Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?

Реклама


Темнавая адаптация.

Просмотров: 1979 Автор: admin

Темнавая адаптация.

 

 

Обыденным примером темновой адаптации является картина прояснения (постепенного) всего окружающего, после того как, попав в слабо освещенное помещение после пребывания на ярком солнце, мы вначале ничего не видим. Измерение световой чувствительности глаза производится обычно посредством специальных приборов -адаптометров. Сущность их действия состоит в том, что они дают возможность в широких пределах изучить интенсивность светового раздражения и количественно учитывать ее. Задача состоит в том, чтобы найти минимальую интенсивность, которая вызывает у человека ощущение света при данных условиях. Диапазон роста чувствительности зависит от начального уровня ее, определяемого яркостью того света, к которому глаз был адаптирован до погружения в темноту. Увеличение световой чувствительности идет непрерывно в течение всего времени пребывания в темноте, сперва бистро (в течении получаса), потом медленнее. Практически, в течении 1 часа пребывания в темноте, световая чувствительность глаза устанавливается на постоянном уровне. Кроме того, ход кривой адаптации зависит от скорости фотохимических реакций в сетчатке. Нарушение темновой адаптации - гемеролопии могут быть врожденными и приобретенными.
• симптоматическая гемеролопия — симптом заболевания глаза (пигментная дистрофия сетчатки, отслойка сетчатки, заболевания зрительного нерва и др.)
• функциональная или эссенциальная - вследствие дефицита витамина "А".
• врожденная гемеролопия - до сих пор не получила объяснения.
Многие экспериментальные и клинические исследования позволили сделать вывод, что палочки и колбочки являются двумя особыми аппаратами нашего зрения. Палочки служат для получения ахроматических впечатлений, колбочки дают хроматическое ощущение. Палочки сетчатки -носители сумеречного зрения, зрения при слабых интенсивностях раздражителей. Колбочки - носители дневного зрения. Колбочки способны давать хроматические ощущения, но менее палочек чувствительны к световым раздражителям. Эти данные послужили основанием для теории двойственности зрения. Для доказательства этой теории можно привести примеры на птицах и животных: есть дневные птицы - куры, голуби и ночные - совы. Исследование анатомического строения сетчаток этих птиц показывает, что сетчатки дневных птиц имеют только колбочки, в сетчатках же ночных птиц имеются только палочки.
Цветное зрение.
Воздействие на глаз отдельных монохроматических лучей спектра вызывает ощущение того или иного хроматического цвета. Между длиной волны светового луча и цветностью существует определенное соотношение: длинноволновые лучи вызывают ощущение красного, коротковолновые - фиолетового цвета. В обычных условиях раздражителями нашего глаза являются лучи не одной какой-либо длины волны, а совокупность лучей целого ряда длин волн. Следовательно, отдельные длины волн, воздействующие на наш глаз, дают в результате один цвет. Каким же законам подчиняется это смешение световых волн различной длины в глазу? Вопрос этот имеет первостепенное значение для понимания всего процесса нашего цветного зрения.
Начало научного изучения смешения цветов, как и начало научного изу¬чения цветов вообще, восходит к Ньютону. Открыв причину возникновения спектра, Ньютон обратил внимание на непрерывный переход его цветов из одного в другой. При смешении крайних цветов (красного и фиолетового) получается пурпурный цвет. Таким образом, многообразие цветовых тонов является замкнутым рядом. В качестве простейшей формы такой замкнутой кривой Ньютон избрал круг, расположив по его окружности все спектры цвета. Цветовой круг позволяет разрешить, по Ньютону, и вопросы смешения цветов. Все цвета могут быть разделены на ахроматические (белый, серый, черный) и хроматические (красный, желтый, синий и т.д.).
Хроматические цвета отличаются друг от друга:
а) по цветовому тону, который зависит от длины волны и позволяет любой хроматический цвет отнести по своему сходству к тому или иному цвету спектра;
б) по светлости, т.е. степени близости цвета к белому;
в) по насыщенности или чистоте, которая зависит от количества примесей других цветов.
В результате смешения других цветов спектра в различных пропорциях можно получить 13 тысяч оттенков. В жизни мы редко имеем возможность видеть чистые спектральные цвета. Видимые предметы, по большей части, отражают лучи смешанного спектрального состава. Эта спо¬собность различать цвета выражается в законах оптического смешения цветов.
1 закон.
Для всякого цвета имеется другой такой цвет, от смешения с которым может получиться цвет ахроматический; такие два цвета называются цветами дополнительными. В цветовом круге дополнительные цвета должны лежать диаметрально противоположно.
2 закон.
Если смешать два цвета, лежащие по цветовому кругу ближе друг к другу, чем цвета дополнительные, то получим цвет, по своему тону лежащий между смешиваемыми цветами по меньшей дуге цветового круга. В этом случае цвет, получающийся от смешения двух цветов, будет лежат в цветовом круге на прямой, соединяющей эти два цвета. Иными словами, для каждого цвета есть цвет, при смешении с которым получается промежуточный (например, голубой+желтый=зеленый, красный+желтый=оранжевый и т.д. ).
3 закон.
Одинаково выглядящие цвета при смешении дают и одинаково с ними выглядящую смесь, независимо от различий в физическом составе смешиваемся цветовых раздражителей. Поэтому во всех случаях смешения цветов мы можем одинаково выглядящие цвета считать величинами, одинаково влияющими на результирующий цвет смеси.

Для изучения законов смешивания цветов предложено несколько методов. Наиболее простой и доступный - это Максвелловский диск. Он составлен из нескольких цветных дисков, вставленных в круг; при вращении круга получается цвет, являющийся результатом смешения цветов отдельных секторов. Следует упомянуть еще об одном способе оптического смешения цветов, имеющим особенно широкое применение в живописи и ткацком деле. Это так называемое пространственное смешение цветов, которое получается, если смотреть издали на поверхность, покрытую мелкими разноцветными пятнами или полосами. При достаточной удаленности такой поверхности от глаза она перестает казаться пестрой, а кажется одноцветной, окрашенной в результатирующий цвет смеси отдельных цветов. Объясняется этот эффект тем, что при очень малой величине изображения двух соседних разноцветных пятен, оба они попадают на сетчатке настолько близко, что соответствующие им возбуждения в мозгу в силу своей пространственной близости сливаются и дают впечатление одного цвета. При смешении двух цветов, лежащих близко друг от друга, можно получить различные оттенки; при смешении трех цветов можно получить все цветовые тона. Для этого нужно в цветовом круге построить треугольник, на углах которого будут цвета, при смешении которых можно получить все тона. Треугольник в круге можно построить произвольно, но для того, чтобы получить все тона, треугольник нужно построить так, чтобы углы его упирались в более насыщенные цвета. Этими цветами являются красный, зеленый и синий. Эти цвета названы основными. Т.о., любой цветовой тон в различных ступенях его насыщенности представляется в результате воздействия на наш глаз трех основных раздражителей, взятых в определенных пропорциях.
Все выше изложенное относится к здоровым глазам с нормальным цветоощущением. Нарушение цветоощущения встречается у 7-8% мужчин и 0,5% женщин, так как эта патология передается по рецессивному типу, сцепленному с «X»- хромосомой.
Все лица с ненормальным цветоощущением могут быть распределены на три большие группы:
1 группа - «дальтоники» - к ней относятся лица, различающие все главные цвета спектра, но отличающиеся от лиц с нормальным цветоощущение, тем, что у них снижена цветовая чувствительность, т.е. раздражитель должен быть сильнее (ярче, насыщеннее, больше по площади, продолжительнее), чтоб вызвать соответствующее цветовое ощущение. Эти лица имеют ослабленное цветоощущение. К этой же группе относятся лица, у которых имеются неверное отождествление цветов. Эффекты контраста у этих людей выражены лучше, чем у нормально различающих. Это объясняется сдвигом минимума различения цветов в сторону красного. Эти люди называются цветоаномалами.
2 группа - относятся лица, неспособные различать ряд главных цветовых тонов спектра. Поэтому здесь можно говорить о частичной цветовой слепоте. Весь спектр для таких цветослепых распадается на желтый, каким они видят красно-желто-зеленый спектр и голубой, каким они видят сине-фиолетовую часть спектра. Таких цветослепых принято делить на протанопов и дейтеранопов. У протанопов красный конец спектра укорочен. Характерными ошибками протанопов является отождествление цветов светло-красных с темно-зелеными и синих с фиолетовыми. У дейтеранопов спектр сдвинут к красному концу спектра и лежит в области оранжевого. Характерные ошибки дейтеранопов - неразличение светло-зеленого от темно-красного и фиолетового от голубого. Встречается также, хотя и очень редко, третий тип цветослепоты тританопия, при которой спектр укорочен с фиолетового конца. Весь спектр для тританопов содержит лишь оттенки красного и зеленого. Тританопы смешивают желто-зеленый с синевато-зеленым, а также пурпурный с оранжево-красным.
3 группа — составляет наиболее тяжелые случаи расстройства цветного зрения - полная потеря способности видеть хроматические тона - ахро-мазия. Эти люди все видят а сером цвете. Как правило полная ахромазия связана с другими аномалиями: понижение остроты зрения, нистагм, светобоязнь. Ввиду того, что в обыденной жизни цветослепые часто остаются незамеченными, выработаны специальные способы определения световой слепоты. Наиболее старый из них - подбор мотков цветной шерсти. Испытуемому дают образец, к которому он должен подобрать подходящие по цвету. Протанопы подбирают, например, к красному -темно-зеленый, смешивают синий с фиолетовым. Дейтеранопы подбирают к темно-красному светло-зеленый, смешивают серый с зеленым и т.д. Существуют таблицы, например, «Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения», составленные Рабкиным. Таблицы дают возможность не только выявить цветосленого, но и провести дифференциальную диагностику между протонопией и дейтеранопией. Существуют и специальные аппараты для исследования цветового зрения. Особенно широким распространением пользуется аномалоскоп Нагеля.
Теории цветоощущения.
Для объяснения цветного зрения предлагалось множество самых различных гипотез с самых древних времен. Основным теоретическим пониманием, которое может служить отправным пунктом для дальнейшего развития теории и которое позволяет достаточно хорошо объяснить главнейшие явления цветового зрения, следует признать гипотезу о трехкомпонентности цветного зрения. Согласно этой теории, существует три цветоощущающих аппарата в нашем зрительном органе. Различные отношения возбуждений этих трех аппаратов и позволяют нам видеть всевозможные цвета окружающего мира. Первые работы о трехкомпонентной теории цветоощущения принадлежат Ломоносову, которые были опубликованы на латинском языке, а позднее переведены на немецкий. Позднее с объяснением цветного зрения, основываясь на трехкомпонентной основе, выступил Юнг, а в середине 19 века, его теория была развита Гельмгольцем, которая бытует до сегодняшнего дня. По теории Гельмгольца в нашем зрительном органе существуют три сорта нервных аппаратов. Изолированное возбуждение каждого из них давало бы ощущение насыщенного красного, зеленого или фиолетового. Однако, раздражающий свет действует обычно не на один только из этих трех воспринимающих цвет аппаратов, а на все три. При этом световые волны различной длины возбуждают эти аппараты в различной степени. На основании современных данных о воспринимаемых цветовых оттенках любого стимула судят на основе той позиции, которую занимает цвет в системе координат «красный - зеленый - синий». Опознание цвета, согласно теории Геринга, осуществляется в другой системе координат: «красный - зеленый, синий - желтый, черный - белый». В итоге три показателя (с учетом данных всех трех пар оппонентных цветов) и определяют искомый цвет.



Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП