Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Реклама


ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Просмотров: 4949 Автор: admin

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Введение.

В этой главе даны примеры выполнения проектов и описан последующий жизненный цикл различных технических систем как из области машиностроения, так и приборостроения. Эти примеры должны проиллюстрировать и расширить основное содержание предыдущих глав.

Даны примеры разработок, требующих различного объема НИР от создания принципиально новых типов систем, для которых необходимо провести цикл научных исследований с целью получения расчетных формул и общей методики инженерного проектирования, до разработки проектов по уже хорошо отработанным методикам. Приведены также примеры разработок, которые иллюстрируют особенности проектирования некоторых типов систем, описанные в главе второй.

Все рассмотренные проекты разработаны в ЦНИИ РТК. Это дает студентам возможность более детально ознакомиться с ними в лабораториях и библиотеке института, включая отчеты, и получить консультации непосредственно у разработчиков проектов, в том числе при прохождении практики, выполнении учебных НИР и курсовых и выпускных проектов.

 

Системы управления мягкой посадкой космических аппаратов.

В состав парашютно-ракетной системы спуска на Землю отечественных космических аппаратов входят пороховые двигатели мягкой посадки (ДМП), которые включаются непосредственно перед приземлением снижая скорость спуска в момент касания аппаратом поверхности земли до величины, соответствующей допустимой силе удара его об эту поверхность. Для этого необходимо включать ДМП на определенной высоте, которая зависит от скорости спуска в этот момент. Для этого требовался высотомер с коррекцией по скорости.

Основные технические требования, сформулированные в ТЗ на эту систему:

высоты, на которых требуется выдача сигнала на включение ДМП, – 0,5-10 м;

скорости спуска – 4-14 м/с;

погрешность измерения – 2,5 %;

масса – до 5 кг;

потребляемая энергия – до 10 Вт;

вероятность безотказной работы – 0,9999.

Кроме того, в ТЗ оговорены допустимые углы наклона аппарата при приземлении, величина горизонтальной составляющей скорости, величины внешних воздействий (механических и электромагнитных и т.д.), диапазон изменения температуры, параметры электропитания.

Система должна обеспечивать требования ТЗ при любой поверхности приземления («подстилающей поверхности»), включая воду, лед, снег и т.д., и при любых погодных условиях, включая дождь, снежную и песчаные бури и т.д. Система размещается внутри аппарата и должна работать через его днище.

Анализ существующих высотомеров (радиотехнических, лазерных, ультразвуковых и др.) и другого назначения измерителей расстояния показал, что ни один из них по разным причинам не годится для решения поставленной задачи. Поэтому необходимо было провести поисковую НИР по исследованию возможных физических принципов решения задачи. В результате решение было найдено в создании высотомера, использующего жесткое гамма-излучение. Высокая проникающая способность такого излучения позволяет обеспечить работу через днище аппарата, практически абсолютную всепогодность и достаточно малую зависимость величины принимаемого сигнала от свойств подстилающей поверхности.

Поскольку был предложен принципиально новый тип высотомера до создания его инженерного проекта, были проведены теоретические и экспериментальные исследования условий прохождения гамма-излучений через различные среды, взаимодействия с ними, способы регистрации. В результате были разработаны методы расчета и конструирования этого типа приборов.

В 1966-1968 года был создан первый такой прибор – система «Кактус». На рис.7 показано размещение этой системы в спускаемом аппарате, а на рис.8 – ее внешний вид. Система состоит из передатчика и приемника. Передатчик представляет собой корпус из обедненного урана со вставленной в него пробкой с источником гамма-излучения в виде изотопа Цезий-137 (рис.9). Корпус передатчика с одной стороны защища­ет экипаж и аппаратуру от ионизирующего гамма-излучения, а с другой формирует диаграмму направленности гамма-излучения, направленную вниз в сторону подстилающей поверхности. Приемник состоит из трех параллельно работающих одинаковых каналов, каждый из которых включает детектор, который воспринимает гамма-излучение, обратно рассеянное от облучаемой поверхности и измеритель интенсивности этого излучения, в виде частоты импульсов от гамма-квантов, которая является мерой высоты. Детектор состоит из сцинтиллятора, преобразующего гамма-кванты в световые вспышки и фотоэлектронного умножителя (ФЭУ), который преобразует эти вспышки в электрические импульсы. Эти импульсы представляют собой случайный процесс, описываемый законом Пуассона. Принцип действия системы основан на том, что средняя частота зарегистрированных детектором гамма-квантов является функцией расстояния до подстилающей поверхности, возрастая с его уменьшением.

Трехканальная схема приемника выбрана из условия обеспечения требуемой надежности: выходной сигнал, подаваемый на ДМП формируется по мажоритарной системе голосования «2 из 3», т.е. для включения ДМП необходимо срабатывание по крайней мере двух каналов из трех.


Общий порядок синтеза высотомера включает следующие этапы:

Выбор оптимальных физических и геометрических параметров по минимуму массы при заданных ограничениях на точность, быстродействие (инерционность), мощность экспозиционной дозы гамма-излучения за защитой передатчика, указанных в ТЗ.

Синтез оптимального алгоритма функционирования приемника.

Синтез электрической схемы приемника.

 

 Разработка конструкции передатчика и приемника.
 На первом этапе прежде всего выбирается тип изотопа, материал защиты передатчика и тип сцинтиллятора. Затем определяются их количественные параметры, включая активность изотопного источника, размеры защиты излучателя и сцинтиллятора, расстояние между приемником и излучателем (база), форма диаграммы направленности передатчика (угол коллимации).

Для этого в результате аналитических и экспериментальных исследований были выведены математическое выражение для подлежащей минимизации суммарной массы передатчика и приемника, где основной вклад дают защита передатчика и сцинтилляторы приемника, и выражение для среднеквадратичной погрешности определения высоты. В последнем основное значение имеют активность источника и площадь сцинтиллятора: погрешность по высоте обратно пропорциональна квадратному корню из произведения этих величин. Составляющие этой погрешности: статистическая, определяемая принципом действия системы, оперирующей случайными сигналами, методическая, определяемая внешними возмущениями и вариациями внешних условий (отражающая способность (альбедо) и профиль подстилающей поверхности, плотность атмосферы, наклон аппарата) и аппаратная, определяемая схемной реализацией приемника. Необходимо подобрать входящие в эти выражения перечисленные выше варьируемые параметры так, чтобы получить минимум массы системы при заданном значении погрешности по высоте. Это делается путем последовательных итераций на ЭВМ, Следующий этап синтеза системы – определение структуры и алгоритма приемника. Синтез структуры приемника на минимум суммарной погрешности позволяет определить алгоритм обработки информации, выдаваемой сцинтилляционным детектором. В простейшем случае небольших флюктуаций скорости спуска и других внешних факторов такой алгоритм сводится к усреднению во времени частоты регистрируемых гамма-квантов с помощью интегрирующего звена с постоянной времени, зависящей от скорости спуска.

При возможных существенных изменениях скорости в алгоритм необходимо вводить составляющую по величине скорости. Аналогично обстоит дело и с учетом качки спускаемого аппарата. В системах рассматриваемого типа сигнал по скорости наиболее просто получать по предварительно полученной информации о высоте. Поскольку в данном случае требуется не непрерывная информация о скорости, а ее дискретное значение непосредственно пред включением ДМП, это делается путем измерения интервала времени между двумя фиксированными значениями высоты. Для их определения служат два отдельных измерителя частоты гамма-квантов, показанные на схеме рис.10.

Следующие этапы проектирования системы – разработка принципиальной электрической схемы приемника и конструкции приемника и передатчика выполняются традиционными методами. В результате был выполнен эскизный проект системы и создан ее макетный образец. Его экспериментальное исследование позволило подтвердить результаты расчетов, включая прежде всего точности, в том числе в условиях изменений скорости спуска. Для выполнения этих исследований был создан специальный стенд. Он состоял из подъемного крана, с которого с высоты около 20 метров производился спуск с фиксированной скоростью днища спускаемого космического аппарата «Союз», и измерительного комплекса. Функции последнего – измерять скорость спуска днища и значение высоты, на которой передатчик системы выдает исполнительный сигнал для ДМП.

После этого была выполнена разработка конструкторской и другой документации, входящей в состав технического проекта. По этой документации на серийных заводах была выпущена опытная партия гамма-излучение передатчиков и приемников, из которых в ЦНИИ РТК комплектовались, настраивались и сдавались на описанном выше стенде первые штатные образцы системы. Затем на них были проведены все предусмотренные документацией испытания на соответствие требованиям ТЗ.

После этого была проведена серия экспериментов уже в составе спускаемого аппарата «Союз» путем сброса его с самолета. Затем была работа системы «Кактус» в составе трех непилотируемых кораблей «Союз» и только после этого система вошла как штатная в состав этих пилотируемых кораблей. В ходе испытаний выискивались и устранялись различные схемные, конструктивные и технологические недостатки системы. Был даже случай, когда на одном из первых непилотируемых кораблей, укомплектованных системой «Кактус», она преждевременно включила ДМП на высоте в несколько сотен метров. Причиной оказалось, что в полностью укомплектованном аппаратурой корабле, уровень электромагнитных помех в несколько раз превышает указанный в ТЗ. Появлялись замечания к системе и в последующие годы. В частности, были случаи несрабатывания одного из трех каналов приемника. По каждому  из  них  назначалась  государственная  комиссия,  конечно,  с обязательным участием представителей ЦНИИ РТК. Ее задача – определить причину замечания и выработать рекомендации по ее гарантированному устранению. После каждого такого случая обязательно проводился цикл ужесточенных испытаний, в том числе в составе спускаемого аппарата.

На принципе работы системы «Кактус» в последствии была разработана система «Квант» для управления двигателями автоматической станции «Луна» на этапе ее мягкой посадки. С помощью этих станций на Землю был доставлен лунный грунт, а на Луну радиоуправляемый аппарат «Луноход». По сравнению с системами типа «Кактус» система «Квант» должна работать через факел работающего реактивного двигателя, на котором аппарат садится. Кроме того, к аппаратуре системы предъявляются существенно более жесткие требования: работа в открытом космосе, меньше массо-габаритные параметры. На рис.11 показан внешний вид системы «Квант».

 Как выше уже было отмечено, описанные технические системы – это пример качественно новых приоритетных систем. Их создание потребовало развития некоторых специальных разделов физики, новых инженерных методик расчета и привело к появлению целого нового научно-технического направления, которое получило название «фотонная техника» и имеет предметом техническое освоение фотонного, т.е. рентгеновского и гамма-излучения прежде всего для информационно-управляющих целей [20]. В рамках этого направления в дальнейшем были созданы   различные   системы   другого   назначения   –  дистанционные взрыватели, измерители воздушных параметров сверхзвуковых летательных аппаратов, системы управления полетом на сверхнизких высотах и др.


Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП