Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?

Реклама


ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА (КОНКУРС)

Просмотров: 3744 Автор: admin

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ

Манойло О. Е.

Донецкий государственный университет управления

 

В любой первичной группе, которая характеризуется постоянными контактами между ее членами при выполнении общей задачи, на определенном этапе появляется лидер. В проектной команде роль руководителя выполняет проект-менеджер. Однако не все руководители обладают необходимыми лидерскими качествами.

Этому вопросу уделяли внимание такие ученые как Баева О.,

Кноринг В.И.,  Кудряшов Л.Д., Юшин В.П., Нагаев В.М., Анисимов О., Мирошниченко П.В., Довгопол И., Питер Ф. Друкер, Попов В.М., Беседин И.О, Беляцкий Н.П., Шекшня С.В.

Целью работы является анализ изменений лидерских качеств менеджеров, необходимых в современном бизнесе

С точки зрения психологии, лидерство в команде представляет собой необходимый этап создания первичной рабочей группы и носит неформальный характер. В то же самое время руководство является по своей природе формальным и характеризуется формальным процессом назначения, закрепленным в организационных документах [1].

Лидер – это тот, кто умеет создать гармонию в отношениях сотрудников на предприятии или в любой другой ситуации, приводящую к намеченному результату и эффективной работе организации в целом [2]. Именно поэтому формальный руководитель обязан быть лидером. При отсутствии у формального руководителя необходимых лидерских качеств в коллективе неизбежно появится лидер, не наделенный формальной властью, что приведет к снижению эффективности организации и повышению уровню конфликтности в доверенной ему группе.

При анализе тенденций современного бизнеса, аналитики разных стран отмечают переход от традиционной культуры бизнеса, основанной на долгосрочном планировании, к работе по проектному принципу. В настоящее время деятельность в бизнесе, в большей степени, состоит из отдельных проектов, позволяющих более гибко и быстро удовлетворять требования рынка и «выживать» в новых условиях. Последние научные исследования показывают, что преуспевающие компании все больше начинают мыслить категориями этой новой реальности, двигаясь к более экономичным, эффективным, гибким и чувствительным организациям, способным к самоорганизации и самообучению [3].

Именно эти тенденции современности требуют от лидеров развития новых качеств, необходимых для проектного менеджмента. Прежде всего, необходимо развивать способность к предвидению и чувствительности к изменениям, гибкость и нестандартность реакции, так как опережающие действия стали одним из факторов успеха. Лидер должен быть постоянно готов к быстрым и решительным действиям в случае необходимости, а также уметь настроить на такую мобильность весь персонал, т.е. всю проектную команду.

Следует учесть, что в многопрофильных командах, разновидностью которой является проектная команда, роли лидеров обсуждаются в процессе переговоров больше, чем в вертикально построенных организациях. Лидерство больше не может осуществляться только через позиционную, формальную власть, а должно основываться на других ее источника, таких как экспертные знания и признание группы.

Лидер нового поколения должен обладать качествами соответствующими проектному принципу построения бизнеса. К ним относятся:

- способность к созданию и поддержанию внутренней среды в таком состоянии, чтобы сотрудники становились полностью вовлеченными в достижение целей организации и имели тот же «настрой» что и лидер;

- умение способствовать творческому развитию подчиненных, создавая для этого определенные условия, хорошо знать мотивационную структуру работников и умело ее использовать;

- быть творчески адаптивной личностью;

- способность предвидеть и опережать тенденции. Любому лидеру понятно насколько важно иметь в организации чувствительную и хорошо налаженную систему слежения за конкурентами, покупателями и новыми технологиями;

- интеллектуальная динамичность ума, под которой понимается не беспорядочная хаотическая креативность, а непрерывный поиск новых путей эффективного использования собственных способностей и ресурсов своей организации. Это качество складывается из трех основных компонентов: постоянного интереса к исследованиям; умения устанавливать границы, внутри которых креативность приводит к успеху, и умения обходить препятствия, гибкости в достижении целей [2]. Последняя способность является ключевой в интеллектуальной динамичности ума;

- состояние постоянной готовности к реагированию на изменения внешней и внутренней среды. Поэтому лидер не должен быть перегружен текущими делами и эммоциональными проблемами, а также обязан четко и ясно представлять свои долгосрочные цели. Именно поэтому столь большое значение придается целостности, уравновешенности, самосознанию лидера и его умению правильно распределить свои силы, концентрируясь на ключевых областях деятельности организации.

Вышеперечисленные качества не отменяют тех характеристик лидера, которые выдвинулись на передовые позиции как таковые на протяжении предыдущих веков (умение вести за собой, ответственность, честность и порядочность, инициативность, увереность и пр.), а лишь дополняют их и делают работу лидера-руководителя более эффективной.

Реалии современного бизнеса с переходом на процессный метод требуют от руководителя проектной команды, проект-менеджера, определенных лидерских качеств. Лидерские качества современного руководителя отличаются тем, что они ориентированы на гибкость и быстроту реакции на любые (малейшие) изменения во внешней среде. Предложеные лидерские качества соответствуют проектному принципу построения предпринимательской деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеева О.Б. Лидерство и управление как компетенции руководителей среднего звена // Управление персоналом. – 2005. – №19. – С. 57-60.

2. Страхова О.А, Виноградова С.А. Лидерство нового века: состояние готовности // Управление персоналом. – 2004. – №3. – С.58-62.

3. Мирошниченко П., Довгопол И. Лидеры // Персонал. – 2005. –  №2. –  С. 87-91.



Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП