Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?
» » » ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Реклама


ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Просмотров: 16619 Автор: admin
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Этапы становления и развития экономической теории
Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. Ее истоки ле-жат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах и трудностях повседневной жизни людей. Впервые слово «экономикос» появилось 2500 лет назад в заглавии сочинения древнегреческого философа Ксенофонта («ойкос» – дом, «номос» – закон, правило). В буквальном, первоначальном смысле «экономика» означала науку о домоводстве, искусство ведения домашнего хозяйства.
Дальнейшее развитие наука получила у Аристотеля, который впервые устанавливает две стороны товара: потребительную и меновую, и анализирует процесс обмена. Потребительная стоимость – полезность какого-нибудь предмета. Меновая стоимость – возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. 
Аристотель выделил в экономической мысли два направления: экономию и хрематистику.  
Экономия – изучает явления, связанные с естественной формой хозяйствова-ния, то есть, с производством потребительских благ и мелкой торговлей, необходимой для удовлетворения потребностей людей.  
Хрематистика – изучает явления, связанные с искусственной формой хозяйствования, то есть с накоплением денег и крупной торговлей. 
Хрематистика – учение о том, как получить большее богатство, чем есть.
Развитие общественного разделения труда и товарно-денежных отношений привело к преодолению замкнутости натурального хозяйства и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства, в связи с чем возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны. 
Специальное название экономической науки – политическая экономия – появилось в XVII веке. Этот термин ввел Антуан де Монкретьен, который опубликовал в 1615 году «Трактат о политической экономии». Слово «политическая» в названии науки также имеет древнегреческие корни. Оно происходит от термина «полис» (город, государство) и заключает в себе более широкий смысл – искусство управления общественным хозяйством. За четыре века существования экономическая наука прошла большой путь, ее развитие привело к возникновению многих школ.
Меркантилизм – первая школа экономической теории.  
Суть меркантилизма: 
– в экономической политике – всемерное накопление денег в стране, считавшихся основой национального благополучия;
– в теории – поиски экономических закономерностей в сфере обращения (в торговле, в денежном обороте). 

Основные направления (школы) экономической науки
Вклад меркантилистов в экономическую науку незначителен. В их сочинениях преобладали обоснования тех или иных хозяйственных операций, методы, экономическая политика. Представители меркантилизма считали, что государство должно вмешиваться в экономику для создания благоприятного торгового баланса. Экономика представлялась искусственным механизмом, слаженная работа которого зависит от государственных постановлений и указов. Концепции меркантилистов считаются донаучной фазой в развитии политической экономии.
В таблице 1 приведена сравнительная характеристика раннего и позднего меркантилизма.
Таблица 1
Развитие экономической мысли в меркантилизме
Категории Ранний меркантилизм Поздний меркантилизм
Основная идея Активный денежный баланс Активный торговый баланс
Богатство Золото и серебро Избыток продуктов, остаю-щийся после удовлетворения потребностей страны, который на внешнем рынке превра-щается в деньги
Источник бо-гатства Накопление и добыча драгоценных металлов Внешняя торговля
Политика Запрет вывоза за границу драгоценных металлов, зо-лотодобыча Политика протекционизма, посредническая торговля
Функции денег Средство накопления Средство накопления и обра-щения
В формировании и развитии политической экономии как науки сыграли роль представители классической политической экономии. Классиков объединяло то, что источник богатства страны они искали не в количестве ее природных ресурсов и не в активном торговом балансе, а в эффективной форме организации общественного хозяйства. Классическая экономия изучает все сферы экономики – производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. От поверхностного описания хозяйственных явлений (например, обмена товара на деньги) она переходит к открытию их сущности и законов развития экономики. 
Физиократы – школа политической экономии, которая возникла во Франции в середине XVIII в. Физиократия означает «власть природы». Основателем и главой физиократии был Франсуа Кенэ (1694–1774). Основная его работа – «Экономические таблицы». Физиократы перенесли исследование о происхождении богатства нации из сферы обращения в сферу производства, а точнее, в сельское хозяйство. Избыток сельскохозяйственного продукта, который образуется за вычетом всех издержек его производства, Кенэ называл чистым продуктом. Промышленность и торговая деятельность считались физиократами бесплодными. Деньги рассматривались лишь как средство обращения, а накопление денег считалось вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции – служить обмену товаров.
Ф. Кенэ представил схему разделения общества на три основных класса:
Производительный класс – это земледельцы, которые не только возмещают затраты своего капитала и кормят себя, но и получают чистый продукт. 
Класс собственников – это получатели чистого продукта: помещики, двор, церковь, а также вся их челядь. Собственники не работают. Но зато они собственники земли, единственного фактора производства, который Кенэ считал способным увеличивать богатство общества. В присвоении чистого продукта и состоит их социальная функция. 
Бесплодный класс – это все прочие, то есть люди, говоря словами Кенэ, «выполняющие другие занятия и другие виды труда, не относящиеся к земледелию». Ремесленники, рабочие, торговцы, разумеется, работают. Но своим трудом, не связанным с землей, они создают ровно столько продукта, сколько потребляют, они только преобразуют натуральную форму продукта, создаваемого в земледелии.
Взаимодействие трех названных классов Ф. Кенэ показывает с помощью схемы, демонстрирующей, откуда возникают доходы, где создаются совокупный и чистый продукт, как он распределяется, каким образом возмещаются издержки.

Модель обращения годового продукта
Исходный момент «воспроизводственного анализа» – годовой продукт (урожай), полученный земледельцами (3 млн. ливров).
1) земледельцы арендуют за деньги у земельных собственников землю и вы-ращивают на ней урожай (3 млн. ливров);
2) собственники скупают у землевладельцев продукты (1 млн. ливров);
3) собственники скупают промышленные изделия у ремесленников (1 млн. ливров);
4) земледельцы закупают у ремесленников промышленные товары, идущие на восстановление инструментов и материалов, стоимость которых вошла в стоимость произведенного годового продукта (1 млн. ливров);
5) ремесленники закупают сельскохозяйственные товары у земледельцев 
(1 млн. ливров);
6) ремесленники закупают сырье у земледельцев (1 млн. ливров).
Схема показывает, что класс ремесленников производит ровно столько, сколько потребляет, что доказывает его «бесплодность». Класс землевладельцев получает больше, чем тратит, то есть присваивает чистый продукт. А класс фермеров производит больше, чем получает от землевладельцев и ремесленников. Одна треть годового продукта создается плодородием земли. 
Таким образом, хозяйственный процесс представлялся физиократами как естественная гармония, не требующая вмешательства государства, не зависящая от воли и политики. Отказ от вмешательства правительства в экономику получил название экономического либерализма. В этом существенное отличие физиократов от меркантилистов.
Английская классическая политическая экономия возникла и развивалась в XVII–XVIII вв. и относится к числу зрелых направлений экономической мысли, не потерявших свою актуальность до наших дней. Родоначальниками этой теоретической школы были Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Томас Мальтус, Джон Стюард Милль. Они внесли выдающийся вклад в углубленное исследование капиталистической экономики, создали свое учение о росте национального богатства. В отличие от физиократов английские классики считали, что богатство создается не только в сельском хозяйстве, но и во всех других отраслях материального производства.
Наибольший вклад в английскую политическую экономию внес Адам Смит (1723–1790). В 1773–1776 гг. А. Смит написал свое главное произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором изложил свою концепцию экономического либерализма, заключающуюся в следующих положениях:
 интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества;
 «экономический человек» – лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства;
 непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция;
 погоня за прибылью и свободная торговля оценивается как деятельность, выгодная всему обществу;
 на рынке действует «невидимая рука», при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максимально выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целом.
Заслугой А. Смита является и углубление учения о разделении труда, теории денег, трудовой теории стоимости, капитале.
Видным представителем классической политической экономии Англии явля-ется Томас Роберт Мальтус. Его трактат «Опыт о законе народонаселения» вплоть до настоящего времени является объектом дискуссий. Диапазон оценок работы широк, от «гениального предвидения» до «антинаучного бреда».
Теория народонаселения Т. Мальтуса сводится к следующим положениям:
 способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно превосходит способность роста продовольственных ресурсов потому, что население растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов, в арифметической;
 рост населения жестко ограничивается средствами существования;
 в природе, по мнению Мальтуса, соответствие между численностью населения и количеством средств существования достигается эпидемиями, голодом, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей;
 проблему чрезмерного роста населения Т. Мальтус решал через изменение заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и ограничивает рост населения в будущем. Низкий уровень жизни определяется биологическими законами, а не социальными проблемами.
Т. Мальтус выступал против государственной поддержки нищих, так как видел в этом поощрение неблагоразумных за счет взимания налогов с трудолюбивых граждан.
Завершил создание английской классической политической экономии Давид Рикардо (1771–1823 гг.). Рикардо жил в начальные годы промышленного переворота в Англии (конец XVIII – начало XIX в.). Основное свое произведение «Начала политической экономии и налогового обложения» Рикардо написал в 1817 году. Рикардо предложил своё учение о заработной плате как плате за труд, учение о прибыли как избытке стоимости над заработной платой, продукте неоплаченного труда рабочего, а также учение о ренте.
К основным чертам классической школы можно отнести следующие:
1) для классической школы характерно стремление проникнуть в глубь эко-номических явлений и процессов;
2) основой учения классической школы стала теория трудовой стоимости. Капитализм представлялся как единственно возможный, вечный и естественный общественный строй;
3) классическая школа рассматривала проблемы производства и распределения в обществе с точки зрения положения основных классов: капиталистов, рабочих, землевладельцев;
4) воспроизводство капитала было основано на принципе естественного по-рядка в экономике, основанного на действии объективных стихийных экономических законов, не зависящих от воли человека;
5) буржуазная классическая политическая экономия выступала за либера-лизм – максимальное ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли.
В XIX веке родилось новое направление к экономической науке – марксизм, наиболее видными представителями которого стали К. Маркс и Ф. Энгельс.
 Источниками методологии их учения явились:
– классическая политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо – трудовая теория стоимости, производительность труда и т.д.;
– немецкая классическая философия – диалектика и материализм;
– утопический социализм – идеология, понятие классовой борьбы.

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП