Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » Стратегия антикризисного управления

Реклама


Стратегия антикризисного управления

Просмотров: 2669 Автор: admin

Методологические подходы к определению стратегии управления

Необходимость разработки стратегии управления фирмы не обсуждается.

Выделим несколько аспектов стратегии антикризисного управления.

1. процесс разработки стратегии включает в себя элементы науки и искусства. Для того чтобы определить стратегию, необходимо собрать, проанализировать и оценить различные политические, экономические сведения. Но для разработки эффективной стратегии этого недостаточно, руководитель должен еще обладать особым талантом «интуитивного озарения», «видения» того, что может произойти.

2. Применительно к предприятию, коммерческой организации главной задачей «стратегией» является удовлетворение потребностей клиента. Для менеджера коммерческой организации главное - клиент, его конкурирующая деятельность.

3. Организации важно знать сильные и слабые стороны не только своих конкурентов, но и свои собственные. Особенно менеджменту надо четко знать и представлять свои сильные стороны, которые можно было бы использовать как инструмент конкурентной борьбы.

В центре антикризисной стратегии управления должна быть цель выживания, обеспечения конкурентоспособности организации с помощью рационального распределения ресурсов, удовлетворения потребностей клиентов, оптимального использования своих сильных сторон для достижения преимуществ над конкурентами.

Специалисты разных стран в ходе обсуждения возможности выживания промышленности в XXI в. выделили пять наиболее важных для этого условий:

  • долгосрочная стратегическая ориентация, а не краткосрочный подход, направленный на решение текущих проблем;
  • дух здоровой честной конкуренции; ориентация на потребителя;
  • искусное управление технологиями;
  • мотивация перемен, способность менеджеров преодолевать состояние тревоги и риска.

Все эти условия выживания промышленности подтверждают мнение, что именно производство определяет уровень нашей жизни и конкурентоспособность страны в мирной экономике.

Для обеспечения конкурентоспособности на мировом уровне российским корпорациям необходимо управлять четырьмя видами ресурсов: технологией; структурами, которые обеспечивают конкурентное преимущество; рационально организованными и интегрированными информационными потоками; образованием, повышением квалификации и мотивации людей. Необходимо хорошо работать, чтобы хорошо жить.

В рыночных условиях на первый план выдвигается задача осмысленного и упреждающего определения стратегических целей социально-экономического развития организации.

Одной из наиболее стратегически мыслящих российских корпораций является Федеральное агентство по атомной энергии. Атомная корпорация имеет просчитанные ориентиры развития на 50 лет вперед. Федеральное агентство по атомной энергии сформировало концепцию собственной генерирующей компании. Этот проект нацелен на консолидацию всех инвестиционных ресурсов отрасли и направление их на приоритетные объекты, продление проектного ресурса атомных станций и строительство новых блоков, снижение издержек и повышение конкурентоспособности всей отрасли.

Недостаточные финансовые ресурсы ставят перед российским бизнесом жесткие требования к поиску надежных источников финансирования. Руководство «Газпрома» сумело договориться с ведущими европейскими банками о предоставлении корпорации среднесрочного займа в евровалюте на развитие трубопроводной сети России в размере 20 млрд долл. Если в настоящее время пропускная способность трубопроводов «Газпрома» равна 600 млрд кубометров газа в год, то к 2010 г. ее предполагается увеличить до 670 млрд кубометров в год, для чего необходимо построить 15 тыс. км магистральных газопроводов.

Однако положение дел с разработкой стратегий развития отдельных предприятий, акционерных обществ, крупных корпораций далеко не отвечает требованиям теории и практики стратегического управления.

Разработка стратегии антикризисного управления

Кризисы в организациях могут возникнуть по разным причинам внешнего и внутреннего характера. Следовательно, для разработки надежной стратегии антикризисного управления проводится комплексный анализ внешней и внутренней среды организации.

Менеджер, очевидно, должен ограничить анализ внешнего окружения только теми аспектами, от которых решающим образом зависит выживание организации или вывод ее из кризисного состояния.

Ряд специалистов наиболее важными факторами внешнего окружения, от которых зависит эффективность деятельности организации, считают:

·         потребителей,

·         конкурентов,

·         правительственные учреждения,

·         поставщиков,

·         трудовые и финансовые ресурсы.

Факторы внешней среды взаимодействуют друг с другом. Изменение одного фактора воздействует на другие факторы, оказывая отрицательное или положительное влияние на организацию. Например, рост цен на нефть в 2003-2004 гг. в значительной степени повлиял на рост ВВП России, на финансовую устойчивость и валютные запасы, на решение проблем преодоления бедности в стране и т.п.

Исследователи обнаружили, что скорость изменений внешней среды для разных организаций различна.

Например, быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и др. Менее заметные изменения происходят в мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов.

Для разработки антикризисной стратегии важно оценить позиции потребителей по отношению к вашей продукции или услугам. Потребители будут покупать товары и услуги у вашей организации, а не у ваших конкурентов, исходя из своих предпочтений: низкая цена товара или услуги, высокое качество товара, своевременное получение товара или услуги и т. п.

Для разных продуктов и рынков может быть несколько различных антикризисных стратегий, а это требует четкого разделения организации на участки по видам деятельности.

Анализируя внешнюю среду, менеджеры сосредоточивают свое внимание на выявлении слабых и позитивных, сильных возможностей, которые можно использовать для преодоления кризисных ситуаций.

Позитивные возможности (сила). Их суть заключается в том, в чем организация (фирма) по сравнению с конкурентами преуспела. Это может быть более совершенная технология производства, более высокое качество продукции и услуг, развитые традиции, сильная организационная культура, надежное обеспечение материальными и человеческими ресурсами и т.п.

В теории и практике менеджмента для определения положения предприятия и его стратегических возможностей применяется SWOT-анализ.

После выявления и анализа сильных и слабых аспектов организации начинается процесс определения приоритетов в разработке стратегии антикризисного управления. Так, если перед фирмой стоит задача добиться преимущества перед конкурентами в ценах на выпускаемую продукцию, то это означает, что надо выпускать продукцию или услуги с минимально возможными затратами. Для достижения преимуществ в плане качества продукции целесообразно озаботиться о создании эффективной системы комплексного управления качеством.

Антикризисная стратегия организации должна определить порядок распределения ресурсов между функциональными областями фирмы, с тем чтобы стратегии функциональных подразделений работали на реализацию миссии организации и ее выживание или минимизацию затрат на преодоление последствий кризиса.

При разработке антикризисной стратегии приходится очень тщательно взвешивать возможности использования человеческих ресурсов, т.е. речь идет о том, может ли организация свободно нанимать и увольнять людей по своему усмотрению, тем самым жестко контролируя свои производственные мощности. В этих целях многие корпорации используют временных работников или гибкие схемы занятости: неполный рабочий день, работа по совместительству, уменьшение сменности, работа по трудовому соглашению и др.

Для разработки стратегии управления важно определиться с местоположением предприятия.

При разработке антикризисной стратегии организации необходимо внимательно проанализировать некоторые факторы внутренней среды организации (цели, структуру, задачи, технологии и люди).

Нам представляется, что в интересах формирования антикризисной стратегии необходимо проанализировать первую основную переменную (фактор) - цель. У организации, которая занимается бизнесом, созданием определенных товаров или услуг, могут быть такие цели, как производительность, высокое качество продукции, удовлетворение потребностей клиента, доля рынка, разработка новой продукции, подготовка и отбор руководителей.

Организация - это совокупность функциональных подразделений. Каждое подразделение вырабатывает свои цели. Например, целью финансовой службы может быть уменьшение кредитных потерь на 1,5% от суммы продаж. Подразделение маркетинга в той же организации в качестве цели может определить сокращение количества жалоб клиентов на 15% в наступающем году. Цели подразделений должны дополнять, уточнять общеорганизационные цели, а не вступать в противоречие с ними.

Менеджер, занимающийся разработкой антикризисной стратегии, призван обобщить, проанализировать всю совокупность существующих целей организации, выявить их обоснованность, взаимосвязь друг с другом, имеющиеся противоречия, обеспеченность всеми видами ресурсов. При необходимости скорректировать или изменить те из целей, которые провозглашены ошибочно или с большим завышением, или утратили свое значение вследствие изменившейся внешней среды и возможностей организации.

После всестороннего анализа целей организации может встать вопрос о корректировке или изменении миссии организации. Если менеджер при глубоком осмыслении придет к выводу, что при существующей миссии организация не сможет успешно конкурировать на рынке, то надо уточнить существующую миссию или разработать новую, более доступную для понимания большинством сотрудников. Четко сформулированная миссия выступает стимулирующим и мобилизующим фактором как для собственников предприятия, так и для его сотрудников.

Второй основной переменной внутренней среды организации является структура. Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей. Правильный выбор структуры организации может стать важным позитивным фактором антикризисного управления.

В общем случае, есть только два основных типа организации - формальный и неформальный. В формальной организации описываемые задачи ясны и административные связи движутся вниз и вверх по формальным путям (цепям) команд. С позиций стратегии это - наиболее эффективная система организации выполнения традиционных, рутинных обязанностей.

Но в кризисных ситуациях в организации формальные структуры, как показывает практика, показали свою неэффективность, замедленное реагирование на возникающие ситуации, неумение решать оперативно возникающие проблемы.

Исследователи считают, что в кризисных ситуациях, в условиях кризиса более эффективны неформальные типовые структуры. Популярной формой такой структуры являются относительно автономные группы. Относительно автономные сотрудники группы получают некоторый объем полномочий. Например, организовать мониторинг возможного возникновения кризиса в определенный отрезок времени. Автономной группе может быть поставлена задача разработать систему цен на поставляемые на рынок товары с целью сохранить или расширить свою долю рынка для увеличения объема продаж.

В такой группе роли распределены нечетко, а процесс принятия решений децентрализован. Сообщения состоят из советов и информации, а не из решений и инструкций. Групповой метод больше подходит для разрешения редко возникающих проблем и требует разнообразных знаний и навыков и способов взаимодействия.

Внутри одной организации можно встретить оба типа структур.

Одно из направлений развития организаций в антикризисном управлении - в их децентрализации.

Представим себе, что мы решили использовать в антикризисной стратегии формальную структуру в виде перевернутой пирамиды. В этом случае высшие менеджеры компании начинают обслуживать потребности линейных работников, исполнителей, чтобы они лучше обслуживали клиентов компании.

 

Потребитель

Оператор

Оператор

Оператор

Оператор

Руководители служб

Руководитель

Руководители служб

 
   

 

 

 

Вся остальная организация существует исключительно для того, чтобы обеспечить такое обслуживание путем предоставления финансовых, человеческих и иных ресурсов.

Разработка антикризисной стратегии управления требует учета многих факторов внешнего и внутреннего характера, их синергийного взаимодействия.

Вопросы

1. Что понимается под экономической стратегией организации?

2. Дайте определение антикризисной стратегии и раскройте ее сущностные черты.

3. Какие организационные структуры могут быть более предпочтительными в антикризисном управлении?

Литература

Беляев А.А., Коротков Э.М., Антикризисное управление: Учебник / ГУУ -М 2005.

Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1995.


Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта






 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП