Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » Контроллинг как система предупреждения и профилактики кризисов в организации

Реклама


Контроллинг как система предупреждения и профилактики кризисов в организации

Просмотров: 3851 Автор: admin

Становление системы контроллинга

Потребность в своевременном распознавании проблемы и принятии решений повышает роль функции контроля. На определенном этапе этого процесса возникает необходимость в организационных преобразованиях  — создание или повышение статуса специализированных подразделений контроля, расширение диапазона контролируемых процессов, мониторинга отклонений и анализа их причин, определение точек и границ контроля, системы реагирования на результаты контроля, создание механизмов типологического воздействия контроля на процессы функционирования организации (мягкий или жесткий контроль, латентный контроль и пр.). Функция контроля при возрастании ее приоритета превращается в тип управления, который получил название «контроллинг».

Контроллинг связан с планированием. Он позволяет оценивать качество плана, своевременно его корректировать или создавать условия для его реализации, через системы нормативного регулирования процессов. Он является важнейшим фактором процессного управления.

Контроллинг в отличии от функции учета и контроля  — целый комплекс характеристик управления, отражающих его типологическую принадлежность. Контроллинг не противостоит другим типам управления, например, стратегическому менеджменту. Он сочетается с ним. Это важная методологическая посылка понимания типа управления вообще и контроллинга в частности.

Контроллинг связан с изменением самой технологии разработки управленческих решений. Если раньше при росте фирмы и усложнении управления рос и управленческий аппарат, главным образом для того, чтобы собирать информацию и готовить ее в формы, необходимые для решений. Разработка и принятие решений были прерогативой менеджера. Сейчас В штабах фирм разрабатываются альтернативные управленческие решения и проводится с помощью компьютерной техники их анализ по критериям целей фирмы, миссии, эффективности функционирования, конкурентоспособности, темпов развития и пр. Этот процесс требует интеграции учета, анализа, нормирования, планирования, контроля в общую систему информационного и методологического обеспечения управления. Возникшая таким образом система и получила название «контроллинг». Контроллинг  — Это система упреждающего контроля на основе аналитического и постоянного наблюдения за функционированием организации и среды.

контроллинг  — это концепция в практическом управлении, направленная на поиск слабых сигналов возможных кризисных ситуаций, своевременную ликвидацию узких мест и отклонений, обеспечение тенденций устойчивого стратегического развития в соответствии с целью, планом и миссией.

Принципы контроллинга

Особенность контроллинга как типа управления наиболее ярко проявляется в его принципах и функциях. Известно, что принципы  — это правила, в соответствии с которыми осуществляется управление. Контроллинг подчиняется всем принципам управления, но имеет так же собственные принципы:

1. Принцип регулирования динамики развития организации. Он проявляется в ускорении или торможении различных процессов в организации.

2. Принцип фиксации фактов, норм, заданий, показателей и т.д. Без фиксации или документального оформления невозможно сравнение и обоснование тенденций, анализ их истоков и причин.

3. Принцип регулярности контроля или, точнее говоря, мониторинга процессов. Регулярность отражает не только промежутки времени, но и этапы процессов, и точки контроля.

4. Принцип гибкости контроля, который заключается в необходимости варьировать методы и формы контроля в зависимости от обстоятельств развития организации. Контроль осуществляется для анализа тенденций. Именно для этого контроль должен быть гибким и динамичным, дифференцированным и одновременно интегративным. Такой контроль характеризует систему контроллинга.

5. Принцип фактологии отражает правило логичного сбора и построения фактов. В основе такой логики должны лежать цель и миссия организация, концепция управления, систематизация фактов. Факты  — это не просто информация. Это квантифицированное отражение действительности, отвечающее критериям объективности и выделенное в качестве содержательного элемента проблемы. Удачная фактология облегчает принятие решения и повышает его эффективность.

6. Принцип накопления информации, который позволяет вести статистику и производить статистический анализ, видеть тенденции и предвидеть будущее.

7. Принцип анализа тенденций, который заключается в сравнительных оценках и сопоставлении. Контроллинг немыслим без аналитического подхода к управлению.

8. Принцип стратегичности. Главным содержанием контроллинга является потребность обеспечения развития по стратегической программе, настройка деятельности по разработанной стратегии.

9. Важным принципом является принцип своевременности обнаружения отклонений для устранения их в ранней стадии кризиса, особенно если он оказался результатом ошибки.

10. принцип организационного обеспечения. Он означает необходимость выделения специальной службы и предоставления ей такого статуса, какой необходим для реализации всех вышеперечисленных принципов и специализированных функций.

Принципы, как и все другие факторы контроллинга, только тогда отражают его реальность и действенность, когда они используются в полном их комплексе и системе, в ранжированной, но целостной связи.

Специфические функции контроллинга

К специфическим функциям контроллинга относятся следующие.

1. Мониторинг состояния и изменения организации по всем сферам ее функционирования: экономической, социальной, технологической, организационной, информационной.

2. Информационное обеспечение технологии управления: поиск, получение и обработка информации, дифференциация информации по проблемам, организационным единицам, разработка альтернативных вариантов решений.

3. Контроль и мотивация исполнения решений и творчества в деятельности.

4. Оценка устойчивости развития организации, осуществление антикризисного управления в виде решений по профилактике кризисов, готовности к кризисным ситуациям, определения характера и особенностей возможного или реального кризиса.

5. Установление границ отклонений от действующих норм, плановых показателей и тенденций развития.

6. Анализ причин отклонений, определение ограничений объективных, естественных в данной ситуации, необходимых для эффективности или для выбранной цели.

7. Прогнозирование развития на ближайшую и дальнюю перспективу.

8. Контроль затрат и регулирование использования ресурсов: финансовых, материальных, людских, информационных, ресурсов времени и пространства.

9. Разработка методологии планирования с учетом возможностей контроля, регулирования и координации, критериев динамики, эффективности, ресурсосбережения.

10. Корректирование планов по критическим ситуациям, изменяющимся условиям, возможностям выгоды, необходимости преобразований.

Эти функции могут распределяться между различными подразделениями системы управления, но В этом случае возникает опасность нарушения системности, интеграции и гармонии их выполнения. Лучший вариант  — создание специализированного подразделения  — отдела контроллинга.

При определении функций и задач контроллинга надо исходить из того, что он представляет собой систему управления достижением целей предприятия и является неотъемлемой частью процесса управления. Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.

Так, для стратегического контроллинга определяют следующий круг задач:

• содействие в установлении количественных и качественных целей предприятия;

• методологическая и информационная поддержка процесса стратегического планирования;

• помощь в определении критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;

• определение узких мест в системе управления предприятием;

• определение основных контрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;

• сравнение плановых и фактических значений стратегических контрольных показателей с целью выявления и ликвидации причин отклонений;

• анализ показателей экономической эффективности, особенно инноваций и инвестиций.

Основные задачи оперативного контроллинга:

• методологическая и инструментальная поддержка процессов текущего и оперативного планирования и разработки бюджетов;

• определение узких мест на уровне тактического управления;

• определение совокупности контрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями предприятия;

• сравнение плановых и фактических показателей, совокупности контрольных результатов и затрат с целью выявления причин и последствий отклонений;

• анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов;

• создание информационной базы для принятия текущих управленческих решений.

Стратегический контроллинг определяет цели и задачи для оперативного контроллинга, т.е. ставит нормативные рамки.

Основная задача оперативного контроллинга  — оказывать содействие руководству предприятия в достижении запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных значений уровней рентабельности, и т.д. Оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому его инструментарий принципиально отличается от методов и методик стратегического контроллинга. Основным же различием между стратегическим и оперативным уровнями контроллинга можно считать то, что в первом случае главенствующими являются будущие интересы предприятия, а во втором  — прежде всего настоящие. Базовый инструмент  — анализ и оптимизацию соотношения «затраты  — прибыль».

Система контроллинга на предприятии должна обрабатывать информацию таким образом, чтобы его руководство располагало всей информацией, непосредственно относящейся к целевым установкам принимаемых решений. Эта система должна не только постоянно учитывать и анализировать данные об отклонениях от плановых заданий, но и одновременно готовить информацию о возможных будущих последствиях решений.

Служба контроллинга в системе управления организацией

Для осуществления контроллинга в полном объеме его функционирования необходимо создание специализированной службы контроллинга. Это не просто отдел контроля исполнения решений или качества деятельности. Это служба организации управления по отклонениям, качеству деятельности и ее результатам, служба контроллинга (КСУКР). В нее могут входить отдел прогнозирования и планирования, отдел статистики, отдел анализа процессов, центр качества. При небольших объемах работы эта служба может быть сжата в специализированный отдел, внутренняя структура которого включает рабочие группы, дифференцированные по функциям контроллинга.

В практическом построении контроллинга необходимо стремиться к простым структурам его построения. Контроллинг  — это не увеличение системы управления дополнительными звеньями, а эффективное распределение функций, необходимых для повышения эффективности управления. Служба контроллинга может быть чисто функциональным подразделением, но часто она получает некоторые полномочия оперативного управления, которые оговариваются определенными характеристиками возможных ситуаций.

Различные организационные варианты контроллинга определяются конкретными условиями управления и выбранной концепцией контроллинга (рис. 16). Контроллинг как тип управления еще не получил в России широкого распространения. Это объясняется: недостатком специалистов, непониманием роли и возможностей контроллинга, недостаточным финансированием управления, отсутствием научного и профессионального подхода к управлению. 

Контроллинг финансов и ликвидности

Контроллинг инвестиций

Контроллинг проектов

Контроллинг договоров

Контроллинг запасов

Контроллинг логистики

Контроллинг сбыта

Контроллинг мест возникновения затрат и прибылей

Контроллинг товаров, услуг и их групп

Контроллинг потребителей и рынков сбыта

Контроллинг затрат и результатов

 
   

 

 

 

где: --------> движение денежных средств;

 в разрезе видов затрат и прибылей. 

1. Подсистема контроллинга договоров предназначена для контроля сроков, объемов и этапов реализации договорных соглашений, планирование и контроль отклонений движения денежных средств по предусмотренным договорами платежам.

2. Подсистема контроллинга проектов предназначена для калькулирования и бюджетирования проектов. В рамках данной подсистемы также осуществляется контроль сроков исполнения, контроль выполнения бюджета и анализ результативности проектов.

3. Подсистема контроллинга инвестиций предназначена для планирования и контроля процессов инвестирования и дезинвестирования на предприятии. Реализуется анализ альтернативных вариантов вложения инвестиций, расчет амортизации, контроль движения инвестированных средств.

4. Подсистема контроллинга запасов предназначена для планирования и оптимизации запасов товарно-материальных ресурсов на предприятии. Осуществляется анализ объемов хранения запасов, оценка эффективности их использования.

5. Подсистема контроллинга логистики предназначена для планирования и контроля всех видов издержек, возникающих в процессе транспортировки товарных запасов по всем элементам и носителям затрат. Осуществляются также функции планирования, контроля и анализа загрузки транспортных мощностей и персонала предприятия.

6. Подсистема контроллинга сбыта предназначена для планирования и контроля реализации товаров и услуг.

7. Подсистема контроллинга мест возникновения затрат и прибылей предназначена для анализа деятельности подразделений предприятия. Реализуются функции планирования и контроля затрат и поступления доходов по видам деятельности всех служб и подразделений.

8. Подсистема контроллинга товаров и услуг предназначена для планирования, контроля и анализа процессов сбыта товаров и оказания услуг.

9. Подсистема контроллинга потребителей и рынков сбыта предназначена для анализа стоимостных и натуральных объемов сбыта и самих сегментов рынка сбыта.

10. Подсистема контроллинга финансов и ликвидности предназначена для анализа агрегированных данных по платежной и имущественной системе предприятия.

11. Подсистема контроллинга затрат и финансовых результатов ориентирована на анализ агрегированных показателей.

Очевидно, что в зависимости от размеров, сферы деятельности и других особенностей предприятия отдельные подсистемы могут оказаться малозначимыми, а в то же время потребуется реализация подсистем, реализующих иные специальные функции.

Контроллинг представляет собой хороший инструментарий для своевременного распознавания негативных признаков и тенденций на предприятиях, находящихся в фазе относительно стабильного функционирования, т.е. для профилактики кризиса.

Вопросы

1. Дайте определение понятия «контроллинг» и раскройте его содержание.

2. Назовите основные функции контроллинга и проанализируйте их содержание.

3. Каковы цели и задачи контроллинга?

4. Назовите и раскройте функциональные подсистемы системы контроллинга.

Литература

Каминский А.К., Оленев Н.И., Примак А.Г. и др. Контроллинг в бичнесо: Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. М., 1998.

Уткин Э.А. Антикризисное управление. М.: Тандем, ЭКМОС, 1997.

Хан Д. Планирование и контроль: Концепция контроллинга. М., 1997.


Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП