Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?

Реклама


Иновационный менеджмент

Просмотров: 6813 Автор: Angel
1. Введение
1.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Государственным образовательным стандартом (ГОС) предусматривается освоение знаний обязательного минимума образовательной программы, включающей:
Тенденции и разновидности развития, управление развитием; нововведения как объект инно-вационного управления; инновационный менеджмент: возникновение, становление и основ-ные черты; организация инновационного менеджмента; разработка программ и проектов нововведений; создание благоприятных условий нововведений; формы инновационного менеджмента; инновационные игры; прогнозирование в инновационном менеджменте; инновационный менеджмент и стратегическое управление.

1.2. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины 

Данный курс связан с блоками:
– гуманитарных дисциплин: историей Отечества, иностранным языком, философией, психо-логией, социологией;
– естественно-научных дисциплин: математикой, концепциями современного естествознания (физикой, химией, механикой, электротехникой), информатикой, статистикой, технологией отраслей;
– правовых дисциплин: правоведения, основ авторского и патентного права (защиты интел-лектуальной собственности);
– экономических дисциплин: экономической теорией, экономикой предприятия, финансами, бухучетом и аудитом, экономическим анализом, экономико-математическими методами;
– дисциплин по менеджменту: основами менеджмента, информационным менеджментом, организационным менеджментом, маркетингом, менеджментом качества, разработколй управленческого решения, инвестиционным менеджментом, кадровым менеджментом (управлением персоналом), стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом, производственным менеджментом.

  Как наиболее сложную дисциплину “Инновационный менеджмент” профессор, д.э.н. Р.А. Фатхутдинов рекомендует читать перед производственным менеджментом.
  В результате усвоения дисциплины «Иновационный менеджмент» выпускник должен:
иметь представление:
– о базовых понятиях инновационного менеджмента;
– о современных методах управления инновациями;
– о тенденциях инновационного развития современных предприятий;
знать:
– методики создания новшенств;
– методы защиты интеллектуальной собственности;
уметь разрабатывать:
– программы и проекты технико-технологических и организационных нововведений на пред-приятии

2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

  Сформировать у студентов комплекс необходи¬мых знаний и умений, в т.ч.: 1) теоретических знаний в области управления инновационной деятельностью, раскрывающих механизмы возникновения и рас¬пространения технических, технологических и организационных новшеств; 2) прикладные знания в области развития форм и методов экономического управления инновационной деятельностью в условиях ры¬ночных отношений; 3) умения самостоятельно и творчески использовать знания в процессе последующего обучения практической работе.

3. Объем дисциплины и виды учебного процесса
Таблица 1
Состав и объем дисциплины


Вид учебной работы Всего
часов Распределение по семестрам
  семестр
  IX  
 Общая трудоемкость дисциплины  
 Аудиторные занятия 54 54  
 Лекции (Л) 36 36  
 Практические занятия (ПЗ) 18 18  
 Самостоятельная работа (СРС)  
 Курсовая работа (КР) * *  
 Вид итогового контроля – экзамен * *  
 Объем работ в соответствии с ГОС и учебным
 планом  
 


4. Содержание дисциплины
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды и объем занятий


п/п 
Наименование тем Всего
часов в том числе:
  Л ПЗ СРС
1 2 3 4 5 6
1 Введение. Основные понятия и определения. Понятие инновации и инновационного процесса. Условия форми-рования восприимчивости к нововведениям. Инноваци-онный потенциал, инновационная активность. Государ-ственное регулирование инновационной деятельности 2  
2 Сущность и задачи инновационного менеджмента. Понятие инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент как совокупность методов, принципов, форм управления инновационным процессом. Управление процессами создания новых знаний, творческим потен-циалом, освоением новшеств, социальными и психоло-гическими аспектами нововведений. Цикл инновационного менеджмента. Задачи инновационного менеджмента. Нововведения как объект инновационного менеджмента 2  
3 Виды инноваций и содержание и инновационного ме-неджмента. Виды инноваций и их классификация. Со-держание инновационной деятельности. Инновационный процесс как динамическая система. Схема инновацион-ного процесса. Поэтапная модель развития инновацион-ного процесса. Жизненный цикл нововведения. Подго-товка и реализация инновационных изменений. Фунда-ментальные исследования, прикладные исследования и разработки, внедрение новшеств. Циклы Н.Д. Кондратье-ва и их роль в управлении инновационными процессами 4 2 
1 2 3 4 5 6
4 Организация инновационного менеджмента. Понятие организационной структуры и организационной схемы управления. Формы инновационного менеджмента. Вен-чурные фирмы. Эксплеренты, патиенты, виоленты, ком-мутанты. Научная организация. Структура организаций, выполняющих научные исследования и разработки (НИОКР). Классификация научных организаций по сек-торам науки и типам организации 4 2 
5 Выбор инновационной стратегии. Значение выбора стратегии. Анализ развития инновационных процессов как условие выбора стратегии. Методы выбора иннова-ционной стратегии. Наступательная (лидирующая), обо-ронительная, имитационная стратегия. Выбор рацио-нальной стратегии для России, имеющей технологиче-ское отставание в ряде отраслей. Методический аппарат выявления тенденций науки и техники. Общие принципы разработки инновационной стратегии. Соотношение «затраты-результат» как критерий отбора стратегии 2 2 
6 Инновационный процесс. Инициация – начальный этап инновационного процесса. Методы поиска идеи иннова-ции: неалгоритмические (мозговой штурм, контрольные вопросы, морфологический анализ, фантограмма, деся-тичные матрицы поиска, каталога, фокальных объектов); алгоритмические (инструменты теории решения изобре-тательских задач и функционально-стоимостного анализа систем). Продвижение и диффузия – конечный этап ин-новационного процесса 4 4 
7 Управление инновационным процессом. Субъект и объект инновационного менеджмента, их функции. Ор-ганизация инновационного менеджмента. Сетевое пла-нирование как эффективный метод организации и управ-ления инновационным процессом. Приемы инновацион-ного менеджмента и их сущность 2  
8 Организация НИОКР и проектирования. Понятие НИР и ОКР. Задачи и этапы НИОКР. Управление проектами. Основы инновационного проектирования и экспертизы инновационных проектов. Задачи, приемы и методы экс-пертизы. Методы отбора инновационных проектов для реализации. Фонды: РФФИ, РГНФ. Консорциум эко-номических исследований и образования 2  
9 Управление созданием, освоением и качеством новой техники. Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия. Роль функционально-стоимостного ана-лиза. Управление процессом подготовки производства новой техники. Конструкторская, технологическая, орга-низационно-экономическая и социальная подготовка производства. Управление техническим уровнем и каче-ством новой продукции. Оценка новой продукции на соответствие мировому техническому уровню. Роль сертификации в обеспечении конкурентоспособности продукции 2 2 


1 2 3 4 5 6
10 Прогрессивные производственные технологии. Поня-тие производственной технологии. Перспективность раз-личных научно-технических направлений. Тенденции развития экономики промышленно развитых стран. Клас-сификация производственных технологий. Производст-венные технологии как объект управления. Технологии производства материального и энергетического продук-тов. Технологии производства информационного про-дукта. Интернет-мобильные инновации 4 2 
11 Оценка эффективности инноваций и эффективность инновационной деятельности. Эффективность исполь-зования инноваций. Виды эффекта. Значение соотноше-ния «результат-затраты». Общая экономическая эффек-тивность инноваций. Патентно-лицензионная деятель-ность инновационных организаций. Выявление различ-ных объектов интеллектуальной собственности. Интел-лектуальная собственность организаций и ее защита. Вы-ход на рынок технологий как результат инновационной деятельности. Классификация лицензий. Экспортная конкурентоспособность научно-технических разработок. Понятие трансферта технологий 4 4 
12 Персонал и структура инновационных организаций. Особенности управления персоналом инновационных организаций. Кадровое планирование. Классификация персонала. Квалификационные требования к инновационным менеджерам. Организационные структуры инновационных организаций. Закономерности развития инновационных коллективов. Сравнительный анализ достоинств и недостатков различных структур инновационных организаций 4  
  Итого: 36 18 

5. Практические занятия
Таблица 3
Состав и объем практических занятий


 №
темы Наименование и
краткое содержание Характер занятий и цель Кол-во
часов
1 2 3 4 5
1 3 Классификация инноваций Закрепление знаний классифика-ции инноваций. Письменный оп-рос группы (запись своих приме-ров) и последующая коллективная рефлексия с комментариями пре-подавателя 2
2 4 Венчурный бизнес. Типы фирм: эксплеренты, патиенты, виоленты, коммутанты Закрепление знаний признаков инновационных фирм. Письмен-ный опрос группы (запись своих примеров) и последующий их коллективный анализ 2
1 2 3 4 5
3 5 Выбор инновационной стра-тегии. Коллективное осмысливание вы-бора рациональной стратегии для России, имеющей технологиче-ское отставание в ряде отраслей (с использованием графика «главные параметры систем – время») 2
4
 6 Методы поиска идеи иннова-ции: Освоение методов поиска новых идей: мозгового штурма, каталога и фокальных объектов, морфоана-лиза, фантограммы. Работа парами у доски по каждому из методов 4
5  
6 9 Управление созданием, ос-воением и качеством новой техники. Закрепление знаний о деятельно-сти на разных фазах жизненного цикла объектов техники. Опрос студентов и анализ их ответов 2
7 10 Прогрессивные производст-венные технологии Закрепление знаний признаков прогрессивных технологий. Вы-ступления группы студентов по заранее распределенным видам технологий 2
8
 11 Выявление различных объек-тов интеллектуальной собст-венности Демонстрация в игровой форме с участием группы сопоставитель-ного анализа существенных при-знаков объектов типа «устройст-во» и «способ» 4
9  


6. Самостоятельная работа студентов

6.1. Курсовая работа «Инновационная деятельность предприятия»
Таблица 4
Содержание и объем курсовой работы


раздела Наименование и содержание 
разделов работы Объем расчетной
и графической час-тей, страниц Кол-во 
часов
 на студен-та
1 Краткая характеристика предприятия 2–3 3
2 Оценка рыночной и технологической позиции предприятия 2–3 3
3 Описание существующей системы инноваци-онной деятельности предприятия 10–12 12
4 Описание планов и перспектив организаци-онных мероприятий по усилению инноваци-онной работы на предприятии 8–10 10
 Заключение 1–2 1
 Итого: 23–30 29

6.2. Другие виды СРС

  Помимо курсовой работы для более глубокого изучения курса после каждого лекционного занятия студенты пишут краткое резюме по пройденной теме и выполняют (для сдачи на сле-дующем занятии) небольшие домашние задания рефлексивного типа.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб: Питер, 2001. 304 с.
2. Инновационный менеджмент / Под ред. Ильенковой C.Д. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 327 с.
3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. 600 с.
4. Лихолетов В.В., Плужников В.Г., Комарова Е.В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. 288 с. (в электронном виде)
5. Лихолетов В.В. Инновационный менеджмент. Словарь терминов. Учебное пособие. Челя-бинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. 72 с. (в электронном виде)

б) Дополнительная литература

6. Кирина Л.В., Кузнецова С.А. Стратегия инновационной деятельности предприятия. Ново-сибирск,1995.
7. Минго Дж. Секреты успеха великих компаний (52 истории из мира бизнеса и торговли). СПб.: Питер Пресс, 1995. 256 с.
8. Минс Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в ХХI веке / Пер. с англ. М.:Альпина Паблишер, 2001. 280 с.
9. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. – М.: Эко-номика, 1989. 271 с.
10. Уотерман Р. Фактор обновления: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995.
11. Шнейдер А., Кацман Я., Топчишвили Г. Наука побеждать в инвестициях, менеджменте и маркетинге. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. 232 с.

7.2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

  Курс сопровождается комплектом из 20 слайдов-схем (на 22 страницах), подготовленных на основе слайдов преподавателя кафедры «Менеджмент» Санкт-Петербургского филиала Госу-дарственного университета – Высшей школы экономики В.И. Фомичева (табл. 5), которые мо-гут быть использованы в компьютерном классе или в аудитории, снабженной видеопроекто-ром.  
  Комплект слайдов, выведенный на бумаге, служит раздаточным материалом, сопровож-дающим изучение соответствующих тем курса.
  Кроме того, студентам выдаются образцы оригинально выполненных курсовых работ.

 Таблица 5
Перечень слайдов-схем по курсу «Инновационный менеджмент»


№ Содержание слайда-схемы Кол-во страниц
1 Содержательная структура курса «Инновационный менеджмент» 1
2 Классификация нововведений 2
3 Выбор инновационной стратегии (а) и Конкретизация целей инноваци-онной стратегии (б) 2
4 Основные понятия инновационного процесса 1
5 Организация исследований и разработок (R&D) 1
6 Эффективность инноваций 1
7 Профессиональные требования к менеджерам инноваций 1
8 Этапы инновационного процесса 1
9 Жизненный цикл продукта (ЖЦП) 1
10 ЖПП на примере эволюции фирмы 1
11 Создание нового продукта 1
12 Автоматизация исследований, разработок, производства и сбыта 1
13 Управление (Management & Control) 1
14 Принципы менеджмента в исследованиях и разработках (R&D) 1
15 Организационная структура научно-технической фирмы 1
16 Правовая охрана интеллектуальной собственности и управления ею 1
17 Меры регулирования отношений, обеспечения надежной защиты и эф-фективного использования интеллектуальной собственности.
Проблемы, связанные с коммерческим использованием интеллектуаль-ной собственности 1
18 Возможности, предоставляемые электронной коммерцией для бизнеса 1
19 Классификация объектов интеллектуальной собственности 1
20 Комплексная правовая защита научно-технической продукции 1
  Итого: 22


Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП