Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой

Реклама


Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой

Просмотров: 4390 Автор: admin

Антикризисные аспекты государственного управления экономикой в разных странах выражаются в разных формах. В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др.

Во первых в параграфе 310 гл. 58 Свода законов США указывается, что мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы:

·        по снижению высокого уровня безработицы,

·        по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников;

·        уделять должное внимание увеличению роли экспорта,

·        улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения.

Так законодательно закреплена (параграф 311) антициклическая политика по вопросам занятости. Она предусматривает:

·        ускоренное финансирование государством строительных работ,

·        увеличение занятости в госсекторе,

·        увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице,

·        профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице.

Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих большое значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.

По мнению конгресса, на молодежь приходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т.п.

Во вторых важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. был создан Президентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решений по проблемам, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

• совершенствование управления финансовыми ресурсами;

• рационализация управленческих инструментов и процедур;

• координация деятельности генеральных инспекторов;

• усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.

Следует отметить, что антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития[1] — от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции.

В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации — поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

Характерные черты приватизации:

Великобритании — постепенность,

Германии — осторожность,

Италии — ярко выраженный прагматизм.

Чешской Республике — уменьшение доли государства во владении собственностью до 10-15%.

В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики. По мнению экономистов, смешанные предприятия более конкурентоспособными, по сравнению с государственными предприятиями. Для гос. предприятий характерны низкая эффективность издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструменты экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе иностранного капитала. В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы:

• продажа государственных предприятий частным инвесторам — физическим и юридическим лицам;

• создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала;

• продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

Приватизация в этих странах осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия.

В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах: — малая приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект — стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.

Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществляется в два этапа. Первый этап проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации. В ходе его осуществляется разработка, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связан с реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народного имущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации: 23,6% — преобразование в акционерные общества; 30,8% — бесплатная передача населенным пунктам; 8,0% — общественные аукционы; 22,3% — прямые продажи; 6,7% — торги; 9,8% — реституции.

В Чехии в процессе приватизации активное участие принимали иностранные фирмы. Большой объем иностранных инвестиций приходился на фирмы Германии (31,2%), США (27,8%), Франции (12,7%), Бельгии (7,2%), Австрии (6,2%). Иностранных инвесторов предприятия Чехии привлекают относительно невысоким страновым риском, сравнительно высоким уровнем квалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату и материалы.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. экономика ведущих развитых стран росла довольно высокими темпами. Например, экономика США в течение десяти лет с 1991 г. вплоть до марта 2001 г. ежеквартально увеличивалась в среднем на 1%, а инвестиции в оборудование и программное обеспечение на 3%. При этом обычных признаков приближающейся рецессии, таких, как ускорение инфляции или стремительное накопление запасов, не наблюдалось. Во второй половине 2000 г. и в начале 2001 г. после некоторого замедления темпов роста произошло сокращение производства, и экономика вступила и фазу открытой рецессии. В 1 квартале 2001 г. началось снижение ВВП на 0.3% за квартал. Основной причиной этого стало замедление роста потребительских расходов с привычных 3-4% до 1% в годовом исчислении.

Федеральные органы власти США, руководство американских компаний разработало и осуществляет ряд антикризисных мер.

В течение всего 2001 г. Федеральная резервная система оперативно реагировала на ухудшение экономической конъектуры снижением уровня процентных ставок. За год ключевая ставка по федеральным фондам уменьшилась с 6,5% годовых до 1,75% самого низкого уровня за последние сорок лет. По инициативе президента Буша после 11 сентября принят пакет чрезвычайных мер (40 млрд дол) для удовлетворения «первоочередных потребностей“ авиапромышленности и военного сектора.

Как обычно, в условиях спада американские корпорации сокращают персонал (с марта по декабрь 2001 г. были уволены 1 млн. 367 тыс. работников). Эксперты считают, что в нынешних условиях эффективнее было бы не увольнять работников, а пойти на уменьшение» их заработной платы. Скидки и льготы, предоставляемые потребителям, ложатся бременем на прибыль компаний, что может вынудить их пойти на новое сокращении работающих, а за этим может последовать уменьшение потребительского спроса и т.д.

По мнению экспертов, в Европе ситуация окажется лучше, а в Японии — несколько хуже, чем в США. Приведенные прогнозные суждения экспертов не учитывали влияния на экономику США и других развитых стран возможных военных действий в Ираке и вокруг него.

В странах с развитой рыночной экономикой уделяется надлежащее внимание совершенствованию института банкротства. Во Франции, например, законодательство о несостоятельности выполняет макроэкономическую роль, направленную на сохранение в первую очередь действующих предприятий. Основной закон в этой сфере так и называется «О финансовом оздоровлении предприятий».

Поставив целью максимальное сохранение предприятий, французская система была вынуждена ущемить права кредиторов, в том числе и обеспеченных. С 1994 г. права кредиторов по разработке и принятию плана восстановления платежеспособности предприятий существенно урезаны. Но значительно расширены полномочия Торгового Суда (аналог Российского арбитражного суда). Представители суда стремятся инициировать переговоры предприятия-должника с кредиторами при первых признаках надвигающейся неплатежеспособности. Президент Торгового Суда в определенных случаях может пригласить руководителя предприятия в суд и предложить ему начать переговоры с кредиторами. Переговоры могут длиться максимум три месяца. Если по истечении трех месяцев согласие не будет достигнуто, начинаются судебные процедуры о несостоятельности.

Если предприятие имеет возможность продолжить работу, суд может открыть процедуру реструктуризации. Это означает, что в сравнительно короткие сроки прежнее или новое руководство должника обязано предложить план деятельности предприятия, предусматривающий удовлетворение требований кредиторов в срок, не превышающий 10 лет, либо будет предложена продажа предприятия третьим лицам на условиях продолжения деятельности предприятия.

Законом «О финансовом оздоровлении предприятий» определена юридическая ответственность руководителя, доведшего предприятие до банкротства, в результате которого было уволено большое количество сотрудников, ему может грозить до 20 лет тюремного заключения.

Вопросы

1. Проанализируйте основные направления совершенствования антикризисного государственного управления в США на современном этапе.

2. Каковы особенности проведения приватизации в странах Западной Европы?

3. Покажите особенности проведения процедур банкротства предприятий во Франции.

Литература

Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: БЕК, 1996.

Рубцов Б. Чему учат кризисы // Эксперт. 2002. № 1-2. С. 309.

Французский опыт в сфере несостоятельности предприятий // Антикризисное управление. 2001. № 5-6


Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП