Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » Антикризисное управление и процессы общественного развития

Реклама


Антикризисное управление и процессы общественного развития

Просмотров: 4451 Автор: admin

Государственное регулирование и антикризисное управление

Социальное государство как субъект регулирования социально-экономических процессов

Российское государство как субъект регулирования и управления:

Во первых выражает общие для всех проживающих на его территории граждан интегрированные потребности, интересы, ценности. Его задача заключается в том, чтобы создавать и поддерживать в действующем состоянии организационные и управленческие механизмы.

Во-вторых, ему предназначено формировать и закреплять всеобщую волю, придающую государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации.

В-третьих, Российское государство признает права предпринимателей и лиц наемного труда (и их профсоюзов) на тарифную автономию на основе социального партнерства; на участие работников в управлении производством, общественной и социально-политической жизнью.

В-четвертых, Российское социальное государство проводит регулирование экономики и распределением доходов между всеми категориями и слоями граждан. Государство должно уметь соблюдать баланс между саморегулированием рынка и государственным вмешательством, дозировать объемы хозяйственной свободы и государственных социальных гарантий, законодательными актами создавать условия для стимулирования производства социально значимых товаров и услуг.

В современном обществе и экономика, и социальная жизнь, и развитие культуры подлежат государственному регулированию. Но в каждой стране мера государственного регулирования различна, что определяется действием многих условий и факторов уровнем развития экономики.

Для реализации генеральной цели (миссии) государственные органы должны сосредоточить свои главные управленческие усилия на экономической и социальной сферах. При этом государственные органы управления в отличие от прошлых традиционных подходов оказывают свое воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов не непосредственно, не подменяя органы хозяйственного управления, а воздействуют опосредованно путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Одной из задач государственного регулирования экономики является ликвидация сбоев функционирования рыночного механизма на микроуровне, создание условий для преодоления кризисных явлений в деятельности предприятий, реализация мер, направленных на предотвращение и преодоление банкротства хозяйственных организаций.

В современных условиях органы государственного управления должны быть наделены системой новых для нашей страны функций:

• привлечение коммерческих структур к реализации государственных программ и закатов, развитие рыночной инфраструктуры, предоставление гарантий иностранным инвесторам, содействие предпринимателям в доступе к кредитам;

• разрешительные функции: квотирование, лицензирование, субсидирование, создание бюджетных и внебюджетных фондов;

• прямое управление объектами государственной собственности, не подлежащими приватизации, и участие в управлении акционерными обществами с контрольным или иным пакетом акций государства через делегирование своих представителей в наблюдательные Советы, в правления и т. п.;

• прогнозирование и анализ тенденций развития рынков, экономики, сферы услуг на федеральном и региональном уровне;

• разработка и реализация научно-технической политики, технологии, организация научных исследований, технических проектов, экспертная оценка;

• подготовка кадров для рыночных и не рыночных структур, создание системы центров повышения профессионального уровня специалистов;

• координация межгосударственных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

19.2. Государственное регулирование экологических и социальных процессов

Особой архиважной функцией государственного регулирования и управления является сохранение и воспроизводство достойной человека окружающей природной среды.

Общими усилиями специалистов-экологов многих стран мира разработана концепция устойчивого развития, при котором удовлетворение текущих потребностей людей не ставило бы под угрозу качество жизни и само выживание следующих поколений. За нее в 1987 г. дружно проголосовала ООН. Многие государства, в том числе и Россия, приняли национальные концепции устойчивого развития.

Разрушение природной среды порождает угрозы и опасности нового типа. Загрязнение среды и его последствия разносятся по всей планете и через воду, пищу попадают в организм человека. Исследователи считают, что выход из создавшегося положения состоит в преодолении бедности, необеспеченности большинства населения. С наращиванием экономической мощи у государства возникнет больше возможностей и финансовых ресурсов для разработки экологических проектов и их реализации, а значит, и минимизации экологических загрязнений и угроз.

Такие огромные реки Сибири, как Обь, Лена оцениваются как загрязненные, а Томь, Иртыш, Исеть как очень загрязненные. Рыба в таких реках обречена. Сами же водоемы — источник инфекционных и неинфекционных заболеваний водного характера.

Но не только водные просторы — сами земли несут болезни. В сибирском регионе в огромных количествах хранятся неопознанные пестициды, запрещенные ядохимикаты.

Главный санитарный врач РФ справедливо подчеркивает, что состояние здоровья населения неотделимо от согласованного решения экономических и социальных программ.

Статистические данные, социологические опросы свидетельствуют о непомерно большом разрыве в уровне оплаты руководителей и работников на многих предприятиях и в госучреждениях, как показывает мировая практика, должны соблюдаться определенные цивилизованные рыночные правила игры. Вот в Германии, например, ведущие специалисты, руководители предприятий получают всего в 4-5 раз больше, чем остальные работники. В Японии и Швеции этот разрыв еще меньше. У нас же даже на прибыльных предприятиях разрыв в оплате «верхов» и «низов» может составлять порой 40 и 50 раз. А в целом по стране Госкомстатом зафиксирован 30-кратный разрыв между средней зарплатой 10 процентов наиболее оплачиваемых и 10 процентов наименее оплачиваемых работников. Получается, что небольшой группе высших управленцев хорошо, а всему народному хозяйству плохо. Это противоречие необходимо более оперативно преодолевать. В противном случае в обществе может возникнуть социально-политический кризис. Резкое Обострение нужды и бедствий большинства населения, с одной стороны, и обогащение и роскошь правящей элиты, с другой, становились базой, исходной причиной классовых битв и разрушительных социальных потрясений.

Другой весьма значимой функцией государства является демонополизация. Демонополизация экономики — важное условие надежного функционирования рыночных механизмов, утверждения здоровой конкуренции между хозяйствующими субъектами. Для этого необходимо разработать специальную программу демонополизации отраслей. Необходимо установить порядок продажи акций, учесть права собственников, разработать и принять закон «О защите конкуренции». ФАС при анализе сделок по слиянию и поглощению намерена требовать от компаний полностью расписанную структуру собственности. Особенно усиливается ответственность ФАС в связи с предстоящей реструктуризацией естественных монополий («Газпром», РАО «ЕЭС России», железнодорожная отрасль). От того, как пойдет процесс продаж, многое зависит. Или государство будет в курсе того, что происходит в базовых отраслях экономики, или потом придется разбираться с крупными ошибками и просчетами в этих важных сферах народного хозяйства.

Демонополизация национальной экономики предполагает развитие малого предпринимательства. Для его стимулирования предусматривается:

• сокращение административных барьеров при осуществлении малыми предприятиями своей коммерческой деятельности;

• упрощение доступа к финансовым ресурсам, развитие кредитования и страхования;

• упрощение налоговой отчетности;

• развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

• запрещение приостановления деятельности предприятий без судебного решения;

• максимальное вовлечение в хозяйственный оборот имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• создание для малых предприятий в высокотехнологичной сфере технопарков и бизнес-инкубаторов;

• совершенствование налогового законодательства на основании анализа практики применения действующих систем налогообложения субъектов малого бизнеса.

Принятие перечисленных мер позволяет создать наиболее благоприятные, по сравнению с настоящими, условия для свободного развития малого предпринимательства.

19.3. Деятельность государства по совершенствованию правовых аспектов антикризисного управления

В РФ в настоящее время 40 процентов убыточных предприятий и организаций. Просроченная кредиторская задолженность на конец января 2004 г. составлял 1,2 трлн руб.1. Занимая второе место в мире по обеспеченности ресурсами на душу населения, по среднедушевому объему ВВП Россия находится лишь в восьмом десятке. Почему Предприятия оказались в руках случайных людей, не заинтересованных напрямую в наращивании объемов производства. «В развитых странах приватизации обычно предшествует предпродажная подготовка предприятий, значительно повышающая их рыночную стоимость. В России же приватизация проводилась в условиях „игры на понижение“. Виной тому были и умышленные действия игроков, и объективные причины, и „революция цен“ в начале 1990-х гт. И вот итог. Обвальная приватизация лишила российское общество ресурсов, необходимых для развития.

Многие российские да и иностранные граждане считают собственников, получивших предприятия в результате приватизации не легитимным и не вполне законными. А это лишает российскую экономику привлекательности для инвесторов.

Первые нормативные акты, сформировавшие условия и критерии .банкротства, относятся к началу 1990-х годов. Так, в соответствии с Законом РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» в качестве признания предприятия устойчивым и платежеспособным были определены критерии, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности. Нарушение хотя бы одного критерия считалось достаточным для попадания предприятия в группу особого контроля. Данная методика на практике использовалась редко.

В странах с развитой рыночной экономикой, как правило, для предприятий малого и среднего бизнеса никакие критерии банкротства, основанные на бухгалтерской отчетности, неудовлетворительной структуре баланса, на практике не используются. Критерием несостоятельности служит просрочка налоговых платежей, а также платежей за товары и услуги, невыполнение договорных отношений с партнерами.

С 1 марта 1998 г. в России вступил в силу новый закон «О несостоятельности (банкротстве)». Он учитывал негативную отечественную практику и позитивный опыт развитых стран. Главными достоинствами второго закона можно считать:

• ориентацию на сохранение предприятия, создание условий для его выживания через реструктуризацию (где это возможно);

• прозрачность критериев банкротства, отсутствие апелляции к понятию «структуры баланса»;

• банкротство может быть признано только на основе решения арбитражного суда, что защищает предприятия от волюнтаристских решений властей.

Ряд специалистов считали закон «мягким». Тем не менее данный закон оживил процедуру банкротства. Уже в 1998 г. в арбитражные суды поступило в 2,2 раза больше заявлений о признании должника банкротом, чем в предыдущий год. Законодательство о банкротстве в России продолжает развиваться и уточняться сближаться с зарубежной практикой. Подтверждение тому — принятие нового Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства начинается с принятия арбитражным судом заявления о признания должника банкротом. В соответствии со ст. 7 нового Федерального закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд обладают: сам должник, кредитор, уполномоченные органы. Дело о банкротстве может быть возбуждено при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. и соответствующие обязательства не выполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Положение о «несостоятельности должника» является основанием применения к нему процедур банкротства, однако вызывает сомнения целесообразность употребления понятий «несостоятельность» и «банкротство» в качестве синонимов. Представляется, что данные понятия имеют ряд различий в толковании.

В законодательстве ряда стран используется термин «несостоятельность», а термин «банкротство» в практике не применяется. В других странах, например, в США, напротив, используется только термин «банкротство».

В российском законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство» являются синонимами. Это, естественно, значительно упрощает их использование как в арбитражной практике, так и в экономическом обороте. Однако вызывает сомнение адекватность имеющегося определения «несостоятельности» самой экономической и правовой сущности этого термина.

При анализе определения «несостоятельности», данного в Законе «О несостоятельности (банкротстве)», становится очевидной его экономическая неточность. Например приостановление текущих платежей само по себе не является критерием неплатежеспособности и наоборот. Возникает вопрос, если предприятие регулярно осуществляет текущие платежи, то должна ли в этом случае констатироваться состоятельность при наличии многомиллионной задолженности?

В российской практике факт банкротства носит в большей степени субъективный характер и порой является инструментом преследования личных интересов. Так, например, критерий несостоятельности «просроченная более трех месяцев задолженность» дает возможность объявить банкротом любое предприятие, даже устойчивое. Анализ специалистов показывает, что в зону относительно цивилизованного срока расчета (до двух месяцев) попадает лишь 5% российских предприятий, тогда как половина из них (51%) рассчитываются со своими должниками (потребителями) в срок до шести месяцев.

Несмотря на то, что в настоящее время еще невозможно оценить данный Закон с точки зрения практики применения, его концепция и основные положения — важнейший шаг в развитии рыночных отношений в России. Некоторая ограниченность Закона заключается в том, что на стадии конкурсного производства предполагается продажа не предприятия, а имущества, причем без долгов. Это несколько противоречит западной практике, где предприятие даже на последней стадии банкротства обычно рассматривается не как совокупность имущественных ценностей, а как бизнес.

В 2003 г. Минэкономразвития России разработало ряд проектов нормативно-правовых актов в целях реализации Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127 — ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Правительством Российской Федерации утверждены 11 постановлений Правительства Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 января 2004 г. № 22-р).

В дополнение к этому Министерство подготовило проект указа Президента Российской Федерации «О приведении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом „О несостоятельности (банкротстве)“.

Министерство планирует подготовить:

• проект федерального закона „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ (в части уточнения требований к арбитражному управляющему, последствий освобождения или отстранения арбитражного управляющего, порядка продажи имущества в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления и развития саморегулирования)“;

• проект федерального закона „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения положений о преднамеренном и фиктивном банкротствах, неправомерных действиях при банкротстве)“;

• проект постановления Правительства Российской Федерации „Об утверждении Правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства“;

• проект постановления Правительства Российской Федерации „Об утверждении Положения о формировании, размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих“.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации также планирует завершить создание и ввод в эксплуатацию межведомственной информационной системы, предназначенной для мониторинга и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций.

Различные предприятия, находящиеся на схожих этапах развития, переживают сходные проявления кризиса. Обобщение опыта финансового оздоровления компаний, предвидения кризисов, методов корректировки ситуации на ранних стадиях развития кризиса и программ государственной поддержки для разных типов предприятий и организаций может стать одной из задач исполнительной власти. Однако Правительство Российской Федерации, соответствующие министерства, экономическая наука уделяют крайне недостаточное внимание исследованию проблем реструктуризации низкоэффективных промышленных производств, разработке экономических предложений преобразования их деятельности, адекватного хозяйственного механизма, типовых программ экономического реформирования.

Еще в 1997 г. Министерством экономики Российской Федерации были подготовлены Методические рекомендации по реформе предприятий, однако с тех пор чего-либо значимого разработано не было, несмотря на изменение условий. Кроме того, основная направленность подобных разработок — создание элементов аппарата антикризисного управления при внешней санации. Это связано и с тем, что раньше на борьбу с кризисом бросались после того, как он начинался.

Имеющиеся Методические рекомендации по преодолению кризиса целесообразно дополнить разработкой методических подходов к опережающему выявлению кризисных ситуаций. Такие подходы должны предусматривать многовариантность схем, а предприятие должно иметь возможность отобрать ту схему, которая его удовлетворяет, и творчески ее доработать, адаптировать к конкретной ситуации.

Рекомендации целесообразно разрабатывать для групп предприятий, выделенных в соответствии с каким-либо классификационным признаком. В мировой практике принята следующая классификация:

1) финансово неустойчивые и неблагополучные компании на фоне стабильно развивающейся отрасли;

2) компании, основные виды деятельности которых относятся к низкоприбыльным, «отмирающим» отраслям, однако положение в данной конкретной компании является нормальным;

3) финансово неблагополучные компании, принадлежащие к слабой отрасли;

4) финансово благополучные компании, чьи виды деятельности относятся к стабильно развивающимся отраслям.

Для каждой группы предприятий необходимо разрабатывать свои модели поведения и адаптации к конкретной ситуации.

Для первой группы, как правило, характерны субъективные ошибки руководства, слабый менеджмент, и соответственно, рекомендации должны быть направлены на преодоление этих недостатков.

Для компаний второй группы наиболее общей рекомендацией может быть диверсификация производства, проникновение в смежные области.

Для третьей группы, возможно, радикальным средством была бы ликвидация бизнеса.

Менеджеры четвертой группы компаний должны владеть инструментарием прогнозирования (предвидения) негативных изменений, их быстрого преодоления и смягчения возможного ущерба.

На основе вышеизложенной классификации применительно к современной российской практике можно выделить следующие группы предприятий:

• предприятия с низкой эффективностью деятельности в настоящее время, но с высокой потребностью в их продукции (например, ситуация с ОАО «Москвич»);

• неэффективные предприятия, но перспективные с точки зрения структурной перестройки (например, конверсия военных заводов с высокими технологиями, наукоемкие производства);

• неэффективные предприятия, закрытие которых сдерживается лишь социальными и демографическими факторами (например, угольные шахты).

С точки зрения целесообразности государственного регулирования и поддержки предпринимательства можно выделить следующие виды неустойчивых организаций:

• предприятия малого бизнеса;

• быстро растущие компании;

• компании, недавно пережившие кризис;

• недавно возникшие, молодые организации;

• фирмы, зависимые от инноваций.

Государственное регулирование финансового оздоровления организаций, дополненное квалифицированным внутренним предкризисным управлением и управлением организацией в период кризиса, основанным на типовых методиках, разработанных с учетом государственной концепции, может привести к значительным положительным результатам.

Вопросы

1. Что понимается под социальным государством как субъектом регулирования и управления?

2. Назовите и раскройте основные государственные функции регулирования экономических процессов.

3. В чем состоят государственные функции регулирования экологических явлений?

4. Раскройте содержание государственных функций регулирования социальных процессов.

5. В чем состоит регулирующая деятельность государства по совершенствованию правовых аспектов антикризисного управления?

Литература

Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства: Учебное пособие. М: Белые альвы, 1996.

Лужков ЮМ. Возобновление истории: Человечество в XXI веке и будущее России. М.: Изд-во МГУ, 2002.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. Изд. 4-е перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004.

Савкунова Л.А. Содержание процесса подготовки, утверждения и реализации управленческих решений // Вестник Академии. 2004. № 1.

Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства: Учебное пособие. М.: Белые альвы, 1996. С. 69.

Путин В.В. Послание Федеральному Собранию РФ //


Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП