Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?

Реклама


ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Просмотров: 4815 Автор: admin

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация.


В  курсе  излагаются  основы  теории  информационной  экономики  как  самостоятельной учебной  дисциплины.  Ключевой  задачей  курса  является  определение  тенденций  развития информационной  экономики  на  глобальном,  национальном  и  микроуровне.  Метод исследования  и  логика  изложения  курса  опираются  как  на  уже  известный  студентам стандартный  теоретический  инструментарий,  так  и  на  использование  принципов  теории систем  в  познании  экономики.  При  этом  акцент  делается  на  включении  экономического знания  в  современную  научную  картину  мира,  т.  к.  без  обновления  методологического арсенала  экономической  науки  невозможно  осмыслить  широкомасштабные  сдвиги, происходящие в экономике и обществе ХХ1 века.
 Структура  курса  и  его  разделов  представляет  собой  движение  учебного  материала  от наиболее универсальных параметров эволюции общества к предельно конкретным ресурсам и  факторам  информационной  экономики.  В   курсе  излагаются  основные  теоретические подходы  к  познанию  общественной  эволюции  и  принципов  постиндустриализма, информационного общества, комьюниколоджизма и сетевой экономики;
-  выявляются  современные  факторы  национальной  конкурентноспособности  и  рентная определенность  продукта  в  информационной  экономике,  выраженная  в интеллектуальной, технологической, инновационной, финансовой и статусной рентах;
-  дается  понятийное  определение  информации  как  фундаментального  ресурса экономики, анализируются информационные основы экономической динамики;
-  рассматриваются  характеристики  интеллектуальной  фирмы,  а  также  структура неосязаемых активов фирмы и методы их оценки;
-  анализируются  информационные  аспекты  денег,  финансовых  рынков,  инфляции  и делового цикла.
В результате чтения курса студенты должны овладеть категориальным аппаратом теории информационной  экономики;  уметь  применять  полученные  знания  в  анализе  и
прогнозировании экономических ситуаций в условиях тотальной информатизации общества и экономики.


ТЕМА 1. Становление информационного общества.
Экономика  в  картине  мира.  Гносеологические  основания  возникновения  информационной научной  парадигмы.Общественная  эволюция  и  циклизм.  Цивилизационные  циклы.
Типология  экономических  цивилизаций.  Индустриализм  и  постиндустриализм: сравнительные  характеристики.  Теории  информационного  общества.  Основные  институты
информационного  общества.  Меритократия.  Информационный  источник  собственности  и власти.  Переход  от  индустриальной  к  обслуживающей  экономике.  Особенности
экономических ресурсов информационного общества и изменение характера ценности благ. Информационный  рынок  как  системообразующая  сфера  экономики.  Символические ценности.  Постиндустриализм  и  виртуализация  общества. Высокие  и высокогуманитарные  технологии.  Теория  и  практика информационных  войн.
Глобализация мировой экономики: тенденции и противоречия. Трансформационный кризис и сценарии его развития.

 

ТЕМА 2. Информационный тип экономического роста.
Информационная  экономика  в  широком  и  узком  смысле.  Информационно-коммуникационный  технологический  уклад.  Понятие  и  типология  информационного продукта.  Индустриальный  и  информационный  типы  экономического  роста. Информационные  технологии  как  мета-технологии  и  их  влияние  на  экономический  рост.
Показатели  информационной   обеспеченности  экономики. Информационная  составляющая добавленной  стоимости.  Интеллектуальная  и  технологическая  рента.  Информационная монополия.  Эффективность  производства  информации:  механизм  исключения.  Ноу-хау, коммерческая  тайна.  Лицензионные  платежи  и  инновационная  рента.  Информационная эффективность инвестиционных проектов. Научно-инновационный потенциал.  Актуальные задачи  и  методы  государственного  регулирования  экономики  в  условиях постиндустриализма. Старая и новая экономика.


ТЕМА 3. Информация как экономический ресурс.
Экономическая  информация,  ее  атрибуты  и  функции.  Информационный  продукт. Информационный  ресурс.  Характерные  свойства  информационного  продукта-ресурса.
Производство  информации.  Потребление  информации.   Информация  как  общественное благо.  Права  собственности  на  информацию.  Институциональный  подход  к  изучению
информационных отношений в  экономике. Информация и аксиомы ординалистской теории полезности.  Спрос  и  предложение  информации.  Информация  и  эффективность.
Несовершенство  информации  и  прибыль. Ф.  Найт,  К.  Эрроу,  Д.  Стиглер  об  информации. Модель  Стиглера.  Цена  информации  и  понятие ìоптимальная  величина  поискаî.
Информационная ассиметрия. Формирование идеи информационной функции цены в трудах неоклассиков  и  институционалистов.  Методологические  границы  неоклассического  и
институционального подходов к исследованию информации.


ТЕМА 4. Информационные основы экономической системы. Современная  научная  картина  мира.  Законы  самоорганизации.  Социальная  система  как
сложная открытая система. Энтропия и диссипация. Информация как мера упорядоченности системы.  Синергетический  смысл  информации.  Синергетический  инноватор.  Количественный  и  качественный  подходы  к  определению  ценности  информации. Коммуникативное  значение  информации.  Коннективное  значение  информации.  Носители
информации  в  экономике.   Информация  как  товар  и  как  механизм  снижения неопределенности. Моральный  износ  информации.  Творческая  рента  и  истинная  ценность информации.  Мультипликатор  информации.  Нелинейные  модели  динамики  сложной системы.  Гиперцикл.  Нелинейная  информационная  модель  динамики  экономической системы: информация как функция системной связности. Волны нововведений как источник информации в  экономке. Расширенная  трактовка понятия  транспортных коммуникаций как носителя информации.


ТЕМА 5. Современный комьюниколоджизм.
Возникновение  комьюниколоджизма,  его   связь  с  другими направлениями научной мысли, альтернативными мейнстриму. К.Боулдинг   и  проблемы  генезиса  систем. Информация  как генетическая  структура.  Товар,  рынок  и  информация  в  комьюниколоджизме.   Роль институтов  в  комьюниколоджизме.  Понятие  информации  как  института  власти.  Знаковая Среда  в  экономике.  Рыночный  обмен  как  система  знаковых  коммуникаций. Трансформационный  кризис  как  кризис  знаковой  Среды.  Отличия  знаковой  Среды
индустриального  и  информационного  обществ.   Сходство  и  методологическая  оппозиция  неоклассики  и  комьюниколоджизма:  абсолютизация  рынка ó  и  функция  власти; 
методологический  индивидуализм ó  и  логика  коллективных  действий;  допущение гармоничных  взаимодействий ó  и  экстерналии.  Информационная  природа  экстерналий  в
комьюниколоджизме. Корпоративный комьюниколоджизм.


ТЕМА 6. Сетевая экономика.
Эволюция  экономических  институтов  общества:  от  индустриальной  к  адаптивной  системе. Становление  общества  сетевых  структур.  Сетевые  организации  как  тенденция
организационного развития. Метаболическая фирма. Предпринимательские сети как способ самоорганизации  бизнеса  в  неопределенной  экономической  среде.  Характер  связей  и механизм  координации  в  сетевой  экономике.  Сетевой  рынок  и ìконтрактно-блатнойî капитализм. Синергетика предпринимательских сетей. Сетевые операторы. Рентные доходы в Сети. Изменение  природы  фирмы. Эффективность  и  ограниченность  принципов  сетевой организации.  Внешние  эффекты,  трансакционные  издержки,  эффект  масштаба,  диффузия прав  собственности  и  конкуренция  в  сетевой  экономике.  Типы  и  формы  сетевых организаций.  Бизнес-альянсы.  Стратегический  брокер.  Квази-фирма.  Виртуальная корпорация. Проблемы развития интернет- коммерции. Телеработа.


ТЕМА 7. Неосязаемые активы фирмы: дилемма эффективности и виртуальности.
Постиндустриализм  и  изменения  структуры  занятости.  Человеческий  капитал.  Фирма  в теории  эволюционной  экономики.  Память  организации.  Внешняя  и  внутренняя информационная  система  фирмы.  Интеллектуальная  фирма  и  структура  ее  активов. Неосязаемые  активы.  Интеллектуальный  капитал  и  интеллектуальная  собственность.
Проблема  прав  собственности  на  неосязаемые  активы.  Варианты  определения  стоимости неосязаемых  активов.  Оценка  отдельных  элементов  неосязаемых  активов.  Цена  фирмы. Тенденции  развития неосязаемых  активов  в информационном  обществе. Знаковая функция неосязаемых  активов.  Активы  фирмы  как  символическая  ценность.  Статусная  рента  в виртуальной  экономике.  Брэнд  как  типичный  носитель  статусной  ренты.  Репутационный менеджмент и программирование иллюзий инвесторов. Капитализация неосязаемых активов как игра с нулевой суммой.


ТЕМА 8. Информационные деньги и финансовые рынки.
Информационная  сущность  денег.  Эволюция  форм  денег.  Универсализация  современных денег  и  финансовых  рынков.  Синтетические  финансовые  инструменты.  Этапы  развития электронных  форм  денег.  Сетевые  деньги.  Информационные  технологии  в  банковском  и бержевом  секторах  экономики.  Основные  гипотезы  финансовых  рынков.  Теория рефлексивности.  Теория  финансовой  нелинейности.  Финансовая  хаологистика.
Посткейнсианская теория денег. Виртуализация и символизация современных денег. Рынок финансовых симуляций. Геофинансы. Противоречия финансовой  глобализации. Финансы и информационно-ценовая  модель  экономической  динамики.  Синергетика  финансовой динамики.  Информационная  модель  делового  цикла.  Информационный  провал.  Инфляция как  информационный  провал.  Деформация  информационной  функции  цены  в  период перехода к информационному обществу. 

Литература:
!  Азгальдов Г. Оценка деловой репутации фирмы. М., 1996;
!  Антипина  О.,  Иноземцев  В.  Диалектика  стоимости  в  постиндустриальном  обществе. //МэиМО. 1998. N 7;
!  Валдайцев С.В. Оценка интеллектуальной собственности и инновации. М., 1997;
!  Иванов  Д.  Постиндустриализм  и  виртуализация  экономики//  Журнал  социологии  и социальной антропологии. Том 1.1998.№1;
!  Иноземцев В. За пределами экономическонго общества. М., 1998;
!  Катькало В. Межфирменные сети проблематика исследования новой организационной стратегии в 1980- 90 годы// Вестник СпбГУ. Серия ìЭкономикаî, 1999, №2;
!  Кузмин М. Гиперциклическая организация и динамика общественнных систем. // Идеи Н.Д.Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. М., 1995;
!  Лукашевич И.В. Синергетический подход к анализу длинных волн. // Вестник СпбГУ. Серия ìЭкономикаî.1995. N 4;
!  Новая постиндустриальная  волна на  Западе . Антология. Под  ред. Иноземцева В. М., 1999;

!  Пашкус Ю.В.,  Лукашевич  И.В.  Кондартьевские  волны  и  инфлрмационное  общество. Вестник СПБГУ, 1995 сер. 5. Вып. 2;
!  Пригожин И., Стенгерс И.  Порядок из хаоса. М., 1987;
!  Румянцев М.А. Экономика как система образов. //Экономическая теория на пороге XXI века-3. Под ред. Ю.М.Осипова, Е.С.Зотовой. М,1999;
!  Румянцева С.Ю. Парадокс информационного пата. // Экономическая теория на пороге XXI века-3. Под ред. Ю.М.Осипова, Е.С.Зотовой. М,1999;
!  Сорос Дж. Кризис мирового капитализма М., 1999;
!  Тоффлер Э. Изменяющаяся структура бизнеса// США, 1993. № 2;
!  Эрроу К. Информация и экономическое поведение. // Вопросы экономики .1995, №2;
!  Яковец Ю.В.  Становление  постиндустриальной  цивилизации. //Вопросы  экономики. 1992, №10;
!  Ямагучи  К.  Смена  парадигм  в  экономике  по  мере  становления  информационного общества//  Идеи  Н.Д.Кондратьева  и  динамика  общества  на  рубеже  третьего тысячелетия. М., 1995.



Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП