Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » Социально-психологические проблемы массовых информационных процессов

Реклама


Социально-психологические проблемы массовых информационных процессов

Просмотров: 12684 Автор: Angel
1. Массовая коммуникация как социальный феномен. 
2. Функции массовой коммуникации. 
3. Особенности общения в условиях массовой коммуникации.
4. Психологические эффекты массовых информационных процессов. 
5. Стихийные процессы передачи информации. 
1. Массовая коммуникация как социальный феномен.
  В условиях усложнения жизни и ускорения ритмов, революции в области средств массовой информации, расширения международных политических контактов, интеграции мировой экономики и финансов, охвативших современное мировое сообщество, всё большее значение приобретает коммуникация.
  Массовая коммуникация - это процесс распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории и тем самым охватывают не отдельных индивидов, а именно массы. С этой точки зрения средства массовой информации можно рассмотреть, как канал формирования массового сознания.
  Современные средства массовой информации не знают в принципе никаких границ своего действия - ни демографических, ни социальных, ни национальных и государственных. В этом смысле СМИ, обеспечивая не только снабжение населения информацией, но и взаимосвязанность, взаимозависимость народов и культур, служат средством формирования целостного представления о мире.
  Коммуникация все больше усложняется, становясь мощным действенным средством организующей силой, оказывающей влияние на все сферы жизнедеятельности общества. 
 
2. Функции массовой коммуникации.
  Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций, так как, именно, в массовой коммуникации, являющейся общением больших социальных групп, так ярко выражена социальная направленность. Содержание социальных функций массовой коммуникации определяется конкретными социально-психологическими условиями и зависит в первую очередь от интересов тех классов, тех социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации. В основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы.
  Социальные функции:
1. Распространение знаний о действительности, информирование.
2. Социальный контроль и управление.
3. Интеграция общества и его саморегуляция.
4. Формирование общественного мнения.
5. Идейно-воспитательная функция.
6. Реализация социальной активности членов общества.
7. Распространение культуры.
8. Развлечение.
  Наряду с социальными функциями выделяют и социально-психологические. Основу этих функций составляют социально-психологические потребности аудитории в целом и отдельных, входящих в неё групп. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них:
1. Функция социальной ориентировки человека и группы. В социальном мире реализуется при участии создания общественного мнения и в соответствующей разработке стратегии поведения в различных социальных ситуациях.
2. Функция аффиляции, социальной идентификации, то есть создание у человека чувства приобщения к группе, сопричастности с ней.
3. Функция контакта с другим человеком. Связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Следует отметить и другие формы проявления контакта: отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем в редакции; массовая коммуникация может в отдельных случаях заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации.
4. Функция самоутверждения. Проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп.
  Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологическими:
1. Утилитарная. Выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы.
2. Функция эмоциональной разрядки. Осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного порядка. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятие напряжения. Но в определённых условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода “наркотическое воздействие”, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.
  Проблема классификации функций массовой коммуникации является весьма сложной и здесь ещё не сложилась общепринятая модель, более того, некоторые из функций, считавшиеся ранее основными, сегодня уходят в тень, другие возникают.
 
4. Особенности общения в условиях массовой коммуникации.
  Массовая коммуникация, как разновидность человеческого общения, безусловно, обладает определёнными специфическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на сам процесс общения и на его структурные компоненты:
1. Информация, передаваемая через СМИ, является всегда организованной. В противоположность межличностному общению, где в зависимости от обстоятельств присутствуют и стихийные, спонтанные и организованные формы.
Массовая коммуникация не может существовать вне организованных форм, как бы разнообразны они ни были.
2. Институциональный характер массовой коммуникации. Деятельность средств массовой коммуникации организуется и управляется специальными учреждениями - редакциями, газетами, телевидением, которые реализуют интересы той или иной группы.
3. Отсутствием непосредственного контакта между коммуникатором и аудиторией. Источник передачи информации лишён немедленной возможности узнать о своём воздействии, о том, принята или отвергнута переданная им информация.
4. Повышенная требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения. Передаваемые сообщения должны быть максимально четкими и понятыми для самой широкой аудитории.
5. Особая роль коммуникатора. Коммуникатором выступает целый коллектив участников и создателей текста (передач, репортажей и пр.). Информация получаемая человеком через СМИ, пропущена через личность подающего эту информацию, т.е. образ социального мира в каком-то смысле. 
4.Психологические эффекты массовых информационных процессов
  Психологические эффекты являются показателем социально-психологических функций. Их разработка является одной из актуальных теоретических и прикладных задач социальной психологии массовой коммуникации.
Психологические эффекты:
1. Утилитарный эффект (разрешение различных жизненных проблем).
2. Престижный эффект (удовлетворение от информации, поддерживающей цели и ценности социальной группы, к которой принадлежит реципиент).
3. Эффект усиления позиции (поддержка во мнении по спорному вопросу).
4. Эффект удовлетворения познавательного интереса.
5. Эмоциональный эффект (удовлетворение от эмоциональной разрядки).
6. Эстетический эффект (радость эстетического обогащения).
7. Эффект комфорта (удовлетворение от психологического комфорта). [3]
5.Стихийные процессы передачи информации
В информационном пространстве общества происходят количественные и качественные изменения, меняют направленность потоки и каналы циркуляций массовой информации, изменяется её окраска и существенное содержание. 
В последнее время многие исследователи отметили падение доверия к официальным источникам информации. Образовавшийся в массовом сознании информационный вакуум не может не заполняться недостающей информацией. Особое место среди подобного рода информации занимают слухи, как один из видов актуальной массовой информации. В современном информационном пространстве слухи становятся значимым социальным явлением, овладевающие массовым сознанием.
Слух-молва - известие о ком-нибудь, о чём-нибудь, обычно ещё ничем не подтверждённое. Это есть форма распространения социально-значимой информации в обществе, группе и не обладающая достаточной и надёжной информационной основой – наличием установленных фактов, событий. Интенсивность и направленность слухов, глубина их проникновение в массовое сознание является важнейшим показателем состояния общества, степени социальной напряжённости в нем. Немаловажное значение в появлении и циркуляции слухов играет СМИ. 
 
Контрольные вопросы, тесты и задания
для самостоятельной работы 
Вопросы:
1. Массовые информационные процессы как вид опосредованного общения. 
2. Основные различия между массовой коммуникацией и межличностным общением. 
3. Массовая коммуникация - общение больших социальных групп. 
4. Коммуникатор и аудитория. Отношение аудитории к коммуникатору. 
5. Средства массовой коммуникации. 
6. Сравнительная характеристика каналов массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, ИНТЕРНЕТ). 
7. Функции массовой коммуникации. 
8. Методы исследования средств массовой коммуникации (контент-анализ, опрос, интервью, тесты, эксперимент). 
9. Психологические эффекты массовых информационных процессов. 
10. Слухи, как форма стихийной передачи информации. 
11. Влияние традиций и социальных установок на восприятие массовых информационных потоков. 
12. Социально-психологические механизмы формирования мифологического сознания. 
 
 
 
Литература
1. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учебн. пособие. -М . : Аспект-Пресс, 1997 
2. Бабаева Ю. Д., Войскуновский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологич. журн. -1998 -Т. 19, №1 
3. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. -М. :МГУ, 1991 
4. Введение в практическую социальную психологию / Под. ред. Жукова, Петровской. -М.: 1999
5. Гримак А. П. Грядущий век - век одиночества (к проблеме ИНТЕРНЕТа) // Мир психологии -2000 -№2 
6. Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: Сборник работ: Пер. с англ. /Сост. Петров В. В.:-М.: Прогресс, 1989 
7. Дмитриев А. В. Слухи как объект социологического исследования // Социол. исслед -1995 -№1
8. Информация и коммуникация в развитии человека и осмысления им себя в социальной эволюции: От ред. кол. // Мир психологии. - 2000 -№2 
9. Коган В. З. Теория информационного взаимодействия. - М.: 1999 
10. Лебон Г. Психология народов и масс. -СПб: Маркет, 1995 
11. Старова О. Средства массовой информации как источник агрессии // 
12. Терин В. П. Психологические характеристики телевизионного общения по Маклуэну // Мир психологии -2000 -№2 
13. Флягина И. А. Реклама как специфический вид массовой коммуникации и социокультурная динамика // Мир психологии -2000 -№2 
 

  Темы рефератов по курсу «Социальная психология»

 1. Психология антиобщественных групп. 
 2. Мода как общественно – психологическое явление.
3. Общественное мнение, его формирование
 4. Социальная структура общества: социально-психологический аспект.
5. Психология деятельности и личность руководителя.
 6. Подбор и оценка персонала. Методы оценки.
7. Имидж и стадии его создания
8. Соотнесение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность.
9. Влияние социальной среда на формирование личности.
10. Проблемы межличностных отношений в группе.
11. Общение как способ взаимодействия между людьми.
12. Пять стратегий поведения в конфликтной ситуации.
13.Структура массовой психики
14.Социальные и социально-психологические функции массовой коммуникации. 
15. Особенности общения в условиях массовой коммуникации
 16. Различия между массовой коммуникацией и межличностным общением. 
17. Слухи, как форма стихийной передачи информации. 
18. Проблема дефицита коммуникации.
19. Психологические последствия информатизации. 


Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП