Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ .Процедуры банкротства

Реклама


АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ .Процедуры банкротства

Просмотров: 3632 Автор: admin

Банкротство и его основные признаки

Цель института банкротства - оздоровление системы социально-экономических отношений между хозяйствующими субъектами, сведение к минимуму отрицательных последствий банкротства как для предприятий-должников, так и для их кредиторов, осуществление всех процедур в цивилизованной форме.

В настоящее время основным правовым документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, утвержденный Президентом РФ 26 октября 2002 г. Согласно этому закону, «несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность но уплате обязательных платежей».

Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Действие Федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

В законе о несостоятельности четко определены признаки банкротства юридических лиц и граждан.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

При этом дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей.

Стратегические предприятия считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятий принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Для определения признаков банкротства должника учитываются:

• размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровья, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждений по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника. Размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренным Федеральным законом.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают

·         должник,

·         конкурсный кредитор,

·         уполномоченные органы.

Руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

В случае возникновения признаков банкротства руководитель должника обязан направить учредителям должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Федеральный закон обязывает учредителей должника, собственников унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимать меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Эти меры могут быть приняты также кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

В рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. восстановления платежеспособности должника. В специальной литературе совокупность этих мер называют досудебной санацией.

Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Предоставление финансовой помощи в период досудебной санации исключает предоставление товарного кредита, научно-технологических, консультационных услуг и т. п. Следует иметь в виду, что досудебная санация не препятствует возбуждению судебного дела о несостоятельности, не приостанавливает принудительного исполнения должником своих обязательств.

Содержание основных процедур банкротства

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 27) при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица предусмотрел следующие процедуры:

• наблюдение;

• финансовое оздоровление;

• внешнее управление;

• конкурсное производство;

• мировое соглашение.

При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры:

• конкурсное производство;

• мировое соглашение;

• иные, предусмотренные настоящим законом процедуры банкротства.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления должника к производству в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.

Определение о введении наблюдения выносится судьей арбитражного суда единолично. В нем должно содержаться указание на признание требований заявителя о введении наблюдения обоснованными и утверждается временный управляющий.

Определение о введении наблюдения, а также определение об утверждении временного управляющего подлежит немедленному исполнению.

Определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы. С момента введения наблюдения органы управления должника не вправе принимать решения:

• о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

• о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

• о создании филиалов и представительств;

• о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями;

• о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

• о выходе из состава учредителей должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

• об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

• о заключении договоров простого товарищества. Руководство должника вправе осуществлять увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей и третьих лиц в порядке, установленном Федеральным законом и учредительными документами должника.

В то же время органы управления должника могут совершать только с согласия временного управляющего сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок, связанных с приобретением, отчуждением прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника, сделок, связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Наблюдение должно быть завершено в случае определения арбитражным судом о введении финансового оздоровления или внешнего управления. Либо с признанием должника банкротом и об открытии конкурсного производства или утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве.

Арбитражным судом для установленных законом задач наблюдения утверждается временный управляющий. Временный управляющий обязан:

• принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

• проводить анализ финансового состояния должника;

• выявлять кредиторов должника;

• вести реестр требований кредиторов;

• уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

• созывать и проводить первое собрание кредиторов. Временный управляющий наделен солидными правами:

• принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

• обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника;

• обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

• получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

В ходе наблюдения руководство должника или третьи лица в установленном законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в определенных случаях к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 75 Федерального закона.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего, срок финансового оздоровления, график погашения задолженности, сообщает сведения о лицах, предоставивших обеспечение исполнения обязательств, размера и способах такого обеспечения. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. (ст. 80, 127 ФЗ)

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению.

Административный управляющий по рекомендации саморегулируемой организации утверждается арбитражным судом. Административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом, до прекращения финансового оздоровления или освобождения арбитражным судом.

Административный управляющий в ходе финансового оздоровления призван осуществлять следующие обязанности:

• вести реестр требований кредиторов;

• созывать собрания кредиторов в случаях, установленных ФЗ;

• рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

• предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

• осуществлять контроль над ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

• осуществлять контроль над своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов.

Кроме многочисленных обязанностей, административный управляющий имеет и права:

• требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;

• принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником;

• согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ;

• обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника в случаях, установленных настоящим ФЗ;

• обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;

• предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительности сделок и решений.

Административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения внешнего или конкурсного управляющего.

Арбитражный суд, по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления, вправе вынести определение о введении внешнего управления, в случае, установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника и подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренным ФЗ, не более чем на шесть месяцев.

С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Внешний управляющий вправе уволить руководителя должника или предложить руководителю перейти на другую работу в соответствии с трудовым законодательством. Прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей и др.

Для реализации задач, связанных с осуществлением процедуры внешнего управления, арбитражный суд по рекомендации саморегулирующей организации утверждает внешнего управляющего.

Федеральный закон наделил внешнего управляющего широкими правами:

·         распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;

·         заключать от имени должника мировое соглашение;

·         заявлять отказ от исполнения договоров должника;

·         предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением настоящего Федерального закона.

Внешний управляющий, кроме прав, имеет целый набор обязанностей:

·         принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

·         разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

·         вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

·         принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

·         вести реестр требований кредиторов;

·         реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления;

·         представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления и иные обязанности, предусмотренные ФЗ.

Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. Отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом в случае:

·         если все требования кредиторов, включенные в реестр удовлетворены;

·         собранием кредиторов принято решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;

·         между кредиторами и должником заключено мировое соглашение;

·         собранием кредиторов принято решение о продлении срока внешнего управления.

При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Следующей важной процедурой банкротства является конкурсное производство.

Конкурсное производство вводится сроком на один год, на этот срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в этом деле, но не более чем на шесть месяцев. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

  • срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
  • прекращается исполнение по исполнительным документам;
  • все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением прав собственности, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
  • снимаются ранее наложенные ограничения на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника и иных органов управлении должника и собственников имущества должника - унитарного предприятия.

Для осуществления процедуры конкурсного производства по рекомендации саморегулируемой организации арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий с даты своего утверждения до даты прекращения производства по делу о банкротстве или заключения мирового соглашения осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

В Федеральном законе определены его обязанности и права. К наиболее важным обязанностям конкурсного управляющего относятся:

·         принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;

·         привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника;

·         уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;

·         принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

·         анализировать финансовое состояние должника; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

·         вести реестр требований кредиторов;

·         принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Права конкурсного управляющего:

распоряжаться имуществом должника в соответствии с Федеральным законом;

·         увольнять работников должника, в том числе руководителя должника;

·         заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном Федеральным законом;

·         передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами;

·         предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником в нарушении закона;

·         осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей.

Конкурсный управляющий представляет собранию (комитету) кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имущества на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.

На основании ходатайства собрания кредиторов о прекращении конкурсного производства и перехода к внешнему управлению арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Указанное определение может быть вынесено только в случае наличия у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

После утверждения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Пятой важной процедурой банкротства является мировое соглашение. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника. Мировое соглашение заключается между должником, с одной стороны, и конкурсными кредиторами и уполномоченными органами - с другой. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

Мировое соглашение не подлежит согласованию с временным управляющим при процедуре наблюдения и административным управляющим при процедуре финансового оздоровления. При процедуре внешнего управления решение о заключении мирового соглашения принимается внешним управляющим. При процедуре конкурсного производства решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается конкурсным управляющим.

Мировое соглашение заключается в письменной форме. Со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом, принявшим в соответствии с Федеральным законом решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов, уполномоченным на совершение данного действия лицом.

Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме, а также может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.

Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди (табл. 3).

Таблица 3 Название основных процедур банкротства и осуществляющие их арбитражные управляющие

Наименование основных процедур банкротства

Арбитражные управляющие, осуществляющие процедуры банкротства

Наблюдение

Временный управляющий

Финансовое оздоровление

Административный управляющий

Внешнее управление

Внешний управляющий

Конкурсное производство

Конкурсный управляющий

Мировое соглашение

Временный управляющий,  конкурсный управляющий

Банкротство градообразующих и сельскохозяйственных организаций

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Это положение закона применяется также к организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления. Арбитражный суд в количестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, может привлечь также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства местного самоуправления или соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ.

В ходе внешнего управления или конкурсного производства при наличии ходатайства местного самоуправления, соответствующего федерального органа исполнительной власти субъекта РФ может быть осуществлена продажа градообразующей организации. Существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.

С согласия кредиторов и по предложению органа исполнительной власти могут быть установлены и некоторые иные условия.

Рассмотрим особенности банкротства сельскохозяйственной организации. Под сельскохозяйственной организацией понимается юридическое лицо, основной деятельностью которого являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.

При продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, преимущественное право приобретения данных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности. Земельные участки сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, могут отчуждаться или переходить к другому лицу, РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.

В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий.

Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной и переработанной продукции.

Срок внешнего управления не может превышать один год и три месяца. В связи со стихийными бедствиями, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может в совокупности составлять два года.

Вопросы

1. Что понимается под несостоятельностью (банкротом) организации?

2. Признаки банкротства предприятия.

3. Основные процедуры банкротства организации.

4. Процедуры банкротства гражданина, индивидуального предпринимателя.

5. Каковы особенности банкротства градообразующей организации?

6. Каковы особенности банкротства сельскохозяйственной организации?

Литература

Иванов В.Н., Выскребцов В.А. Правовые основы антикризисного управления в предпринимательской деятельности. М., 1999.

Кошкин В.И. и др. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров. «Управление развитием организации». Модуль 11. М.: ИНФРА-М, 2000.

Маренков Н.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. Серия «Высшее образование». М: Феникс, 2004.


Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП