Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » Социально психологические явления. Основные законы их формирования и функционирования

Реклама


Социально психологические явления. Основные законы их формирования и функционирования

Просмотров: 17710 Автор: Angel
. Массовидная психика как отражение условий жизни общества.
2. Структура массовидной психики.
3. Закон подражания.
4. Общественное мнение и настроение.
5. Традиции, обычаи, привычки.
6. Общение.
7. Совместная деятельность.
8. Мотивация.
9. Межличностные отношения.
 
1. Массовидная психика как отражение условий жизни.
Сегодня, когда наше общество сильно политизировано, когда массовые выступления, собрания стали повседневной реальностью, все чаще мы задаемся вопросами: а каковы механизмы, движущие силы этих явлений, по каким законам они зарождаются и развиваются, как влияют на мировоззрение людей? Еще относительно недавно, в начале прошлого века, никому не приходило в голову, что можно изучать научно охватившую войско панику или экстаз толпы верующих, окруживших пророка. Эти явления либо объяснялись с позиций здравого смысла, либо относились к разряду чудес. Но в середине XIX века психология масс, занимавшая общественное мнение всех европейских стран, стала точкой роста новой науки – социальной психологии. Что же произошло? Мир быстро менялся. В огромных городах скапливались миллионы людей, оторвавшихся от сельской и церковной общин, от своих сословий и цехов. Из этих «автомизированных» индивидов и возникал материал для толпы. Человек большого города более рационален и скептичен, более грамотен и ловок, чем его деревенский собрат. Однако именно из таких людей состоят толпы, совершающие подчас совершенно неразумные действия. Этот феномен сохранил свое значение и сегодня. Всем знаком экстаз болельщиков на футбольном поле или рок концертные страсти. Разобраться в механике поведения толпы впервые попытались психологи середины прошлого века: Г. Тард, Г. Лебон, У. Макдугалл, З. Фрейд., Г. Лебон в своей работе охарактеризовал понятие «массовая душа» и описал черты, присущие поведению человека в массе: «…каковы бы ни были индивиды составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу». 
 
2. Структура массовидной психики.
Существует некая сфера социальной реальности, которую принято обозначать понятиями "массовая психика" или "общественная пси-хология".
Общественная психология очень сложна, многогранна и не имеет чётких границ. Попытаемся хотя бы приблизительно обозначить структуру этого явления и дать краткую характеристику его элемен¬тов.
Обобщая многочисленные исследования, можно сказать, что в общественной психологии выделяют, прежде всего, группу психических явлений, которую можно назвать системой побуждений или мотивов по-ведения и деятельности масс. Ковалев А. Г. относит сюда социальные потребности, интересы и формирующиеся на их основе социальные уста-новки и чувства, убеждения и идеалы.
Вторая группа психических явлений называется процессами. Процесс, в отличие от свойства, динамичен. 0н возникает под влиянием события, того или иного социального воздействия, развёртывается и имеет конец, который, однако, дает начало новому процессу.
Психические процессы - это общественные чувства, ЭМОЦИИ, мышление, память, воображение, воля. Процессы, многократно повторяясь, образуют специфические свойства познавательной и волевой деятельности людей.
Таким образом`, у массы формируется определённый угол зрения при восприятии, что обычно называют вкусом, формируется определённый стерео¬тип мышления, характерный для тех или иных социальных групп. 
3. Закон подражания.
Подражание относится к механизмам, способам воздей¬ствия людей друг на друга, в условиях массового пове¬дения. В процессе подражания осу¬ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго¬го человека или массовых психических состояний, но воспроизве¬дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принад¬лежит так называемая теория подражания. 
Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, под¬ражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позво-лил сформулировать законы подражания. Напри¬мер, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обря¬дам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королев¬скому двору) и т.д.  
4. Общественное мнение и настроение.
Общественное мнение, выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношения социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы, возникает как продукт осознания назревших, требующих решения социальных проблем. Оно проявляется в сопоставлении или даже столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу, в одобрении, поддержке или же отрицании, осуждении тех или иных действий, поступков или линий поведения. Субъектом общественного мнения выступают большие группы - социальные классы, нации и народы. Его высшая форма – общенародное мнение - в основном совпадающие суждения всего народа. Общественное мнение формируется под влиянием всех средств массового воздействия (радио, пресса, телевидение), хотя может возникать стихийно, под влиянием конкретных жизненных обстоятельств и ситуаций. 
Настроение общественное (настроение массовое) – преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени. Не только самое массовидное явление психологии социальной, но и одна из наиболее значительных сил, побуждающих людей к деятельности, отпечатывающихся на поведения различных групп и слоев общества, а также классов, наций и даже народов. Проявляется во всех сферах социальной жизнедеятельности. Одна из форм настроения общественного – настроение массовое, способное захватить и объединить в единое движение (социальные или политические) самые различные социальные слои, группы и классы обществ. Настроение общественное характеризуется – 1) определенной предметной направленностью: политическим, религиозным настроением и пр.; 2) характером и уровнем эмоционального накала: апатией, депрессией – подъемом, энтузиазмом.  
5. Традиции, обычаи, привычки.
Психический склад массовой психики раскрывает¬ся в привычках и обычаях, а также в традициях группы.
Традиция – исторически сложившиеся, передаваемые через поколения формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности представления. Традиция складывается на основе тех форм деятельности, что неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. С изменением ситуации социального развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиция – важный фактор регуляции жизнедеятельности.
Привычки и обычаи склады¬ваются под влиянием определенных жизненных условий, но в даль¬нейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Анализ привычек и обычаев есть социально-психологическая проблема. 
6. Общение. 
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в ре¬зультате общения.
Общение можно рассматривать как способ объединения ин¬дивидов, а также как способ их развития.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнооб¬разно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непо¬средственном и опосредованном, вербальном (словесном) и не¬вербальном и т.д.
Различают также межличностное и массовое общение. Меж-личностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах постоянных по составу участников. Массо¬вое общение — это множество непосредственных контактов не¬знакомых людей, а также коммуникация, опосредованная раз¬личными видами средств массовой информации. 
7. Совместная деятельность.
Совместная деятельность — орга¬низованная система активности взаимодействующих индиви¬дов, направленная на целесообразное производство (воспроиз¬водство) объектов материальной и духовной культуры.
Психологическая структура совместной деятельности включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совместной деятельности — центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). 06щая цель может распадаться на более частные и конкретные зада¬чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъ¬екта к цели. Обязательным компонентом психологической структу¬ры совместной деятельности является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент структуры — совме¬стные действия, т.е. такие элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач совместной деятельности. Структуру совместной деятельности завершает общий резуль¬тат, полученный ее участниками. 
8. Мотивация.
Мотивация — это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Другими словами, мотивировать — значит создать влечение или потребность, побуждающую нас действо¬вать с определенной целью. Потребность выступает как внут-ренний, а цель — как внешний аспект мотивации. Под мотивами в этом случае обычно понимают активные дви¬жущие силы, определяющие поведение человека. Мотивировать людей — значит затронуть их важные интересы, создать им ус¬ловия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. 
Не существует какого-то одного, лучшего способа мотивации. То, что оказывается эффективным при мо¬тивировании одних людей, может быть совершенно несущест¬венным для мотивации других.
С давних пор было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач, стоящих перед организацией. 
9. Межличностные отношения.
Отношения, возникающие между людьми в процессе их об¬щения, совместной практической и духовной деятельности, оп¬ределяются как общественные отношения. Примерами таких отношений могут, быть производственные, политические, пра¬вовые, нравственные, религиозные, психологические и др.
Психологические отношения между людьми принято подраз¬делять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, где они формируются. Официальные отношения санкционированы, оформляются документально и контролиру¬ются обществом или отдельными его представителями. Неофи¬циальные отношения могут признаваться и даже поощряться формальными организациями, но они не регулируются доку¬ментально.
Различают еще деловые и личные (или межличностные) от¬ношения. Деловые отношения связаны с учебной или трудовой совместной деятельностью и определяются ею. Личные отноше¬ния могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). 
Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Такие отношения охватывают зна¬чительный круг явлений, но все они могут быть квалифициро¬ваны с учетом трех компонентов взаимодействия: 1)восприятия и понимания людьми друг друга, 2)межличностной привлека¬тельности (притяжение и симпатия), 3)взаимовлияния и пове¬дения (в частности, ролевого).  
 
 
Контрольные вопросы, тесты и задания
для самостоятельной работы 
Вопросы:
1. Проявление законов внушения, подражания и заражения в массовой психике.
2. Социально – психологическая характеристика обычаев, традиций, норм.
3. Общественное мнение и общественное настроение.
4. Конформизм и тоталитаризм массового сознания.
5. Стереотипы и имиджи массового сознания.
6. Учение о массовой душе в трудах Лебона и Фрейда.
7. Социально психологический аспект образа жизни.
8. Структура массовой психики.
9. Законы наследования, подражания и заражения в массовой психике.
10. Общественные эмоции, настроения и чувства.
11. Взаимовлияние людей.
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учеб. завед. – М.: Наука, 1994 – 324 с.
2. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990
3. Грушин Б. А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987
4. Изард К. Э. Психология эмоций.: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999–460 с 
5. Лебон Г. Психология народов и масс. С- Петербургиздат. Ф. Павленкова, 1996
6. Марасанов Г. И. Социально – психологический тренинг М.: Изд-во «Совершенство», 1998- с. 208
7. Назаретян А. П. Психология массового стихийного поведения// Прикл. психология. – 1999 - №3 – с.12-21
8. Словарь практического психолога /сост. С. Ю. Головин. – Минск 1998- 800 с.
9. Социальная психология: Учебное пособие, часть 1 / Под ред. В. Т. Ковалевич; КГТУ. Красноярск, 1994 - 159 с.
10. Франкл А. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990


Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП