Вы на НеОфициальном сайте факультета ЭиП

На нашем портале ежедневно выкладываются материалы способные помочь студентам. Курсовые, шпаргалки, ответы и еще куча всего что может понадобиться в учебе!
Главная Контакты Карта сайта
 
Где мы?

Реклама


Жизненный цикл организации

Просмотров: 5295 Автор: admin

Любая организация проходит в своем развитии различные стадии жизненного цикла. Период времени между граничными точками возникновения и прекращения деятельности организации принято называть жизненным циклом. Объективная идентификация стадии жизненного цикла организации в каждый из периодов ее деятельности способствует правильному выбору стратегии ее развития — построению соответствующего менеджмента и грамотному использованию финансовых рычагов.

Исследованию жизненных циклов организации (модели жизненного цикла, основных отличительных характеристик стадий жизненного цикла, проблем развития каждой стадии, основных задач менеджеров по стадиям жизненного цикла и т. д.) посвящено достаточно большое количество публикаций как отечественных [Кушелевич, Филонович, 2004; Основы инновационного менеджмента, 2000; Широкова, 2005], так и зарубежных авторов [Miller, Friesen, 1984; Adizes, 1989; Hanksetal, 1993]. Несмотря на большое разнообразие количества выделяемых авторами стадий жизненного цикла (от трех у [Lippit, Schmidt, 1967]; до десяти у [Adizes, 1989]) и их названий, можно выделить пятиэтапную модель, стадии которой, в той или иной мере, находят отражение во всех рассматриваемых моделях жизненно- го цикла: возникновение, развитие, рост, зрелость и затухание [Основы инновационного менеджмента, 2000]

Каждой стадии хозяйственной жизни организации соответствуют свои цели и свой комплекс задач, требующий от менеджеров принятия управленческих решений, а следовательно, и специальных умений и навыков.

Выявление, анализ жизненных циклов организации их описание, позволяют предсказывать поведение, динамику, возникновение кризисов организации (фирмы), и следовательно, предотвращать или минимизировать их влияние.

Согласно концепции развития организация проходит через определенные стадии, на которых изменяются приоритеты четырех видов деятельности:

·        достижение результатов,

·        предпринимательская деятельность,

·        управления с помощью формальных правил и процедур,

·        интеграция индивидов в организации.

Продвижение от одной стадии к другой происходит благодаря разрешению проблем последовательных стадий.

Особое значение может иметь концепция жизненного цикла организации. Построим кривую жизненного цикла предприятия в виде «прибыли - убытки предприятия во времени» (рис. 2.4).

Кривая жизненного цикла предприятия (организации) будет иметь следующие стадии:

I стадия (создание предприятия) происходит в основном расход ресурсов. На этой стадии предприятие, как правило, не ведет прибыльной хозяйственной деятельности. Это подготовительная стадия.

II— стадия становления - предприятие проходит в своем развитии критическую точку и вступает в начало безубыточной деятельности.

III, - стадии ускорения фирмы (организации) - организация имеет достаточное количество финансовых, физических и людских ресурсов в результате развитие организации (предприятия) происходит достаточно быстрыми темпами, растет объем прибыли, получаемой предприятием на этой стадии.

IV - замедления роста в результате воздействия различных причин (ограничение ресурсов, насыщение рынка, и др.) происходит замедление темпов роста производства, прибыли. Предприятие подходит к пику своей активности. Наиболее важным становится прогнозирование возможных кризисных ситуаций и кризисов.

V - стадия устойчивости (зрелости). На этом этапе своего развития организация добивается наивысших производственных успехов, наблюдается стабильное поступление доходов, сложилось высокое профессиональное качество кадрового состава.

VI- стадия спада - характеризуется резким снижением объема продаж, выручки, уменьшением спроса на выпускаемую продукцию. Деловая активность предприятия падает. Предприятие постепенно переходит в последнюю стадию своего существования - стадию умирания.

VII- стадия умирания предприятия. На этой стадии все производственные и финансовые показатели резко ухудшаются. Предприятие несет убытки от своей деятельности, становится неплатежеспособным и вступает в процедуру банкротства.

Анализ этапов жизненного цикла СЭС позволяет спрогнозировать возможность наступления кризиса, а это в свою очередь предопределяет необходимость осуществления антикризисного управления.

Модель жизненного цикла организации по Гринеру рис. 2.4 (кризисы привязаны к стадии развития организации):

I стадия – рост за счёт созидания. Этой стадии соответствует – кризис лидерства (принцип единоначалия);

II, III стадия – рост за счёт директивного управления - кризис автономии (распределение прав и обязанностей).

IV стадия – рост за счёт делегирования полномочий - кризис контроля (затраты на контроль превышают эффект от контроля).

V стадия – рост за счёт координации  – кризис от бюрократизма (уровень регламентации, норм и правил в СЭС мешает ее функционированию).

VI, VII стадия – рост за счёт «соглашений». – банкротство (СЭС не соответствует требованиям внешней среды, продукция, услуги и т.д.).

Модель жизненного цикла организации по Короткову

реорганизационные процедуры

- ликвидационные процедуры

Кризис наступает в результате противоречия требований к обеспечению функционирования и развития СЭС (рис. 2.2).

Стадии жизненного цикла по И. Адизесу:

Рост и старение организации наиболее очевидны, если рассматривать взаимосвязь двух важнейших факторов жизнедеятельности организации -гибкости и контроля. Молодые организации очень гибки и подвижны, но слабо контролируемы. Когда организация взрослеет, соотношение изменяется – уровень контроля растет, а гибкость уменьшается.

В процессе роста любая организация (фирма) сталкивается с определенными трудностями и проблемами. Эти трудности и проблемы, на каждом этапе развития организации, условно можно разделить на две группы: болезни роста и организационные патологии.

Болезни роста - это проблемы, которые обусловлены незрелостью компании, их очень трудно (а иногда и не нужно) избегать, но они могут быть преодолены силами самой организации.

Организационные патологии - это болезни роста (запущенные), излечиться от которых самостоятельно организация не в состоянии.

Таким образом, задача менеджмента организации заключается не в достижении ситуации, когда проблем не существует вообще, а в недопущении возникновения патологий.

Выхаживание - это этап зарождения организации. Она еще не существует физически, но энтузиазм и бизнес-идея относительно ее будущего уже возникли. Лидер (учредители) закладывает «теоретический» фундамент будущей организации (фирмы), пытается «продать» идею о ее будущем успехе. У лидера определены внутренние обязательства в отношении ее реализации и имеется готовность взять на себя риск основания нового дела.

Младенчество – на этой стадии внимание перемещается от идей и возможностей, к результатам производства - удовлетворению потребностей, ради которых компания создавалась. Наступает время действовать. Действия могут измеряться уровнем продаж.

«Давай-давай» - стадия быстрого роста. Когда денежные потоки от деятельности организации стабилизируются. Преодолевается нехватка жизненных средств и уровень продаж постоянно растет, создается впечатление, что компания выжила и процветает. Компания действует методом проб и ошибок. Чем крупнее ошибка, тем более существенные потери она несет - это может быть потеря доли рынка, важного клиента или денежных сумм, необходимо пересмотреть свою деятельность и создать набор правил и норм, Возникает необходимость создания административной подсистемы - перехода от управления по интуиции к более профессиональному управлению. Если этого не произойдет, организация может оказаться в состоянии банкротства.

Юность - Сотрудники организации, стремятся к более стабильной деятельности, совершенствуют свои лучшие приемы и методы и приближаются к профессиональной административной бюрократии. Если систематизация административной деятельности произошла успешно и руководство институционализировалось, то организация движется к следующему своему этапу развития.

Расцвет - Это оптимальная точка кривой жизненного цикла, где организация достигает баланса между самоконтролем и гибкостью.

Расцвет организации - это не точка, после которой сразу же следует падение, это процесс роста. Он является показателем жизнеспособности организации, способности достигать эффективных результатов в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.

Стабилизации – это этап начала падения. В организациях падение предприимчивости, духа предпринимательства приводит к стабилизации, а затем к Аристократизму.

Признаком этого являются: недогруженные мощности, организационная инертность, большая численность управленческого аппарата, наличие в коллективе фирмы оппозиции.

Аристократизм – этап неэффективного использования ресурсов. И переход организации к следующему этапу старения - Ранней бюрократизации. Это могут быть как крупные, средние, так и малые фирмы. Их маркетинговая техническая политика требует принятия уже нестандартных решений, поиска новых рынков, освоения новых видов продукции с учетом требований потребителей. Но со стороны менеджмента адекватной реакции на соответствующие требования не происходит. Утрачивается динамизм и энергия в управленческой деятельности.

Наступает следующий, заключительный этап - Бюрократизация и Смерть. На этом этапе компания (организация) не создает необходимых ресурсов для самосохранения. Нет ориентации на результат, отсутствует стремление к изменениям, нет целеустремленно работающей команды, но существует система, правила, предписания и процедуры. Организация обращена только на себя, связываясь с внешним миром только через узкие каналы. Существует тотальный бессмысленный контроль. Внешне организация напоминает монстра, но на самом деле ее может легко разрушить даже небольшое внезапное изменение.

Смерть организации может наступить не обязательно мгновенно, особенно если по той или иной причине ее поддерживают органы власти. Но если организация полностью зависит от клиентов, смерть наступает сравнительно быстро, поскольку клиенты отворачиваются от нее и отказываются от ее поддержки.

Итак, для менеджмента важно учитывать, что возможность возникновения кризиса возрастает при переходе организации из одного этапа в другой. Но это не всегда будет кризис разрушения, может быть кризис обновления, ускорения и поиска.

Встречаются и другие варианты названий этих пяти стадий. Например, в статье Миллера и Фризена [Miller, Friesen, 1984] они звучат так: формирование (или возникновение), рост, зрелость, диверсификация, упадок (затухание).


Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.

Популярные новости

Статистика сайта



Rambler's Top100



 
Copyright © НеОфициальный сайт факультета ЭиП