинь пятнадцатого века на картинах Ван-Дейка, Бурдиньона, Ван-Геса, деЛимбурга, Мемлинга, Иеронима Боша, Дюрера, Луки Кранаха, Николая Дейтша и многих других. Ранние итальянцы, вроде Джотто и Беллини, писали своих красавиц в кавычках с таких же моделей, и даже великий Сандро Боттичелли взял моделью своей Венеры типичную горожанку. (По И. Ефремову.)

ТЕСТЫ

А. Определите, когда используется прописная (заглавная) буква, назовите принцип:

эпоха (В, в)озрождения — (В, в)озрождение национальных традиций; древнеславянский бог (П, л)ерун — метать (П, п) вруны.

Б. Определите, какую букву принято использовать в крылатых выражениях, связанных с именами тех или иных героев: (Г, г)ордиев узел, (Д, д)амоклов меч, (М, м)амаево побоище.


ФОНЕТИКА

Русское письмо — фонографическое:

буквы передают звуки языка — фонемы. Речь устная (как звуковой поток) изучается фонетикой (от греч. phone — звук) — наукой о звуках, их закономерных чередованиях и сочетаниях в слогах, об ударении и интонации, о фонетическом членении звукового потока на фразы, такты, фонетические слова и слоги, т. е. обо всех материальных единицах русского языка. Минимальной, но важнейшей из них является з в у к. В русском языке 6 гласных: [а], [о], [э], [и], [ы], [у] и 37 согласных звуков: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'1. [Д]. [Д'1 [ж], [ж'], [з], [з>], [и], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п]. [п'], [р], [р'], [с], [с'], [т], [т']. [ф], [ф'], [х], [х-], [ц], [ч'], [ш], [ш'1.

Звуки речи в одной и той же морфеме могут заменять друг друга. Различаются исторические чередования и фонетические мены.

Исторические чередования звуков нельзя объяснить законами современного русского языка, их возникновение уходит в глубь его истории.
Например, чередование [о], [э] с нулем звука (сон — сна, лесть — льстивый) относится к историческим: оно развилось после утраты системой гласных редуцированных [ъ], [ь], которые в древнерусском языке в сильной позиции изменились в [о], [э], а в слабой исчезли.

К основным историческим чередованиям звуков в русском языке относятся:

Чередующиеся Примеры исторических звуки чередований
[а//о] равный — ровный
[э//и] (е//и) утереть — утирать
['а//ин//н] жать — сжинать — сожну
['а//им//м] жать — сжимать — сожму
[У//ОН][У//м] звук — звон дуть — надменный
1У//'а] (у//я)[Г//Ж//3] звук — звяк подруга — дружба — друзья

Чередующиеся звуки

Примеры исторических чередований

[К//Ч//Ц]
[д//ж//жд]
[Т//Ч//Щ]
[ск//ст//ш]
[Х//Ш]
[3/,/Ж]
[С//Ш]
[б//бл']
[П//ПЛ']
[М//МЛ']
[В//ВЛ']

окликать — клич.
дич — восклицать
ограда — огорожу — ограждение
свет — свеча — освещение
блеск, блестеть — блещет
сухой — суша
возить — вожу
носить — ношу
любить — люблю
капать — каплет
кормить — кормлю
ловить — ловлю

Фонетические мены звуков речи зависят от позиции, какую занимает звук в слове, и объяснимы фактами современного языка. Например, рады — рад — мена глухого и звонкого согласных [д//т] в корневой морфеме [рады — рат] объяснима тем, что перед гласным звук [д] слышится отчетливо, а в позиции абсолютного конца слова на его месте произносится звук [т].

К основным фонетическим менам относятся:
Чередующиеся звуки Примеры фонетических мен
[о//.\//ъ] [воды] — [влда] — [въд^нои]
[а//л//ъ] [травы] — [трлва] — [тръв^нои]
['о/УиУ/ь] [н'ос] — [H'H'cy] — [н'ьсуны]
['а/УиУ/ь] [п'ат'] — [n'HYii] — [п'ь r'aa'^c'aridv]
[W/irV/b] [с'эм'] — [c'u^M'A] — [с'ь м^д^с^тыи]
ГЛУХОЙ//ЗВОН- [нлга] — [нок]
кий: [г//к]
и т. д.
твердый//мяг- [6'ЭЛЫМ] —— [6'H^'3T']
КИЙ: [Л//Л']
и т. д.

Примечание. Фонетические мены звуков не отражаются на письме, а исторические чередования — отражаются.

9. Сравните слова. Выделите чередующиеся звуки в морфемах. Установите тип чередований: историческое или фонетическое.

Воз — возы, наклон — кланяться, начало — начни — начинать, беру — собирать, душа — дух, бегать — бежать, беда — беды, вымокнуть — обмакнуть, кормить — кормлю, сад — сады, мять — сминать, взять — возьми, стоя — остановка, бег — бегу — беги, писать — пишу, лицо — лик, ходить — хожу — хождение, земляной — земля, день — дня, сон — сна, просить — просьба, борец — бороться — (поле) брани.


ОРФОЭПИЯ

Орфоэпия (от греч. orthos — правильный, epos — речь) — это совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний.

Произношение гласного звука зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится.
Все гласные отчетливо различаются только под ударением (дар [а], ров [о], зуб [у], клин [и], был [ы], эра [э]). В безударном положении гласные подвергаются редукции — теряют часть долготы, изменяют свое качество, поэтому их произношение становится неотчетливым ([стол] — [стлла], [дал'] — [вдллй]).

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

В остальных В первом предударном В заударных слогах предударных слогах слоге Гласный под после после после после ударением после после твердого мягкого твердого мягкого твердого мягкого согласного согласного согласного согласного согласного согласного [Ъ] М [Л] и3] [а] м [ь] [Ъ] [Ь] N и3] [0] М ь] [ь] — и3] э] ь] — [И] — и] и] — и] [ы] [ы] — Ы] [ы] — [У] 1'у] [У] ГУ] [У] [У] ['У]

10. Прочитайте текст, произнося гласные звуветствии с правилами литературного произношения.

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет...
С ним и без света миру светло.
Но ещё ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет. (А. А. Ахматова.)
[нашъ св^пГэнъиь р^м^сло
супГи^твуйьт тыс'ь ч'и л'эт//
сн'им иб'и3 св'эть м'йру светло//
но упк^аГо н'илд'йн н'ь склзал плэт/
што мудръс'т'и н'эт/ и старъс'т'и н'эт/
а можът/ и см'эрт'и н'эт//]

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Особенности произношения согласных звуков Примеры
1. Взрывной звук [г] на [б^гу] - [б'эк], [другу] конце слов оглушается (на [друк], но: [боуь], его месте произносится [к]), произношение щелевого допускается в словах Бога, [у6спъд'и], [блауь], [блуатыи] Господи, благо, богатый 2. Звонкие согласные, кро- [дубы] — [дуп], [труба] — ме [р], [л], [н], [м], на кон- [трупкъ], [клс'йт'] — це слов и перед глухими согласными оглушаются, [к.\з'ба], но [в'этры] а глухие согласные перед звонкими (кроме [р], [л], [н], [м], [и], [в]) озвончаются
3. Все согласные, кроме [лкно] — [в.\ кн'э], [ж], [ш], [ц] — всегда твер- [б^да] — [6'H^'a], но: дых, — перед [э], [и] становятся мягкими. Но в не- [клшнэ], [рэк'ьт] которых словах иноязычно- го происхождения соглас- ные перед [э] остаются твердыми

Особенности произношения согласных звуков Примеры
4. Перед мягкими согласными твердые также становятся мягкими, однако здесь возможны колебания [хв6с'т'ик], [п6н'ч'ик], (в*йун], но: [сйэс*т1] и [с'йэс'т'1, [выч'иел'ат*] и [выч'ис'л'ат']
5. На месте чн непоследовательно произносится [шн] или [ч'н] [скушнъ], [клн'эшнъ]; [дач'ныи], [в'эч'ныи]; [мллошныи] и [м;\л6ч'ныи]
6. На стыке морфем звуки [з] я [ж], [з] и [ш]. [с] и [ж], [с] и [ш]. [з] и [ч'], [с] в [ч*] произносятся как долгие шипящие звуки [ж] и [ш'] изжить [ижыт'], расшиб [рлшып], сжать [жат'], резчик [р'эш'ик], писчая [п'йпГьиь]
7. На месте чт в словах что, чтобы, ничто: произносится [шт] [што], [штобы], [н'ишт6]; ср. нечто [н'зч'тъ]

Фонетический анализ слова язык

1. В слове два слога: я-зык; 2-й слог ударный.
2. [йи^ык].
3. В слове 5 звуков: 2 гласных — [а] и [ы], 3 согласных — [и], [з], [к].
4. Звук [а] безударный, подвергается редукции в 1-м предударном слоге, на его месте произносится [и3] после мягкого согласного. Звук [ы] ударный.
5. Звук [и] звонкий, мягкий, непарный. Звук [з] звонкий, твердый, имеет пару по глухости — [с], по мягкости — [з']. Звук [к] глухой, твердый, имеет пару по звонкости — [г], по мягкости — [к'].
6. В слове 4 буквы, 5 звуков. Йотированная буква я передает два звука — [и] и [и3], так как она стоит в начале слова.

11. Пользуясь орфоэпическим словарем РУ0"601'0-8^. установите, как ^следует произносить чн в данных Сердечный, пустячный, игрушечный, конечно, нарочно, скучно, ошибочный, сливочный, дачный, "и" китичва, яичница.
12. Пользуясь орфоэпическим словарем русского языка, определите, как произносятся согласные перед е [э] в данных словах. Адекватный, бассейн, дециметр, дефис, кекс, метр, пепси-кола, регби, регресс, сервис, террор, феномен.
13. Установите, какие звуки произносятся в данных словах на месте выделенных букв. Разжуй, расшатал, из шубы, без жалости, с Женей, с шуткой, гигантский, местность, праздник, сердце, солнце, чувство, вожжи, дребезжать, езжу, позже, резчик, переписчик, перебежчик, смазчик.
14. Пользуясь орфоэпическим словарем русского языка, поставьте ударение в данных словах. Алфавит, балованный, документ, звонить, звонит, искра, каталог, катарсис, квартал, красивее, мельком, некролог, обеспечение, поняла, принять, приобретение, статуя, феномен, хаос, эксперт.
15. Затранскрибируйте текст. Произведите фонетический анализ выделенных слов.

Благоуханных дней теченье Сменяют тяжкие года, Но этих прошлых дней значенье Неизгладимо никогда... (А. А. Блок.)
Так же читайте про Деловое общение

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП